Приветствую Вас Гость!
Пятница, 06.09.2024, 05:59
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Усыновление

Каталог статей

Главная » Статьи » Общество

Продолжает духовный путь родителей

Анастасия приветливая, общительная, добродушная и позитивная девушка. Её родители – известные в нашем районе, да и за его пределами люди – Алексей Григорьевич и Екатерина Васильевна Носовы. Алексей Григорьевич – наставник Усть-Цилемской Древлеправославной Поморской церкви, вносящий большой вклад в приобщение жителей нашего района к старой вере. Поэтому жизненный уклад семьи и деятельность родителей предопределили выбор профессии героини нашей статьи. Девушка окончила Елецкий государственный колледж искусств им. Тихона Николаевича Хренникова, который находится в Липецкой области, и получила специальность художника-реставратора, но не в обычном понимании, а в особо духовном, ведь она реставрирует иконы и божественные молитвенные книги. 
Настя рассказала: «В школе я ходила в библиотеку и там занималась ремонтом книг, не могла видеть их порванными, а ещё любила рисовать, поэтому посещала кружок изостудии в детском центре «Гудвин». Папа мне однажды сказал, что им в храм нужен реставратор, тогда я уже осознанно стала заниматься рисованием, ведь при поступлении в учебное заведение нужно было представить две картины, одну – красками, другую – в графике и три задания на копирование».
С первых дней учёбы в колледже, кроме основной программы по теории и практике по реставрации икон, фресок и картин, Анастасия просила своего педагога – Александру Николаевну Володину – давать ей дополнительные задания, чтобы совершенствовать своё мастерство. Например, одним из первых ею был восстановлен лик Иоанна Богослова. Кроме того, ей предложили отреставрировать икону после пожара. Было непонятно, кто на ней изображён. Пришлось применить рентген, и выяснилось, что на доске лик Николы Чудотворца. 
В июле 2021 года Анастасия окончила колледж с красным дипломом, вернулась в своё родное село и приступила к работе. Со всех уголков района привозят ей иконы, со святых мест – с Тобыша, из городов Ухты, Сыктывкара… Из-под её рук уже вышло немалое количество возрождённых Святых ликов: Спас Вседержитель, Богородица Казанская, Иоанн Богослов, Никола Чудотворец, Илья Пророк, Алексей – человек Божий, Страшный суд, Осморица и другие. 
В доме родителей девушка заняла две комнаты: первая – рабочий кабинет, вторая – спальня. Во всём доме она расписала потолки краской, смешанной с колерами разных цветов, получилась красивая нежная панорама неба. В её кабинете имеются два рабочих стола. На одном – иконы, которым предстоит процесс реставрации, многие из них находятся в плачевном состоянии. Рядом – отреставрированные. Разница видна и невооружённым глазом. И сразу понятно, какая это кропотливая и трудоёмкая работа. 
Второй стол служит для операционных действий. У мастера имеются все необходимые инструменты и материалы: стекло, на котором ремонтирует иконы и книги, скальпель, кисточки и кисти, акварельные и краски темпера, чаша с тёплой водой и мылом, тампоны из ваты, различные клеи, спирт, лак, воск, есть верстак для работы с древесиной и микроскоп... 
Икона состоит из множества слоёв: деревянная основа, паволока (не на всех), грунт, красочный слой, защитный слой. Осмотрев икону и выявив проблемы, девушка проводит профилактическую заклейку. Для этого мастер готовит вырезки папиросной бумаги определённых размеров, с одной стороны проклеивает их пятипроцентным мездровым клеем. Делает всё это на стекле, чтобы бумага не прилипала. Затем промоченную в клее бумагу в шахматном порядке осторожно переносит на икону, с заступом не более одного миллиметра. После небольшого просыхания проглаживает изделие через второпластовую плёнку, чтобы клей прошёл глубже в трещины.
А чтобы наращивать недостающую древесину на иконе, Анастасия использует клей с древесной мукой более высокого процентного содержания, но эта операция проводится уже после заклейки и обработки (склейки). Также в ходу применяет мел и немного мёда – для подведения реставрационного грунта в местах утрат (эта операция проводится уже после профилактической заклейки, профилактической очистки, полной обработки древяной основы, наращивания углов и других неровностей, пробной и полной расчистки защитного слоя и обезжиривания). Завершается работа вощением при помощи скипидара и воска, нанесением защитного слоя. 
Как отметила Анастасия, на древесину очень сильно воздействуют влажность, икона её впитывает, потом после высыхания начинает сжиматься и трескаться, разрушается красочный грунт. «К слову сказать, некоторые бабушки, например, перед Пасхой моют деревянные иконы. Этого делать нельзя. Пыль и грязь лучше смахнуть мягкой щёткой. К счастью, – говорит наш мастер, – в нашем районе нет такого вредителя икон, как – жучок-точильщик, на юге он проедает иконы, нам приходилось полностью вытравливать его, а потом уже наращивать дырочки, заклеивать их. Но у нас бывает другая проблема, под железными окладами прячутся клопы, они разрушают дерево». Девушка назвала и другие огрехи. Бывает, что на иконе нанесено два слоя, к примеру, на первый, старинного образца лик нарисован другой. Это очень нехорошо, считает Анастасия. Приходится полностью переделывать Святой образ. Был случай, принесли просто гнилую доску с совсем неразборчивым силуэтом и просили сделать хоть что-нибудь. По окладу девушка поняла, что это Никола. Тогда она использовала оригинальные образцы. Иногда, с укоризной и недоумением говорит она, встречаются тёмные замасленные иконы, а некоторые части на них люди зарисовали сами. Анастасия показала несколько таких образцов. 
Вот у Богородицы подрисован глаз, сразу видно, что по размеру он больше, очень грубо обведён краской, словно это детская работа, по-простому «мазня». Всё это «художество» пришлось снимать и собирать как мозаику непосредственно на иконе. Когда проклеены все детали грунта с красочным слоем, то производится полная профилактическая заклейка, а затем счищается слой инородной краски и подводится грунт в местах утрат. После выравнивания и притирания грунта лаком икона тонируется темперными и акварельными красками. Иногда используется сусальное золото (листовое). Оно бывает и в виде краски, подводится на небольшие участки, либо на утраченные золотые узоры. В результате святой образ полностью преображается.
Есть у Анастасии несколько досок большого размера, раньше на них были изображены лики Святых и истории о жизни Христа. Мастер не знает, будет ли она на них что-то писать, но выбрасывать их нельзя ни в коем случае. Кощунством можно назвать, когда Божьи символы используются для бытовых целей. Однажды нашли доску, которая являлась крышкой на колодце, а это была икона «Деисусный чин». 

