Приветствую Вас Гость!
Вторник, 07.05.2024, 04:22
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Каталог статей

Главная » Статьи » Страницы истории

Это было недавно – это было давно

Пока кино было немое. В больших кинотеатрах оно сопровождалось музыкой – играл тапёр. Потом появился звук. И даже такой актёр-комик как Чарли Чаплин пока не признавал звук. Затем появилось цветное кино. Дальше панорамное, стерео. Ведь всё это было чудо!
А на ВДНХ была круговая панорама. Вокруг со всех сторон висели киноэкраны – по 11 штук в два ряда. Люди стояли в центре зала. Сеанс длился 20 минут. Впечатление было огромное! Например, со всех сторон было море, ты находишься на катере. Море волнуется, и ощущается качка. Или едешь на платформе поезда, а чтобы не упасть, расставляешь ноги пошире… Или идёшь по Красной площади, а вокруг идут люди и ты вместе с ними. Такой кинотеатр был один в СССР и даже в мире нет подобных.
А как было раньше в нашем районе? Я стала работать киномехаником с 1954 года и трудилась 54 года! Очень многие моменты запомнились. Больше всего в районе было кинопередвижек. Из деревни в деревню возишь киноустановку, таскаешь аппаратуру и мотор. Трудно было летом, так как приходилось передвигаться по реке на лодке. Снимаешь со станины движок (68 кг), отделяя его от генератора (45 кг), и ставишь в лодку. Подъезжаешь к берегу и бежишь в деревню за лошадкой. Снимаешь мотор, приставляешь к генератору и на телеге завозишь в клуб. Вечером показ двух фильмов и на завтра два (а второй день это какбы небольшой отдых). На третий день всё снимаешь, грузишь на телегу, едешь к лодке и так дальше до следующей деревни. А зимой опять на лошадке от деревни до деревни. Подъезжаем вечером, темно, в деревне тишина. Нет ни машин, ни мотоциклов, ни тракторов, и электричества тоже не было. Кое-где в домах горели керосиновые лампы с семилинейными стёклами (еле видно) и десятилинейными (уже посветлее). Заработал мотор у клуба, загорелась электролампочка. Устанавливаем аппаратуру. Отовсюду бегут люди в кино со своими табуретками, так как в зале всего 2-3 лавки. И ведь это тоже чудо – увидеть электросвет да ещё и кино посмотреть. Это уже праздник для них. Жаль, что этих небольших деревень уже нет.
А на лесоучастках клубов не было, так прямо в общежитии вешали простыню, и люди, кто сидя, кто лёжа, смотрели фильмы хоть до утра. Бывало мотор не заводился, тогда все, кто мог, помогали крутить, заводить… Может и причина-то была в малом, мотористы, можно сказать, были «с улицы» – никакого опыта. Приходилось показывать кино в сенокосных бригадах, на рыболовецких станах, прямо в сараях, на поветях. Один раз в Среднем Бугаево во время сеанса пьяные (моторист и его друзья) нечаянно уронили аппаратуру. Пришлось платить штраф за два испорченных кинофильма…
Жизнь была трудная. В магазинах было пусто. Лучше снабжались лесоучастки, там можно было купить крупу, рожки и даже белый хлеб. Да и из одежды ничего не было. Были очень рады серым валенкам, а о чёрных даже и не мечтали. Ну и, конечно, в телогрейках ходили (фуфаечках). Шесть лет приходилось ездить по району, замещать киномехаников, которые выходили в отпуска. Если попадаешь на стационар, так это как отдых, на одном месте месяц и даже больше. Но стационаров было мало. Нередко были проблемы с фильмами. Приходилось их таскать на себе. А один раз пришлось ехать из Медвежки, в осенний ледоход, за фильмами в Крестовку, чтобы на распуту не остаться без них. 
В колхозах всегда выделяли лошадку для кино, и молодёжь помогала, сопровождала и ехала от деревни до деревни с песнями, смехом. Раньше по дороге были всегда раскаты, сани скатывались и летишь с них прямо в снег. Мы были молодыми и все трудности преодолевали с оптимизмом. Бывало, чтобы не мёрзнуть, шли пешком за лошадью и санями.
Пришлось ездить с широкой аппаратурой в Сельхозтехнику, Опытное поле и Гарево. На Опытном лошади были в отличной форме, но директор не выделял транспорт для подвоза киноаппаратуры, на санках везли её и фильмы. Помогала молодёжь: Роза Семяшкина, Татьяна Болотникова, Федосья Чупрова. Мы и теперь при встречах вспоминаем походы той поры.
