Приветствую Вас Гость!
Суббота, 27.04.2024, 06:13
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Каталог статей

Главная » Статьи » Власть

Ответ на вызов времени

В своей статье я проанализировал, какие основные этапы прошла законодательная власть на Коми земле в ходе своего становления: от Верховного Совета Коми АССР к Государственному Совету Республики Коми.
В истории политической системы Республики Коми особое место занимают такие важные события, как принятие Конституции и формирование высшего законодательного органа первого созыва. Известно, что в соответствии с Основным Законом СССР, принятым в 1936 году, автономные области, в том числе и Коми, преобразовались в автономные советские социалистические республики. Им надлежало иметь свои Конституции, свои Верховные Советы и правительства.
23 июня 1937 года была принята первая Конституция Коми АССР, а через год, 26 июня 1938 года, были избраны депутаты Верховного Совета Коми АССР. Эти события народ встретил чрезвычайно положительно. В частности, день выборов превратился в большой праздник. Вероятно, можно понять эмоциональный запал жителей республики, особенно коми. Народ, который до Октябрьской революции не имел единой административной территории, объединился в 1921 году в одну автономную область, а затем – в республику.
Верховный Совет Коми АССР, с 1990 года – Коми ССР, с 1992 – Республика Коми, работал на протяжении 12-ти созывов до создания в 1995 году Государственного Совета Республики Коми. Каждый из созывов, несомненно, сыграл большую роль в поступательном движении Коми АССР, Республики Коми.
Анализ работы депутатов Верховного Совета всех созывов даёт основание утверждать, что депутатские мандаты в большинстве своём получали люди, искренне стремившиеся создать более благоприятные условия для развития городов, районов, сёл республики.
Последний, двенадцатый, созыв Верховного Совета республики вписал в историю представительных органов власти особую страницу, с неё начался новый этап в функционировании советской политической системы. Сформированный 4 марта 1990 года в результате свободных выборов, Верховный Совет стал в полном смысле слова занимать предназначенное парламенту Конституцией место высшего органа государственной власти республики. Если в первое время на общедепутатских форумах наблюдалась митинговая стихия, которую можно объяснить неостывшим ещё пылом конкурентной борьбы за депутатский мандат, наличием свободы и желанием достичь быстрых результатов, то в последующем в депутатской деятельности всё больше стало профессионализма, делового подхода к законотворчеству.
Разумеется, Верховный Совет республики прежних созывов принимал государственно-нормативные акты, однако системный законотворческий процесс отсутствовал. Скорее, он адаптировал общесоюзные, общероссийские законы к условиям Коми АССР. По- настоящему законотворческий процесс начался с формирования Верховного Совета Коми республики XII созыва. Именно в этот период республика укрепила свой государственный статус, далеко вперед продвинулось решение вопросов его оформления и закрепления, упорядочения взаимоотношений с федеральными органами власти.
Без всякого преувеличения можно сказать, что на плечи народных депутатов Верховного Совета Республики Коми двенадцатого созыва выпало наиболее трудное и сложное бремя экономических, политических преобразований. Жизнь научила парламентариев вести напряженную законотворческую, общественно-политическую и межпарламентскую работу. Это был период интенсивного поиска неизвестных ранее путей и форм социально-экономических преобразований. Проходившие процессы требовали от Верховного Совета создания оптимальных условий для социального, экономического, политического развития региона. И народные депутаты стремились найти их. Достаточно сказать, что за период своей деятельности они приняли более 600 различных государственно-нормативных актов, в том числе около 100 законов.
Реализуя право законодательной инициативы, парламент не раз выходил с предложениями, которые касались изменений различных положений Конституций СССР, РСФСР, федеральных законов. В свою очередь, федеральные властные структуры направляли в Верховный Совет республики проекты законов для экспертизы. Только в 1994 году подобных проектов поступило более 90, по ним были даны обстоятельные предложения.
Период деятельности Верховного Совета республики двенадцатого созыва, возглавляемого Ю. А. Спиридоновым, совпал с переломным этапом в историческом развитии страны. Набирали темпы центробежные движения, которые в конце концов привели к распаду СССР, но они представляли опасность и для Российской Федерации, ибо «парад суверенитетов» не обошёл и бывшие автономии России. Оставаясь полноправным субъектом России, Республика Коми шаг за шагом вела целенаправленную работу по построению отношений с федеральным Центром на договорных принципах. И в 1992 году такой Федеративный договор был подписан.
