Приветствую Вас Гость!
Четверг, 02.05.2024, 04:24
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Каталог статей

Главная » Статьи » Страницы истории

Загадки основания Трусово

Чтобы разобраться в этом вопросе, мы вместе с опытным краеведом, участником многих научных конференций А. М. Тирановой, проживающей в д. Рочево, приняли решение обратиться в Государственный архив Архангельской области, где хранятся основные документы о Пустозёрском уезде, к которому относилось село Трусово (прим. автора: с 1780 г. – это был Мезенский уезд, c 1891 г. – Печорский). С целью разностороннего исследования исторического прошлого нашей малой родины была создана рабочая группа «Цилемские корни» из четырёх человек. Кроме нас двоих, в её состав вошли сёстры Т. Ф. Вокуева из с. Трусово и  И. Ф. Дуркина из д. Филиппово.
Первый документ, о существовании которого мы узнали от учителя истории М. И. Нечайкиной, работавшей в Усть-Цилемской школе, был получен из фондов Национального архива Республики Коми. Это «Список населённых мест Усть-Цилемского прихода соборного второго благочиния Печорского уезда Архангельской губернии» от 1898 года, за подписью протоирея Николая Замяткина. Он сообщает следующее: «Цилемские деревни заселены: Кривомежная – 100 лет тому, Трусовская, Филипповская, Мыльская (Ванючковых) – в начале 19 века, Рочевская – в начале 18 века (но мы предполагаем, что это неточность, она должна быть заселена тоже в начале 19 века), Мыльская (Савиных) – 50-е годы 19 века, Нонбургский выселок – два десятка тому, Ортина – пропуск». Один за другим мы направили запросы в Архангельск по поиску генеалогических сведений в отношении семей Дуркиных, Вокуевых, Ермолиных, Носовых, Рочевых, «мыльской» Иустины, жены Ивана Дуркина (большого), запросы о первом упоминании с. Трусово и его поселенцах, о жителях д. Кривомежной, отражённых в ревизии 1811 года. Документы рассказали нам многое, но часто удивляло в них несоответствие сведений (имён, возраста), что требовало дополнительного запроса из архива с уточнениями. 
В течение года в нашей группе проходило активное обсуждение интересующей темы, и, как оказалось впоследствии, такой важной для многих уроженцев цилемских деревень. Генеалогический кроссворд до сих пор содержит в себе много «белых пятен», но мы продолжаем начатую работу и поиск ответа на главный вопрос: «Когда и кем основано село Трусово?». Кое-что группе «Цилемские корни» всё же удалось выяснить.
По воспоминаниям моих предков, первопоселенцами Трусово были Дуркины. А по воспоминаниям Вавила Петровича Носова (1933-2007 гг.), озвученным в 2016 году на слёте семьи Носовых, что проходил в д. Филиппово, его племянницей из Усть-Цильмы Т. Ф. Тороповой – село основано Климом Носовым, который был женат на дочери основателя Трусово – Ивана Труса. Существует и третья версия: первопоселенцем является Василий Вокуев рода Зиничей из Ижмы – такого мнения придерживался наш земляк Андрей Феоктистович Чупров (1888-1974 гг.). Его воспоминания описаны прозаиком-публицистом В. Толкачёвым в книге «Через снега и годы».
Упоминания о Трусовской деревне в период 19 века в литературных источниках скудны: в 1837 году проплывавший по реке Цильме ботаник-путешественник А. Шренк отметил «трусовы хижины». В 1842 году Архангельская палата госимущества дала епархии сведения, что в Трусовской имеется шесть домов и 15 душ. В 1843 году исследователь Севера В. Латкин тоже увидел шесть домов. В историко-демографическом справочнике В. Л. Жеребцова «Населённые пункты Республики Коми» указано: «Трусова отмечена на карте в 1846 году. В 1859-м в Трусова (Трусовых) проживает 45 человек (20 мужчин, 25 женщин) и в соседней д. Кривомежной – 130 человек (61 мужчина, 69 женщин)». 
А вот какие сведения о первом упоминании Трусово получены нами из Государственного архива Архангельской области: в духовных росписях до 1861 года записей о Трусово не обнаружено. В десятой ревизии населения 1858 года в д. Трусовской среди государственных крестьян обоего пола значатся семь семейств и 113 душ (в т.ч. 13 выбывших: семь умерло, одного забрали в рекруты, пятеро в Сибири); из живых – 50 мужских душ, 50 женских. Далее указаны главы семейств и количество членов их семей:
1. Носов Семён, 1794-1857 (незаконнорожденный, предположительно сын Климента) – 15 душ;
2. Вокуев Андрей Антонович, 1805 г.р. – 13 душ;
3. Торопов Василий Варламович, 1789 г.р. – 11 душ;
4. Дуркин Василий Фёдорович (мл), 1782 г.р. – 11 душ; 
5. Чупров Семён Филиппович, 1837 г.р. – 14 душ;
6. Чупров Михайло Михайлович, 1800 г.р. – 38 душ;
7. Ермолин Мирон Дементьевич, 1801 г.р. – 12 душ.
По воспоминаниям старожилов села, с учётом вышеуказанного количества проживающих в деревне, становится понятно, что люди заселились у Трусовых намного раньше 1858 года. Генеалогические сведения показали, что в период 1795 – 1857 годов трусовляне были приписаны к д. Кривомежной. 
По данным книги Л. Жеребцова, здесь проживала 21 мужская душа. А из фамильного списка черносошных крестьян д. Кривомежной, отражённых в шестой ревизии населения 1811 года, – документа, полученного на наш запрос, следует: «Сошли и поселились в этой деревне после ревизии 1795 года из Усть-Цилемской слободки семейства:
- Дуркин Иван Яковлевич, умерший в 1805 году в возрасте 88 лет, его сын Фёдор, трое внуков от Фёдора – два Василия и Иван, Леонтий – сын Василия меньшого; 
- сыновья Чупрова Федота Ивановича: Артемий, 26 лет, с детьми Филиппом и Феодотом, Розкон, отданный в рекруты в 1806 году; 
- Чупров Михайло Иванович, 43 лет, с сыном Михайлой; 
- Носов Филипп Иванович, 50 лет, с сыном Иосифом;
- Носов Артемий Иванович, 47 лет, с сыновьями Ефимом, Стефаном, Иваном и внуком Иваном от Ефима;
- Рочев Дмитрий Иванович, 43 лет, с сыновьями Василием, Петром и Данилой».
Таким образом, к Кривомежной приписаны семейства из четырёх селений: Дуркиных, состоящее из пяти мужских душ (один умер) – жители современного с. Трусово, братьев Чупровых, Федота (главой записан его сын Артемий) и Михайлы, состоящее из пяти душ (плюс один рекрут) – жители д. Кривомежной (мег); братьев Носовых – Филиппа (две мужские души) и Артемия (пять душ) – первопоселенцы д. Филиппово и несуществующей ныне д. Ортино, а также Дмитрия Рочева, состоящее из четырёх душ, который, по воспоминаниям современников, является дедом Егора Даниловича Рочева – основателя д. Рочево. Никакой последовательности в присвоении номеров семействам (расположение относительно друг друга, расстояние до церкви) не прослеживается. Единственным отличительным фактором семейства Дуркиных является большое количество ревизских душ и их почтенный возраст: 88 лет главе и 70 – его единственному сыну Фёдору. Средний возраст заселившихся вдоль р. Цильмы устьцилёмов мужского пола составил от 43 до 51 года. Стоит отметить, что продолжительность их жизней совсем невелика.
Чтобы вычислить возраст села, нам пришлось совместить хронику исторических событий Российской империи, Усть-Цилемской слободки (постоянного места жительства всех описываемых засельщиков Цильмы) и события жизни семей Носовых, Дуркиных, Ермолиных, Вокуевых и Чупровых – бракосочетания, смерти, рождения. Получилось «кружево», сотканное из родственных нитей длиною в три столетия, от начала 18 века до наших дней.
Восемнадцатый – век царствования Екатерины Великой. В 1782 году численность населения Усть-Цилемской слободки составляла 1040 человек, к ней приписаны четыре деревеньки – Быковая, Гаревая, Загривочная, Хабариха с населением 145 человек. Стремительному увеличению численности её населения способствовало открытие в 1780 году водного пути. Вместе с тем в слободку пришла и цивилизация, которая противоречила укладу убеждённых староверов. Этого было достаточно, чтобы в их головах начали появляться мысли о спасении души и веры. 
А тут и подошёл срок отдачи в рекруты одного из трёх сыновей Носовых. Все сыновья были женаты, имели детей. У старшего Филиппа жена Агафья Пахомовна с Койнасской волости и четверо детей. У младшего Артемия – Иринья Ивановна, устьцилёмка, и трое детей. У среднего Климента, зятя семьи Дуркиных, беременная жена Настасья Фёдоровна и сын Сидор. Вот и забрали в 1787 году малодетного Климентия в рекруты, впоследствии сбежавшего со службы. Рождённый солдаткой Настасьей в 1788-м сын Климентия – Семён – считался незаконнорожденным. В это время Российская империя снова воевала с турками, пожизненная рекрутская повинность (до 1793 года) делала побеги солдат с царской службы делом привычным. Исследование темы не пролило свет, сколько времени Климентий служил, но мы убеждены, что его побег сыграл не последнюю роль в перемене места жительства устьцилемских семей Дуркиных и Носовых.
Похоронив в 1793 году 80-летнюю жену Ефросинью, устьцилём Иван Яковлевич Дуркин, который на 10 лет был моложе своей супруги, окончательно принял решение о перемене места жительства на неосвоенную р. Цильму, в сторону Цилемского скита – близкого по духу, по хозяйственному укладу, имевшего в ту пору развитое землепашество и большое скотоводческое хозяйство. Как глава большого семейства, он спешил осуществить раздел (семья на тот момент состояла из четырёх поколений), получить и освоить новые участки земли для выращивания зерновых, под сенокосы, ведь для староверов «питаться покупной едой – грех», «торговля – дело не богоугодное».