Сложнее всего, если образ замазан сверху олифой (так делают некоторые богомольные женщины, надеясь лучше сохранить изображение). Здесь, чтобы не испортить красочные слои и рисунок, надо применять спирт с лавандовым маслом, этот раствор более мягкий. Анастасия говорит, что необходимо очень аккуратно проводить такую работу, бывает, и с применением микроскопа. У неё он используется только для исследования, в будущем она планирует приобрести другой, более мощный. 
Кроме реставрации и написания икон, мастер занимается ремонтом молитвенных книг. Она рассказывает: «Папа поручил отремонтировать домашний Псалтырь, он находился в плачевном состоянии, разорвались основные держащие, и сами страницы были больше похожи на тряпички, чем на бумагу. Я книгу полностью разобрала, склеила разрывы на страницах и собрала в тетради и потом уже сшила листы. Естественно, переплёт у неё отсутствовал, его тоже сделала и прикрепила металлическую застёжку, в оригинале их было две, но мама сохранила только одну, поэтому прикрепила её посредине». 
Девушка задумала научиться другим хитростям и премудростям для работы с иконами у художника-реставратора Д. Е. Мальцевой, которая известна не только в России, но и за рубежом. Когда Анастасия училась в колледже, Дарью Евгеньевну иногда приглашали проводить занятия со студентами по реставрации икон. Она и пригласила молодого мастера в Санкт-Петербург, чтобы передать ей свой, накопленный годами опыт. В декабре героиня нашей статьи поехала к ней вместе с мамой.
На вопрос, чем она занимается в свободное время, Анастасия засмеялась, такого понятия у неё даже нет, и ответила: «Смотря на мои завалы, про свободное время я не думаю, всё время работаю с книгами, иконами… Бывает, снег убираю. А когда летом приезжают сёстры – Оля и Ксюша, то они вытаскивают меня куда-то на природу. А так у меня – работа-дом, дом-работа». 
Старшая сестра Ольга живёт в Волхове, что под Санкт-Петербургом, она ведущий инженер-метролог в фирме «ФосАгро». Ксения – инженер-конструктор, проектирует корабли, работает в Санкт-Петербурге, в Центральном конструкторском бюро, ещё она художник-аэрограф, в своей квартире на стенах вместо обоев она изобразила морские пейзажи, как у Айвазовского. 
Я поинтересовалась, какие планы у Анастасии в дальнейшем. Она улыбнулась и сказала, что в мечтах у неё закончить все реставрационные работы, хотя они у неё никогда не закончатся. «В один из приходов в церковь папа сразу же озадачил, что на икону упала свечка и прожгла её, надо реставрировать, да и дома необходимо отремонтировать старенькую икону «Зосима и Савватий», – ответила девушка, очень нравится ей такая творческая деятельность, в этом смысл её жизни.
Служение высшему духовному делу, а именно, сохранение веры, традиций и обычаев своих предков – это одна из насущных потребностей верующего человека. Вот и выходит, что Анастасия, реставрируя иконы и молитвенные книги, по примеру своих родителей, также идёт по нужной, нравственной стезе. Она возвращает к жизни священные символы Древлеправославной веры. 
Ольга Ильина.

Категория: Общество | Добавил: marsemjina1980 (25.12.2023)
Просмотров: 401 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]