Приветствую Вас Гость!
Суббота, 18.05.2024, 22:11
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Каталог статей

Главная » Статьи » Общество

Знаменательное событие для старообрядцев

Крестный ход стал знаменательным событием для 100 православных христиан (самой юной паломнице исполнилось шесть лет, а самой возрастной – 80). Отложив житейские нужды, они отправились в путь к святому месту, желая совершить хотя бы малый подвиг ради Христа, перенося тяготы пешего хода под дождём. Прибыли они с Пижмы и Цильмы, из Усть-Цильмы, Сыктывкара, Москвы, Санкт-Петербурга и других мест, прошли по Великим пожням в память о трагических событиях прошлого. 

Как гласит история, Великопоженский скит был основан в 1713 году Соловецким старцем Феофаном и черносошным крестьянином Парфением Клокотовым по образу Выготского общежительства. Скит представлял собой самоуправляемую религиозную общину с выборным началом и монастырским уставом. Это был справный старообрядческий центр, состоящий из часовни, трапезной, пристроенных мужских и женских келий, хозяйственных построек. Жизнь скитников основывалась на строгих христианских правилах, закреплённых в Кормчей книге, и поучениях, созданных выгорецкими наставниками. Вводимые староверами регламентации касались не только религиозной, но и социально-бытовой сферы их жизнедеятельности. На Пижме глубоко чтили устав Поморского согласия и строго следовали духовным традициям Выгореции. Ревнители старой веры, искавшие путь спасения, ограничивали себя в мирских потребностях, предпочитая роскоши скромность. Духовными исканиями обусловлено и стремление скитников жить исключительно своими усилиями. В свободное от молений время они занимались хозяйством, разводили скот, пахали землю, торговали на Мезени. Трудолюбие и стремление к хозяйственно-экономическому процветанию было присуще всем известным старообрядческим родам и общинам. Основной деятельностью скитчан стали хлебопашество и рыбный промысел. Обитель была центром иконописи, очагом книжности и грамотности: крестьянских детей обучали чтению, письму, переписке книг. К 1743 году скитники имели: «хлеба молочёного 600 четвертей отмериша, немолочёного ржи и жита 30 кучь, 63 книги и икон множество, 12 лошадей, коров дойных слишком 50, овец 300 и иного живота». 
Рубежным событием в развитии скита стало самосожжение великопоженцев в 1743 году. По доносу черносошного крестьянина Окладниковой слободы Артемия Ванюкова, обиженного мезенским воеводой, о ските стало известно архиепископу Варсанофию, который отправил на Пижму карательный отряд из 55 солдат во главе с майором Ильищёвым и прапорщиком Бородиным с целью закрытия монастыря. В компании принимали участие и представители духовенства. Согласно инструкции Губернской канцелярии, экспедиции предлагалось всех пойманных раскольников в колодках отправлять в Архангельск, а скитские строения сдать под охрану местных жителей, либо сжечь. Информация о приближении солдат распространилась быстрее их прихода, часть насельников покинула кельи и ушла в леса, остальные запёрлись в часовне и приняли смерть через самосожжение. В отчётном докладе экспедиции сообщалось: «И по тому своему злонравию оного декабря 7 числа в половине дня, в часовне зажегшись собою, згорели всего мужска и женска пола с малолетними детьми 75 человек. А как зажглись, то великий ученился меж има крык и визг». 
Установлено, что количество погибших людей 78 человек. Имена страдальцев вырезаны на деревянном щите в часовне в Скитской. Катастрофа 1743 года не прекратила деятельности Великопоженского общежительства. Оно вскоре возобновило свою жизнь, обстроилось, известие о страдальцах за веру привлекало к нему ещё больше внимания как со стороны местного старообрядчества, так и других местностей.