Не менее сложной была и экономическая ситуация. Вхождение в рынок требовало от законодательной власти умения оперативно реагировать на меняющуюся обстановку. На проходивших сессиях, помимо законов, Верховный Совет принял более 20 постановлений по вопросам социально-экономического положения в республике, 23 – по социальным гарантиям. Свыше 20 нормативных актов депутаты утвердили по бюджету и налогам, 12 – по вопросам собственности и деятельности хозяйственных субъектов.
Принимая те или иные государственно-нормативные акты, особенно по вопросам экономики, народные депутаты понимали, что собственное законодательство республики развивается не в вакууме. Они осознавали, что республика является частью России. Следовательно, на местном уровне подчас было трудно, а порой и невозможно остановить негативные процессы, которые происходили в стране.
Не оставаясь в стороне от общероссийских реформ политической системы, Верховный Совет Республики Коми двенадцатого созыва создал законодательную базу для функционирования исполнительной и представительной власти нового типа. По иным принципам формировался и новый законодательный орган – Государственный Совет.
После принятия новой Конституции Республики Коми, государственно-нормативных актов по формированию исполнительной и представительной законодательной ветвей власти, с выборами в мае 1994 года Главы Республики Коми, в январе 1995 года – Государственного Совета Республики Коми начала функционировать новая политическая система.
В целом следует считать, что республиканский парламент нового типа вполне успешно справлялся с возложенными на него Конституцией обязанностями.
В начале XXI века в России по существу начался этап по модернизации только что складывающейся политической системы. Он был связан с уходом Б. Н. Ельцина в отставку. В результате досрочных президентских выборов в 2000 году главой российского государства был избран В. В. Путин, до этого занимавший пост руководителя правительства. Новый Президент страны стал вести целенаправленную политику по укреплению вертикали исполнительной власти.
Реформы коснулись и высшего законодательного органа власти республики – Государственного Совета. Его депутаты первые два созыва избирались по территориальным и административно-территориальным округам. Каждый город и район мог иметь своего депутата в республиканском парламенте. 2 марта 2003 года был сформирован Государственный Совет III созыва. Депутатский корпус был сокращён с 50 до 30 человек, и все они были избраны по одномандатным округам. 80 процентов депутатов являлись руководителями предприятий, организаций, общественных объединений.
В 2003-2006 годах в республике проводилась реформа местного самоуправления. За три года было принято 19 основополагающих законов, которые позволили создать новую систему местного самоуправления, обеспечили проведение выборов нового состава выборных органов и должностных лиц в муниципальных образованиях, определили принципы межбюджетных отношений. В результате проведённой работы в республике созданы 15 муниципальных районов и 5 городских округов, образовано 191 муниципальное образование поселений. В советы поселений избраны 1630 депутатов, а в советы муниципальных районов и городских округов – 444.
В мае 2006 года Государственным Советом был принят закон «Об Общественной палате Республики Коми», а в октябре Общественная палата была полностью сформирована.
Государственный Совет четвертого созыва формировался по смешанной избирательной системе: 15 депутатов избирались по мажоритарной системе от 15 одномандатных избирательных округов, 15 – по пропорциональной системе по партийным спискам от единого общереспубликанского избирательного округа. Избрание депутатов по партийным спискам является вполне оправданным.
Политическая система, как любая динамичная организация, находится в постоянном развитии. В неё вносятся какие-то новшества, в том числе и в главное звено – институты государственной власти и управления. Самое важное, на наш взгляд, чтобы она была устойчивой, не совершались революционные скачки. Устойчивость политической системы – это и обеспечение политической стабильности, создание ею оптимальных условий для всестороннего развития народнохозяйственного комплекса страны и республики.
А. Д. Напалков, 
кандидат исторических наук.

Категория: Власть | Добавил: marsemjina1980 (23.08.2018)
Просмотров: 327 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]