Выборы [185] |
Новости [530] |
Власть [197] |
Экономика [503] |
Общество [3073] |
Культура [750] |
Здравоохранение [429] |
Образование [568] |
Спорт [388] |
ЖКХ [166] |
Социальная сфера [256] |
Человек и закон [534] |
Правопорядок [205] |
Молодёжная политика [35] |
Страницы истории [171] |
Будь бдителен! [70] |
Главная » Статьи » Страницы истории |
Зарисовка 1875 года, выполненная в Усть-Цильме, «вытянутой деревне, прерываемой тремя церквями», английским мануфактурщиком, орнитологом-любителем Генри Сибомом, расценивалась современниками как фотография. Но это не так.
Е. А. Ляцкий Студент Дмитрий Дмитриевич Руднев, уроженец Санкт-Петербурга, принял участие в экспедиции на Печору с другом А. В. Журавским в качестве ботаника и физика-географа. Он оставил на память потомкам 150 фотографий 1904 года.
Ш. М. Банцадзе В начале 30-х фотография уверенно вошла в семьи староверов с достатком. А. О. Хозяинова (род Угловых), показывая свои детские фотографии, рассказывала: «Здесь мы шли из больницы в нарядной одежде, зашли и сфотографировались (1933 г.)». Нельзя не отметить высокое качество этих снимков. Полагаю, что мастером в то время работал Павел Степанович Скрипов, 1913 г.р., уроженец Архангельской области, наставник известного нам фотографа Елисея Фёдоровича Булыгина (1920-1968). Елисей, имея образование 4 класса, из колхоза им. Батманова отправился на курсы ученика фотографа в Сыктывкар. В 1936 году он приступил к работе по полученной специальности в промкомбинат, где располагалось фотоателье до войны (сведения разнятся). Вернувшись с фронта, в 1944-1952 гг. мастер работал фотографом в артели «Победа», до 1965-го – в лесопункте.
П. С. Скрипов Многие земляки помнят Елисея Фёдоровича, считая его одним из первых фотографов района. Его дом рода Большаковых находился в нижнем конце Усть-Цильмы. В нём, на втором этаже с юга, располагалось фотоателье. Для увеличения освещённости объектов Елисей Фёдорович в доме объединил окна. Для получения негатива фоточародей вставлял в камеру деревянную кассету, затем накрывался чёрной накидкой, и «из рукава вылетала птичка». В маленькой дальней комнате находился его кабинет с фотооборудованием, закрываемый на ключ. Дети часто помогали отцу, дочери Марии нравилось, катая валиком, сушить фото через газету. Сушили их также на верёвочках на скрепке, резали на полу. Какое-то время фотоателье располагалось в райцентре по ул. Батманова, д. 96. На семейной фотографии 1946 года «Возвращение солдата», на стене в старинных рамках множество фотографий. Часто это был единственный предмет искусства у устьцилём того времени. К сожалению, сохранилось из них немногое: шуршащими снимками любили играть детишки, а оборудование и ванночки выбросили за ненадобностью. Отец девяти детей Е. Ф. Булыгин похоронен в Кисловодске.
Е. Ф. Булыгин В военные годы устьцилёма могли сфотографироваться у самоучки Степаниды Ивановны Поздеевой. Хитроумное трёхногое существо досталось ей от мужа, Георгия Петровича, который, отказавшись от брони, ушёл на защиту Родины из с. Усть-Уса в 1941 году. Степанида Ивановна, зарядив в погребе фотоплёнку, фотографировала сельчан на паспорт, праздники в селе, похороны и так далее.
П. Ф. Аншуков Фатей Николаевич Торопов, 1926 г.р. Кому не известен в районе этот колоритный мужчина, профессионал своего дела? Получив на фронте ранение в руку, демобилизовался. Он отучился на фотографа в г. Нарьян-Мар. Ученик Е. Ф. Булыгина оставался верен профессии свыше 30 лет. В 50-е годы сельчане, надев традиционные наряды, фотографировались семьями, коллективами, классами. Газета «Печорская правда» в 1961 году писала о работе ателье: «Большие стопки снимков показывает фотограф Фатей Торопов. Ателье работает в новом помещении при дневном свете. Световых приспособлений и переносных лампочек нет. Разнообразить виды снимков мы не можем – нет мебели, для детей – игрушек. Райпромкомбинат не снабжает мастерскую фотоматериалом. Приходится выписывать через Посылторг». Райпотребсоюз не обеспечивает растущие ряды устьцилемских фотолюбителей материалами: фотоплёнка, проявитель, фиксаж, фотобумага больших размеров, резаки, глянцеватели на прилавках имелись не всегда. Профессиональные фотографы самостоятельно готовили растворы, взвешивая химические реактивы на механических весах. Химикаты поступали мешками. «Проявитель готовили из метола, гидрохинона, сульфида натрия, калия бромистого», – вспоминает Е. М. Семяшкина.
Е. М. Семяшкина В подшивке новостного рупора района – газете «Печорская правда» за 1955 год среди многочисленных текстов встречается с десяток фотографий земляков. Фамилии авторов – И. Макаров, А. Кочев. В 1961 году в газете появляются снимки из совхоза «Новый Бор» и сюжетные фотографии будущего «поэта фототворения» Виктора Ивановича Осташова, всё, что хотел, он сказал своими фотографиями. Продолжил работу фотокорреспондент газеты Сергей Борисович Калашников, фотомонтаж которого смог удивить даже московских учёных. В 60-х в районе камера с голубым зрачком стала добрым спутником устьцилёмов. В Доме пионеров функционировал фотокружок. Ребята с любопытством осваивали камеры «Любитель» и «Смена», фотоувеличитель «УПА», проекционную печать, заряжали плёнку в светонепроницаемый фотобачок. Пионерский класс Усть-Цилемской школы за успешный сбор макулатуры в награду получил любительский фотоаппарат.
Т. Н. Булыгина (1-я слева) Александр Николаевич Поздеев познавал азы на фотоаппарате «Смена». Став профессионалом, не использовал «Кодак», в простонародье называемый «мыльницей». С камерой объехал весь район. Государственное предприятие «Дом быта» постигла участь большинства – реорганизация и ликвидация. В 2000 году Александр Николаевич первым в районе купил цифровую фотоаппаратуру «Олимпус» с флешкой. «Восмидесятипяткой» называла семья Поздеевых свою покупку. По стоимости она мало уступала популярному в то время автомобилю «Жигули». С новым, современным фотооборудованием фотограф продолжил работу в новом статусе – индивидуальный предприниматель. Первые цветные фотографии на паспорт ИП Поздеев А. Н. выполнил для жителей отдалённых населённых пунктов – Ёрмица, Харъяга, Медвежка.
А. Н. Поздеев В современную эпоху цифровизации сложно представить те тяготы и технологические моменты, с которыми сталкивались фотолетописцы ушедшего столетия. С помощью камеры они увековечили, сделав нестареющим, наше прошлое, а история родного края стала более яркой и говорящей. | |
Просмотров: 374 | |
Всего комментариев: 0 | |