Вспоминается такой случай. Однажды зимой мы ехали на районное совещание из нижних деревень на лошадях. Через каждые 20-30 километров меняли их. На постоялом дворе лошади отдыхали четыре часа. Для проезжающих кипел большой самовар. Попьём чаю и на полати. Уснёшь и дальше ехать не хочется. Но надо, лошади отдохнули, грузимся и снова в путь. До Усть-Цильмы приходилось ехать больше суток.
Был интересный случай в Трусово. Идёт индийский фильм, и вдруг некоторые пожилые зрители стали покидать зал, им показалось, что на экране танцуют бесы…
Кино раньше очень любили и дети, и взрослые. Для ребят демонстрировали удивительные фильмы, сказки: «Морозко», «Золушка», «Огонь, вода и медные трубы», «Конёк-горбунок» и другие. А какие были мультфильмы! В своё время в Усть-Цильму пришёл кинофильм «Смелые люди». Его герой Вася Говорухин воспитал замечательного коня Буяна, которого выкормила ослиха. Этот конь отзывался только на её зов. Буяна захватили немцы. Вася Говорухин стал его звать к себе и он, конечно, к нему прибежал. Это очень героический фильм. Его по много раз смотрели дети и взрослые. После первого сеанса дети в Усть-Цильме от кинотеатра заполнили улицу и все вместе кричали: «и-а-а, и-а-а». Это было потрясающе. Роль Васи Говорухина играл артист Сергей Гурзо. Ещё он сыграл Сергея Тюленина в «Молодой гвардии». За эти две роли он стал лауреатом двух Сталинских премий. В 16 лет, в 1942 году, Сергей Гурзо ушёл добровольцем на фронт. В 1944 году был тяжело ранен в Польше. А сколько было фильмов о детях, участвующих в Великой Отечественной войне! Молодёжь равнялась на героев того времени. Дети воспитывались на таких фильмах.
В 1960 году я была направлена на работу в Карпушевский киностационар. Здесь стоял один киноаппарат (широкий). Приходилось заряжать каждую часть, а это всё остановки, но люди смотрели… Тут нужна была скорость зарядки и навык. Потом поставили второй киноаппарат, и фильмы пошли без остановки. Затем появилось широкоэкранное кино, так люди прямо ломились, чтобы посмотреть на новое чудо!
Появилось видео, видеофильмы на кассетах, затем на дисках. Поставь диск и сиди смотри. Не надо таскать кинобанки, ведь они весили до 22 кг.
И хотя в районе позакрывали все киноустановки, кино пришло прямо в дома, по телевизору. На всех каналах фильмы про убийства, рэкет, льётся кровь. Редко бывают хорошие фильмы. И мало положительных героев, с которых можно было бы брать пример молодёжи…
Вспомним забытые имена киномехаников тех лет: Иван Шамрин, Лидия Пирогова, Елена Зотова, Наталья Булыгина, Евгения Зиновьева, Лидия Гришина, Алексей Поздеев… Директором киносети долгое время был Николай Фёдорович Кисляков – фронтовик (погиб трагически в наши дни).
Много лет работали киномеханиками ныне здравствующие Анна Васильевна Мяндина, Евдокия Лукична Дуркина, Аркадий Николаевич Поздеев, Евдокия Евлампиевна Дуркина, Людмила Зотеевна Поздеева, Татьяна Семёновна Носова, Валентина Андреевна Поташова и другие.
Директорами киносети работали Валерий Алексеевич Васенёв, Александр Григорьевич Булыгин, Анастасия Николаевна Назарова. При них было интересно работать.
В метель
Крутит за окном, не выйдешь из дому,
А киномеханику опять
По полю, как говорится, да по чистому
На себе культуру доставлять.
Влезет в брюки, в валенки и тонкую
Косу под ушанку уберёт.
Родилась зачем-то вот, девчонкою – 
Надо бы, как раз наоборот.
Ей к Чапаю бы в однополчане,
Быть подругой фронтовых подруг…
Фильм художественный за плечами
И тугой мешок скользит из рук…
А метель метёт себе. Что ж ей?
Не мести? Не заметать следы?
Нелегко тащить по бездорожью
«Кавалера золотой звезды».
И дотащишь! Врёшь! И «кавалера»!
Вынесешь на собственном горбу!
Зрителей набьётся выше меры
Посмотреть красивую судьбу.
Ей же волноваться, что ребята
В темноте заденут аппарат,
Рамку поправлять и виновато
Слушать всё, что люди говорят…
Кончится сеанс, начнутся танцы…
Ну их! Чуть помедлит у дверей.
Или, может, всё-таки остаться?
А назавтра вновь тащиться ей…
Взад-вперёд, ушанка, брюки, валенки,
И проваливаясь, и скользя,
Только на лице – как две проталинки,
Теплятся нестрогие глаза.
Может, вёрст за тысячу исхожено,
Может, впрямь, подводы не сыскать…
Может, про таких вот и положено
На экран картины выпускать!
Джемма Николаевна Торопова,
д. Карпушевка.

Категория: Страницы истории | Добавил: kireevdv (13.12.2016)
Просмотров: 2405 | Рейтинг: 2.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]