В 1795 году в стране проводилась пятая ревизия населения. По её результату весной происходил раздел наделов – земли умерших мужских душ забирали и наделяли ими народившихся. 
В ревизии отмечено, что семья Дуркиных состояла из 13 человек (с указанием возраста): вдовец Иван Яковлевич, 72 лет, его сын Фёдор с женой Авдотьей Ильиничной – обоим по 54 года, дети Фёдора: сын Василий старший с женой, обоим по 35 лет и их три дочери, сыновья Василий меньшой и Иван, дочери Настасья-солдатка (без детей) и Катерина, сестра Фёдора – Ксенья Ивановна. В этой же ревизии Настасья-солдатка и двое её сыновей приписаны к семье мужа Носовых (вдовы служивых по традиции оставались в семье мужа). 
В 1796 году умер девятилетний Сидор, старший сын Климентия и Настасьи Фёдоровны, и, начиная с 1798-го, она опять начинает рожать сыновей: Ивана, Агафона в 1800 году, Моисея (Матвея) (1802). Конечно же, детей, рождённых от Климентия, записали незаконнорожденными, чтобы отвести всякие подозрения властей на укрывательство рекрута-беглеца. Согласно духовной росписи, в 1810 году Настасья Фёдоровна числится вдовой с четырьмя незаконнорожденными сыновьями. Трудным и недолгим оказалось семейное счастье нашей Настасьюшки.
Существует немало легенд, объясняющих происхождение названия «Трусово». Прозвище «трус» народная молва приписывает к двум мужским именам: Иван и Василий (Ванька-трус, Васька-трус). Чаще употребляется имя Иван. Вот некоторые из этих легенд. «При расчистке леса Иван спускался с крежа (холма), а навстречу ему медведь. Увидев человека с ратовищем (палкой) на плечах, зверь «струсил» и убежал в лес». «Иван, шедший с дубиной, испугался и побежал от медведя – это верная смерть». «У Ивана была летящая, быстрая походка и при ходьбе он трусил – быстро передвигая ноги». «Испугался наводнений и переселился на гору с низкого противоположного берега». «Труснул (убил) лошадь». «Трухнул (разнял) поссорившихся приезжих». 
Вполне вероятно, что «трусами» могла считаться вся семья первопоселенца Ивана Яковлевича Дуркина, его сына Фёдора, двух Василиев и Ивана Фёдоровичей, изначально поселившихся за рекой, напротив современного Трусово (в настоящее время это местечко называется Старая изба). Есть предположение, что современный полой (старица), расположенный справа от Старой избы, – это прежнее русло реки Цильмы. Нельзя не отметить, что это было единственным селением на правом берегу заселявшейся в ту пору Цильмы. Данное обстоятельство способствовало полной оторванности семьи от мира в период распутицы. Основания бояться окружающих людей и вести скрытный образ жизни у семейства были серьёзные. Сбежавший рекрут Климентий, зять Дуркиных, укрывался по берегам р. Усы (притока Цильмы). Между Усой и Старой избой расстояние было невелико – километров до двадцати, без речных преград. А Клим хоть и жил на расстоянии, но фактически являлся членом единственного трусовского семейства, которое быстро могло сообщить об опасности. Исследование показало, что Клим укрывался в усицком лесу лет пятнадцать. Два его брата Филипп и Артемий с семьями в ту пору благоденствовали (проживали) недалеко от него – вверх по Цильме. Это современная деревня Филиппово и закрытая – Ортино. За это время в местечке Старая изба выросло и сформировалось новое поколение. После смерти Клима, на вопросы детей о происхождении прозвища «трусы», с целью сохранения семейной тайны, были сложены различные легенды.
Ни в одном документе, полученном нами из Государственного архива Архангельской области, не зафиксировано имя Клима Носова. После того, как его призвали в рекруты в 1787 году, прямых доказательств, что он проживал на Цильме, нет. Версия основывается на воспоминаниях старожилов и результатах нашего исследования.
Впоследствии, в связи с неурожаем хлеба, затоплением участка, растущая семья Дуркиных перебралась на холм, расположенный на левом, более высоком берегу Цильмы. Как формировался состав деревни? Свои, «деревенски», должны быть людьми надёжными и работящими. Подушная подать (налог), введённая Петром Первым и просуществовавшая до 1904 года, предусматривала коллективную ответственность сельского общества за уплату подати. Деревни Трусовская и Мыльская в 1898 году относились к Усть-Цилемскому сельскому обществу, Филипповская и Рочевская – к Кривомеженскому. В каждой был свой староста. 

              И. И. Дуркин.                                                    С. И. Дуркин.

Изнурительные походы в Архангельск с лошадиными обозами, длившиеся по месяцу – это работа коллективная. В далёком пути для отдыха лошадей и людей необходимы были кушни (гостевые дома). Это обстоятельство учитывали, когда сватали невест или шли в «приняты». На родственниках, вплоть до шестого колена, женитьба не позволялась. Формировали родственные связи тщательно, берегли их и ценили.

                      К. Е. Дуркин.

В семью, в основном по сватовству, приходили девицы с Койнасского прихода, Усть-Цилемской слободки, Кривомежной. В 1826 году пришла в семью девушка по фамилии Бобрецова. Откуда она родом – неизвестно, но есть явная связь с д. Мылой.
Стремительные обороты набирал разносторонний семейный бизнес, которому требовались рабочие руки. На сытую, перспективную Цильму шли в «приняты» устьцилемские женихи: в 1823 году – Мирон Ермолин, в 1829-м – Карп Торопов (впоследствии Вокуев), незаконнорожденный. Позднее – Степан Михайлович Носов, 1874 г.р. 
А как же здесь появились кривомеженские Чупровы? По данным, озвученным на слёте Чупровых, нам стало известно имя отца Федота и Михайлы Чупровых – Иван Ильич. Жена Фёдора Дуркина – Настасья Ильинична. Илья – имя по тем временам редкое, разница в возрасте незначительная, напрашивается вывод – не являются ли они братом и сестрой? Огромная семья Чупровых строила свои дома второй полосой на южном склоне горы, перед домами Дуркиных – Носовых – Ермолиных – Вокуевых. На макушке горы, позади жилого массива располагалось кладбище, существующее до сегодняшнего дня. Брачных союзов Дуркиных с Чупровыми, начиная от первопоселенцев, между представителями пяти поколений не выявлено. Этот факт указывает на правильность нашего предположения и позволяет утвердиться в нём.
А версия о первопоселенце Василии Вокуеве из ижемского рода Зиничей? В 1811 году, в первом списке жителей Цильмы, нет этой фамилии. В списке жителей 1858 года упомянуты две семьи, предположительно родственники, – Вокуевы и Тороповы. Есть среди них и имя будущего ратника первого разряда – Василия Карповича Вокуева, рождённого первого апреля 1857 года (по старому стилю). В духовных росписях Усть-Цилемского прихода записаны крестьяне Усть-Цилемской слободки, предки указанных Вокуевых. Начиная с 1736 года, ижемские корни в указанном семействе не прослеживаются. Словом, версия о первопоселенце Вокуеве не нашла документального подтверждения.
А вот семья устьцилёмов Дуркиных – Ивана Яковлевича, его сына Фёдора и сыновей Фёдора, Василия, Василия и Ивана, прибывших на Цильму в 1795-1796 годах, фактически является первопоселенцами села Трусово. К такому выводу привёл нашу группу комплексный анализ метрических книг, ревизских сказок, воспоминаний старожилов села и других источников. 
В феврале этого года в Цилемском культурном центре состоялось собрание местных жителей. Темой обсуждения стала «Основание Трусово. Заселение Цильмы». На встречу пришло много неравнодушных земляков, которых интересует история становления Трусово. «Нам интересно наше прошлое. Мы хотим знать историю своего села», – говорили они. А также поддержали идею установки памятного знака всем нашим предкам – хранителям веры и семейных ценностей, великим труженикам, отвоевавшим у суровой северной природы место под солнцем для своих потомков. Нам очень хочется реализовать эту идею в юбилейный год основания передового колхоза «Труженик». Когда есть единомышленники и поддержка, любое дело получится. Каким вы хотите видеть этот знак, земляки? Ждём ваших предложений. Мы на связи.
Ольга Поздеева и группа «Цилемские корни».

Категория: Страницы истории | Добавил: marsemjina1980 (25.05.2020)
Просмотров: 1154 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]