Приветствую Вас Гость!
Пятница, 18.08.2017, 21:18
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 38

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Общество

«Петровщина». Что оставим в наследство?

После крещения Руси, когда в народной культуре произошло слияние язычества и христианства и когда в жизнь крестьянина вошёл церковный календарь, месяцеслов стал «народно-православным». В нём «ужились» народные поверья с верой в житийные истории святых христианских подвижников, каждому из которых посвящался какой-либо день (или несколько дней) в году. В результате языческие праздники подчинились церковным. И наоборот, дни чествования святых угодников из церковного календаря приурочились к дням аграрного цикла. Каждому из них народом были определены свои заботы о погоде, здоровье людей и животных, крестьянских и домашних работах. Примечательно, что в каждом регионе России «прижились» свои, только ему присущие, народно-православные праздники. 
Таким образом, в Усть-Цильме одним из особо почитаемых считается великий православный праздник памяти Петра и Павла – первых проповедников христианского учения (29 июня/12 июля). В этот день совершилось перенесение мощей апостолов Петра и Павла из Рима в Сан-Себастиано. Событие это со временем забылось, а праздник стал осмысляться в христианской культуре, как день общего мученичества святых Петра и Павла – «хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно». 
В традиционном мировоззрении русского народа апостолы Пётр и Павел являются хранителями ключей от рая и ада и управляют местами обитания душ умерших.
Петров день был особо почитаем и среди рыбаков, зачастую его называли «рыбацким» или «ловецким» праздником.  В районах с развитым рыболовецким промыслом и где ловля рыбы существовала как подсобный промысел, 12 июля устраивали крестные ходы и молебны на рыболовецких угодьях, собирали с населения деньги «Петру-рыболову на мировую свечу», которую ставили в приходском храме перед образом святого. В этот день рыбацкие деревни принимали у себя гостей. Праздничная трапеза непременно включала блюда из свежей рыбы. Среди рыбаков Петров день считается началом летнего сезона ловли рыбы. В связи с этим традиционно принято было устанавливать новые цены на товар и заключать сделки и договоры с торговцами рыбой. 
Петров день – значимая веха народного календаря. У русских жителей Севера и сейчас жива память о том, сколь широко отмечался прежде Петров день: гуляли всю ночь, а потом – ещё неделю; бывали пляски на лугу, девки и парни водили хороводы, играли (некоторые игры – с поцелуями); устраивались ярмарки. 
В большей степени Петров день сохранил значение праздника молодёжи. Молодые люди надевали лучшие костюмы. Им отводилась ведущая роль в обрядово-игровых действиях, в то время как остальное население, как правило, активного участия в нём не принимало, а выступало лишь в качестве наблюдателей. На время праздника снимались некоторые ограничения в отношениях между полами; кардинально изменялось поведение молодёжи в целом: оно отличалось от традиционных повседневных норм. 
Типичной чертой праздника являлись молодёжные гулянья. Начинались они обычно накануне вечером и продолжались в течение ночи и последующих одного-двух дней. Девушки и парни, собравшись вместе, отправлялись в места традиционных гуляний, которые располагались в центре поселения или за его пределами – в лесу, на полянах, возвышенностях, вблизи водных источников.
Гулянья молодёжи, развернувшиеся в ночь на Петров день, составляли неотъемлемую часть широко распространённого в западных и южных губерниях России обрядового действа, известного под названием «караулить солнце». Желая увидеть игру светила на рассвете в день праздника, девушки и парни накануне вечером, сделав запасы еды в местах традиционных летних гуляний, разводили костры и варили на них кашу, затем устраивали совместную трапезу. Петров день является и своеобразным рубежом, разделяющим виды хозяйственной деятельности крестьян. Новый цикл сельскохозяйственных работ включал сенокос, вывоз навоза на поля, подготовку к жатве. Заботы земледельцев в это время были связаны с уборкой урожая, тогда как в период, предшествующий Петрову дню, все силы были направлены на рост, сохранение и приумножение урожая. 
Кроме того, к Петрову дню готовили основные орудия труда, используемые в новом сезоне, – грабли, вилы и т.д.
Петров день в некоторых местностях считался также днём поминовения усопших. Накануне праздника собирали ужин, на котором присутствовали все домочадцы, и все вместе читали молитвы. После ужина еду не убирали со стола и оставляли открытой посуду для того, чтобы могли поесть духи предков. 
По мнению крестьян, предки непременно придут разговеться. Рассказывали, что ночью можно увидеть и услышать «как упокойники забавляются, обгладывают кости и оставляют на столе раскрытую посуду, которая прежде была закрыта». 
Повсеместно в России в Петров день проводили большие ярмарки и торги, получившие название «петровских». Они проходили в крупнейших населённых пунктах и собирали огромное количество народа.
В Поморье, наряду с разнообразными летними играми, бывали особые гулянья с примечательным названием «Петровщина». Они представляли собой серию танцев для девушек и недавно вышедших замуж женщин. По мнению Т. А. Бернштам, у такого обычая изначально мог быть ритуальный смысл. Видимо, это реликт древнего обрядового действа связан с возрастной группой девушек-невест и молодок. Из такого рода обрядовых девичье-женских празднеств могли развиться «смотры невест». 
Все вышеописанные сведения известных исследователей-этнографов дают нам право считать, что многие обряды и традиции этого праздника были привнесены в семейно-бытовой уклад устьцилёмов основателями и поселенцами Усть-Цильмы из первоначальных мест своего бытования.
По воспоминаниям старожилов, в старые времена в Усть-Цильме представители старшего поколения кашу варили утром 12 июля, затем посещали могилы родственников. В этот день пели молебны.
Молодёжь варила кашу-«петровщину» за рекой на кострах в ночь с 11 на 12 июля. Было принято ездить «по огнищам» – местам, где располагались сенокосные становища. