Приветствую Вас Гость!
Четверг, 25.04.2024, 15:58
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Каталог статей

Главная » Статьи » Общество

Верстовой столб как исторический знак

Памятный знак в виде верстового столба и обзорная площадка с видом на деревню Филиппово с заречья установлены в июне 2016 года. Инициатор и разработчик проекта Григорий Яковлевич Чупров пригласил активных, неравнодушных к истории своего края жителей деревни Филиппово. Среди откликнувшихся Михаил Кирикович Бобрецов, Максим Валерьевич Василенко, Тимофей Евсеевич Евсюгин, Иван Кошкарёв, Светлана Семёновна и Михаил Михайлович Зотовы. 
Открытие участка дороги от Усть-Цильмы до Койнаса пришлось на ноябрь 1893 года. В то время губернатором Архангельской губернии был Александр Платонович Энгельгардт. При его личной заинтересованности участок тракта длиной в 250 вёрст и шириной в шесть сажен с вновь построенными станциями, с наведёнными мостами, с выкопанными вручную по обе стороны тракта кюветами был построен за один год. Для развития Печорского края эта дорога имела колоссальное значение. В отличие от тракта, проходившего через станцию Вожгоры тайболой по льду Мезенской Пижмы и Ямозера, новый тракт использовался и зимой, и летом и был намного короче. Дорога была востребованной до открытия железнодорожной ветки на Воркуту в 1943 году. 
Памятный верстовой столб установлен на участке дороги между станциями Усть-Усинская (устье реки Усы) и Усть-Мыльская (деревня Мыла). Всего на участке тракта Усть-Цильма – Койнас располагалось двенадцать станций на расстоянии 20-25 километров: Волочковская (Поповская), Усть-Усицкая, Усть-Усинская, Усть-Мыльская, Фатеевская, Валская, Сенская, Борковская, Верхнесульская, Фоминская, Нижнесульская, Косомская. Станции обслуживали кушники и ямщики по заключённым договорам-контрактам. В их обязанности входило не только бесперебойное обеспечение конным транспортом перевозок пассажиров и почты, но и уход за полотном закреплённого за ними участка тракта: очистка кюветов, вырубка нарастающего молодняка, починка мостов, перил, накатов и лежнёвок, подвозка и засыпка песка на полотно дороги, а также обслуживание пассажиров: предоставление им ночлега, приготовление и угощение путников чаем. Обо всём этом велись записи в станционных книгах. На станциях содержатели жили иногда целыми семьями. Они же заготавливали корм для лошадей на зимний период.
В 1895 году вдоль тракта была проложена телеграфная линия. На каждом километре дороги стояло по шестнадцать телеграфных столбов. С того времени на станциях поселились ещё и монтёры-обходчики. 
Историю тракта изучал наш земляк-краевед Яков Николаевич Носов. Благодаря проделанной им работе можно узнать много интересных фактов, связанных с трактом на Архангельск. Материалы его исследований были опубликованы в 1990 году в газете «Красная Печора». Автор статей подробно описал события начала прошлого века, происходившие в наших краях. Как шли по тракту на Печору конвои политических ссыльных и репрессированных. Как в годы гражданской войны по этому тракту белогвардейцы отправляли в лагеря смерти на Мудьюг, Иоканьгу и в тюрьмы Архангельска сотни борцов за Советскую власть. 
Историей старинных трактов занимался также архангелогородский исследователь, уроженец города Мезень Николай Анатольевич Окладников. В 2013 году в приложении к газете «Республика» «Дым Отечества» вышла его статья под названием «По старинному тракту».
Дополнить картину старого тракта помогли некоторые сведения из книги «У золотых родников» Натальи Павловны Колпаковой. Автор сборника, исследователь фольклора, побывала в наших краях в 1929 и 1955 годах в составе экспедиций по северу России. 
В 1935 году на станции Борковская организуется метеостанция «Борковская М-2» Северного Управления по гидрометеостанциям, просуществовавшая до 1994 года.
В годы Великой Отечественной войны по тракту ушли на фронт оленно-лыжные батальоны. События тех лет вспоминает Тарас Прокопьевич Евсюгин, житель д. Филиппово. Был он в то время подростком. В декабре 1941 года оленно-лыжный батальон (человек 200) под командованием Бубнова уходил на Архангельск. В числе участников этих батальонов были и жители цилемских деревень. Яков Иванович Чупров и Ермил Семёнович Носов из Филиппово, Кондратий Фёдорович Чупров из Трусово, возможно, и другие. До Архангельска шли 21 день.
В советские годы по тракту были организованы туристические походы комсомольцев. В 1969 году был совершен лыжный переход комсомольцев Ненецкого округа по маршруту «Нарьян-Мар – Усть-Цильма – Лешуконское – Пинега – Холмогоры – Архангельск». Через десять лет они вновь прошли на лыжах по маршруту «Архангельск – Усть-Цильма – Нарьян-Мар». Одним из участников этих переходов был журналист Виктор Фёдорович Толкачёв. В 2014 году он посетил наши края, рассказал нам об этих переходах, подарил книгу «Через снега и годы», посвящённую жизни северного края, и оставил фотографии, сделанные им во время экспедиции.
В 1974 году, в рамках Всесоюзной туристической экспедиции «Моя Родина – СССР», группа учащихся 9 класса Усть-Цилемской средней школы под руководством Юрия Павловича Чегосова и Владимира Гавриловича Мальцева совершили многодневный туристический поход Усть-Цильма – Архангельск – Усть-Цильма. Путь от Филиппово до Койнаса (253 км) прошли пешком за девять дней. Этому походу Ю. П. Чегосов посвятил статью «Дорогой дедов» в книге «Изломок». Вот некоторые выдержки из его статьи: «…Из рассказа Б. Шиловского, монтёра с Борковской, туристы узнали, что наша река Цильма начинается с большого родника, образующего сильный водоворот. Когда хотели измерить его глубину десятиметровым шестом, его не хватило до дна. Это значит, что исток Цильмы начинается от подземных вод Тимана. 
…В районе Тиманского кряжа, станции Борковская, Верхнесульская и Фоминская, наблюдается большая разница между дневной и ночной температурой. Туристы замечали, как роса, выпавшая на траву, в полночь замерзала, покрывая луг инеем (в середине лета). Картофель на Борковской не успевал вырасти, его убивали заморозки».
В 1974 году на тракте прошли первые испытания снегоходов «Буран».
В 1975 году общественностью села Усть-Цильмы было принято решение о сооружении пилона в начале тракта Усть-Цильма – Койнас – Архангельск. Лишь через четырнадцать лет, в 1989 году, в канун 60-летнего юбилея Усть-Цилемского района, он был установлен. 
И в XXI веке Печорский тракт манит к себе туристов-экстремалов. Материалы недавних экспедиций выложены в сети Интернет. 
«Зарастает тракт быльём и берёзой. Сквозь хмурую тайболу, то обнимаясь, то пересекаясь с телефонной просекой, бежит весёлая берёзовая аллея, берёзовый бульвар, берёзовый тракт. Но, думается, не умер он. Просто задремал. Есть верные приметы, что пригодится он ещё людям». Эти строки, написанные В. Ф. Толкачёвым более тридцати лет назад, хочется повторить и сегодня. 
Благодарим всех, кто принял участие в данном мероприятии. Выражаем благодарность администрации СП «Трусово» за поддержку в организации. Благодарим Юрия Павловича Чегосова за предоставленные фотографии с туристического похода.
Просим всех, кому известна какая-либо информация о людях, имевших отношение к Архангельскому тракту (работавших на станциях, либо извозчиками), поделиться с нами своими сведениями. Можно обратиться в Филипповскую библиотеку либо в администрацию сельского поселения «Трусово».
С. Зотова, 
зав. Филипповской библиотекой-филиалом №9.

Категория: Общество | Добавил: kireevdv (31.08.2017)
Просмотров: 897 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]