280 лет назад произошла трагедия, но до сих пор старообрядцы помнят эту страшную дату и поклоняются погибшим за веру скитчанам. Паломники шли лесной дорогой с важной просьбой к Богу и ощущали прилив сил, думая о самосожженцах и их святой вере. Прибыв в Скитскую на кладбище, священнослужители пропели литию, в часовне отслужили соборную панихиду по всем пострадавшим в скиту за древлее благочестие. Спели молебен с канонами Преображению Господню и преподобным Зосиме и Саватию Соловецким чудотворцам. Часовенка небольшая и не вместила всех желающих, многие стояли на крылечке, приобщаясь к молебну. Душа пела и, казалось, возносилась вверх от чудотворного песнопения. 

После отец Алексий обратился ко всем присутствующим со словами благодарности, сказав: «Мы пришли навестить небожителей, истинных староверов, пострадавших за веру, ради того, чтобы угодить Господу Богу, чтобы получить райские врата – эта память вечна. Вы прошли этот путь, значит корень веры крепок в наших современниках, и от этого радостно на душе. Даже сегодняшний дождь стал нам всем Божией благодатью». Заместитель председателя Российского совета Древлеправославной Поморской Церкви Алексей Александрович Безгодов передал в моленную деревни Скитская резную икону-голгофу, изготовленную даниловским иноком Варлаамом, что также наполнено глубоким смыслом преемственности трёх обителей: Соловков, Выга и Великопоженского скита.
Крестный ход был организован администрациями МР «Усть-Цилемский» и сельского поселения «Замежная», историко-мемориальным музеем А. В. Журавского, Усть-Цилемской старообрядческой поморской общиной и МОД «Русь Печорская» при поддержке ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». Поминальным обедом, включающим уху из сёмги, овощи, чай и морс, угощали работники К(Ф)Х В. А. Томилова – участники Крестного хода, зайдя в помещение сельского клуба, согрелись и насытились, за что благодарны им.

Стоит отметить, что добираться до Скитской паломникам пришлось на трёх паромах: через Печору на теплоходе «Ивашка Ластка», через Пижму у деревни Боровской и села Замежная, а от Степановской шли по подвесному мосту, получив долю адреналина. Все действительно поняли, как далеко забирались ревнители старой веры за спасением и как труден был их путь. Так и наши современные пижемцы до сих пор добираются этой сложной дорогой в райцентр и далее. 

Знаменательность Крестного хода в том, что он состоялся в районе впервые, паломники вспомнили истинный подвиг ревнителей старой веры и жителей Великопоженского скита. Назовём их имена.
Помяни, Господи, душа раб Своих и рабынь, иже огне[м] скончавшихся, благочестия ради. Раба своего Иоанна (Акиндинова, наставника Великопоженского скита) и иже с ним скончавшихся: Инока Игнатия, схимоинока Игнатия, Самсона, Василия, Трофима, Храсаньфа, Тимона, Иакиньфа, Дионисия, Иванна, Ануфрия дважды, Петра, Исакия, Моисея дважды, Алексия, Козьмы, Аггея, Ефтропия, Максима, Бориса, Савы, Георгия, Иосифа, Никиты, Афанасия, Василия, Митрофана, Георгия, Фрола, Артемия.
Иноки Александры (наставницы женской половины Великопоженского скита, родной сестры Ивана Акиндинова), иноки Агафии, иноки Анны, Ирины дважды, Агафии, Евфимии, Евгении, Матроны, Дарии девицы, Агрепины, Мелании, Марии девицы дважды, Ксении девицы дважды, Акелины девицы дважды, Марфы девицы, Марии девицы, Гликерии девицы, Татьяны девицы, Елисаветии девицы, Феодоры девицы, Евдокии девицы, Екатерины, Анны дважды, Марии, Акелины девицы, Мавры девицы, Наталии, Ирины девицы, Иустины девицы, Матроны девицы, Евдокии девицы, Дарии, Ирины, Евдокии младенца, иноки Феклы, Евфимии, Веры девицы, Феодоры девицы, Любве девицы, Софии девицы.
Анна Поздеева.

Категория: Общество | Добавил: marsemjina1980 (01.09.2023)
Просмотров: 497 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]