Приветствую Вас Гость!
Среда, 08.05.2024, 07:26
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Каталог статей

Главная » Статьи » Страницы истории

Взгляд через объектив

Зарисовка 1875 года, выполненная в Усть-Цильме, «вытянутой деревне, прерываемой тремя церквями», английским мануфактурщиком, орнитологом-любителем Генри Сибомом, расценивалась современниками как фотография. Но это не так.
На первых кадрах, выполненных в Усть-Цильме, в нижнем правом углу имеется подпись: «П. Савельевъ» и указаны годы – 1881, 1882. На его снимках изображены улица с добротными устьцилемскими домами, церковь и причал. Найти информацию об этом авторе не удалось.
Примерно в 1894 году Усть-Цильму посетил известный архангельский фотограф Якоб Иоган Лейцингер, сопровождавший в экспедиционной поездке на Север губернатора А. П. Энгельгардта. Приблизительно в 1908 году он повторил поездку в наш край с губернатором И. В. Сосновским. Чаще всего на снимках мы видим главное строение села – Никольскую церковь. 
Евгений Александрович Ляцкий, родившийся в Минске в семье потомственного дворянина, известный литературовед, фольклорист, этнограф, писатель, из своей поездки в Печорский край привёз 39 снимков, которые сегодня хранятся в Русском Этнографическом музее. 

Е. А. Ляцкий

Студент Дмитрий Дмитриевич Руднев, уроженец Санкт-Петербурга, принял участие в экспедиции на Печору с другом А. В. Журавским в качестве ботаника и физика-географа. Он оставил на память потомкам 150 фотографий 1904 года. 
В Кунцткамере Российской академии наук хранится коллекция, состоящая из 55 фотографий русских старообрядцев, выполненных в Усть-Цильме, Гарево, Нерице, на Пижме в 1924-1925 годах фотографом, этнографом Дмитрием Дмитриевичем Травиным (сепаратор, корова, погибающая в зыбуне, стрижка овцы и так далее).
В 20-х годах прошлого века за неведомые деяния в политической ссылке на Крайнем Севере, за 4500 километров от своей малой родины оказался Шалла Милитонович Банцадзе (1893-1932), уроженец г. Кутаиси. Его большая коллекция групповых фотографий («На субботнике» 1922 г., «Первомай») выполнена на картонной подложке, хотя эта техника уже считалась в молодой республике вчерашним днём. Читаем его характеристику: энергичный, честный, решительный участник Гражданской войны на Восточном и Туркестанском фронтах. Награждён в 1928 году Почётной грамотой Революционного Военного Совета СССР. Александр, так звали в семье Шаллу, с молодой женой – местной красавицей Елизаветой Ивановной жили на Опытном поле. Потомков не осталось: их дочь Тамара умерла в возрасте 13 лет, сын Леонид – в 20. Ш. М. Банцадзе похоронен на Братской могиле, а его семья – на кладбище за ветлечебницей. Биография Ш. М. Банцадзе на сегодняшний день остаётся неполной.

Ш. М. Банцадзе

В начале 30-х фотография уверенно вошла в семьи староверов с достатком. А. О. Хозяинова (род Угловых), показывая свои детские фотографии, рассказывала: «Здесь мы шли из больницы в нарядной одежде, зашли и сфотографировались (1933 г.)». Нельзя не отметить высокое качество этих снимков. Полагаю, что мастером в то время работал Павел Степанович Скрипов, 1913 г.р., уроженец Архангельской области, наставник известного нам фотографа Елисея Фёдоровича Булыгина (1920-1968). Елисей, имея образование 4 класса, из колхоза им. Батманова отправился на курсы ученика фотографа в Сыктывкар. В 1936 году он приступил к работе по полученной специальности в промкомбинат, где располагалось фотоателье до войны (сведения разнятся). Вернувшись с фронта, в 1944-1952 гг. мастер работал фотографом в артели «Победа», до 1965-го – в лесопункте. 

П. С. Скрипов

Многие земляки помнят Елисея Фёдоровича, считая его одним из первых фотографов района. Его дом рода Большаковых находился в нижнем конце Усть-Цильмы. В нём, на втором этаже с юга, располагалось фотоателье. Для увеличения освещённости объектов Елисей Фёдорович в доме объединил окна. Для получения негатива фоточародей вставлял в камеру деревянную кассету, затем накрывался чёрной накидкой, и «из рукава вылетала птичка». В маленькой дальней комнате находился его кабинет с фотооборудованием, закрываемый на ключ. Дети часто помогали отцу, дочери Марии нравилось, катая валиком, сушить фото через газету. Сушили их также на верёвочках на скрепке, резали на полу. Какое-то время фотоателье располагалось в райцентре по ул. Батманова, д. 96. На семейной фотографии 1946 года «Возвращение солдата», на стене в старинных рамках множество фотографий. Часто это был единственный предмет искусства у устьцилём того времени. К сожалению, сохранилось из них немногое: шуршащими снимками любили играть детишки, а оборудование и ванночки выбросили за ненадобностью. Отец девяти детей Е. Ф. Булыгин похоронен в Кисловодске.

Е. Ф. Булыгин

В военные годы устьцилёма могли сфотографироваться у самоучки Степаниды Ивановны Поздеевой. Хитроумное трёхногое существо досталось ей от мужа, Георгия Петровича, который, отказавшись от брони, ушёл на защиту Родины из с. Усть-Уса в 1941 году. Степанида Ивановна, зарядив в погребе фотоплёнку, фотографировала сельчан на паспорт, праздники в селе, похороны и так далее.
В 1946 году в многоотраслевую артель «Победа» поступил фронтовик Прокопий Федотович Аншуков, обладатель трофейного фотоаппарата «Кодак». Записи в его дневнике: «22.03.1947 г.: работа по фото идёт неплохо. За день карточек рублей на 700»; «…в конце мая сдал выручку в артель – получил 10 кг картошки». В ноябре 1947 года: «отдал первые негативы К. Горну (в газету «Печорская правда)»; «предстоит большая работа по оформлению воинских билетов, поехал по сельсоветам». 08.01.1948 г.: «надо съездить поработать на Цильму». Прокопий Федотович отмечает большие проблемы с фотоматериалами. Осенью 1948 года он сдал артельное имущество и работал по патенту. Но люди не ходили сниматься – бедствовали. Дальнейшую трудовую деятельность фотомастер посвятил педагогике, но любительский интерес к фотоделу сохранил надолго: его рукам принадлежат фото 1952 года – плавающие по улице Советской лодки во время большого паводка, выход лосей к Печоре на водопой.

П. Ф. Аншуков

Фатей Николаевич Торопов, 1926 г.р. Кому не известен в районе этот колоритный мужчина, профессионал своего дела? Получив на фронте ранение в руку, демобилизовался. Он отучился на фотографа в г. Нарьян-Мар. Ученик Е. Ф. Булыгина оставался верен профессии свыше 30 лет. В 50-е годы сельчане, надев традиционные наряды, фотографировались семьями, коллективами, классами. Газета «Печорская правда» в 1961 году писала о работе ателье: «Большие стопки снимков показывает фотограф Фатей Торопов. Ателье работает в новом помещении при дневном свете. Световых приспособлений и переносных лампочек нет. Разнообразить виды снимков мы не можем – нет мебели, для детей – игрушек. Райпромкомбинат не снабжает мастерскую фотоматериалом. Приходится выписывать через Посылторг». Райпотребсоюз не обеспечивает растущие ряды устьцилемских фотолюбителей материалами: фотоплёнка, проявитель, фиксаж, фотобумага больших размеров, резаки, глянцеватели на прилавках имелись не всегда. Профессиональные фотографы самостоятельно готовили растворы, взвешивая химические реактивы на механических весах. Химикаты поступали мешками. «Проявитель готовили из метола, гидрохинона, сульфида натрия, калия бромистого», – вспоминает Е. М. Семяшкина.

Е. М. Семяшкина

В подшивке новостного рупора района – газете «Печорская правда» за 1955 год среди многочисленных текстов встречается с десяток фотографий земляков. Фамилии авторов – И. Макаров, А. Кочев. В 1961 году в газете появляются снимки из совхоза «Новый Бор» и сюжетные фотографии будущего «поэта фототворения» Виктора Ивановича Осташова, всё, что хотел, он сказал своими фотографиями. Продолжил работу фотокорреспондент газеты Сергей Борисович Калашников, фотомонтаж которого смог удивить даже московских учёных. В 60-х в районе камера с голубым зрачком стала добрым спутником устьцилёмов. В Доме пионеров функционировал фотокружок. Ребята с любопытством осваивали камеры «Любитель» и «Смена», фотоувеличитель «УПА», проекционную печать, заряжали плёнку в светонепроницаемый фотобачок. Пионерский класс Усть-Цилемской школы за успешный сбор макулатуры в награду получил любительский фотоаппарат. 
Фотоателье работало в центре Усть-Цильмы в «доходном» раскулаченном двухэтажном доме со столовой и гостиницей. Поныне это здание носит название «Старая парикмахерская» (здесь же оно располагалось в 1940 г.). В этом здании фотоателье функционировало до пуска в эксплуатацию Дома быта в 1989 году. 
Более 20 лет посвятил фотомастерству Эдвин Петрович Трубинь(ш), 1939 г.р., после войны прибывший с матерью и братом на Крайний Север с далёкой Латвии, совсем не по своей воле. Сотрудник паспортного стола, заполняя его паспорт, потерял у фамилии последнюю букву «ш». Так он оказался под новой фамилией. Стажёр Ф. Н. Торопова, Эдвин Петрович впоследствии стал высококлассным специалистом своего дела, участвовал в выездах на места преступлений в составе группы криминалистов. Имел диплом 2-й степени за участие в республиканском конкурсе мастерства.
Рассказывая о трудовых десантах коллег по цеху – устьцилемских парикмахерах и фотографах 1950-1990 годов, нельзя не отметить «приключения» командированных лиц в крае, поныне лишённом многих благ цивилизации. Увешанные фотооборудованием весом до 40 килограммов, они несмотря на погоду добирались по бездорожью до таёжных населённых пунктов на попутках, вездеходах, лодках, лошадях. Хорошо, если в деревне на ночь приютят сердобольные родственники. А бывало так, что приходилось парикмахеру и фотографу проводить ночь в клубе на бильярдном столе. Или, прибывшая в глухую деревеньку ночью на лошади, девушка-фотограф коротала ночь в кочегарке. А ведь как сельчане их ждали, как детишки радовались приезду! 
Трудовой путь Елены Михайловны Семяшкиной начался после окончания училища в г. Калинин (ныне Тверь) в 1969 году. Школьницей она посещала фотокружок, который вёл учитель физики Г. З. Мальцев. Запомнила Елена своего первого клиента, высокого сотрудника ОБХСС (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности), которого пришлось трижды приглашать для получения качественного кадра. Первый выездной снимок – похороны в д. Высокая Гора. Вперёд уехала на лошади, в тулупе, а обратно пришлось полдороги идти пешком. У каждого фотографа была в районе своя «вотчина». За 32 года Елена Михайловна объехала весь район, но чаще нижние поселения, Цилемский куст, однажды снимала в далёкой деревеньке Нонбург. В 80-е годы 37 труднодоступных населённых пунктов района обслуживали пять фотографов-профессионалов. В 1989 году в Доме быта появился новый вид услуг – цветное фото, которое из-за отсутствия материалов оказалось слабо реализовано.
Татьяна Николаевна Булыгина, получив специальность фотографа в г. Ульяновск, прибыла в Усть-Цильму с супругом в 1975 году и приступила к работе. В то время использовали фотоаппараты марок «ФЭД», «Киев», «Зенит». Количество фотографов района доходило до девяти человек. Коммуникабельная, приветливая, харизматичная женщина находила подход и к старым, и к малым, её всегда ждали в Новом Бору, Нерице, Синегорье. Ей удавалось создать хорошее настроение своим клиентам и порадовать их своими работами. Много свадебных фотоматериалов увековечены её руками. В 1993 году Татьяна Николаевна перешла работать в детский центр «Гудвин», где в течение 15 лет вела фотокружок и оказывала услуги населению. 

Т. Н. Булыгина (1-я слева)

Александр Николаевич Поздеев познавал азы на фотоаппарате «Смена». Став профессионалом, не использовал «Кодак», в простонародье называемый «мыльницей». С камерой объехал весь район. Государственное предприятие «Дом быта» постигла участь большинства – реорганизация и ликвидация. В 2000 году Александр Николаевич первым в районе купил цифровую фотоаппаратуру «Олимпус» с флешкой. «Восмидесятипяткой» называла семья Поздеевых свою покупку. По стоимости она мало уступала популярному в то время автомобилю «Жигули». С новым, современным фотооборудованием фотограф продолжил работу в новом статусе – индивидуальный предприниматель. Первые цветные фотографии на паспорт ИП Поздеев А. Н. выполнил для жителей отдалённых населённых пунктов – Ёрмица, Харъяга, Медвежка.

А. Н. Поздеев

В современную эпоху цифровизации сложно представить те тяготы и технологические моменты, с которыми сталкивались фотолетописцы ушедшего столетия. С помощью камеры они увековечили, сделав нестареющим, наше прошлое, а история родного края стала более яркой и говорящей.
Ольга Поздеева.

Категория: Страницы истории | Добавил: marsemjina1980 (28.06.2023)
Просмотров: 374 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]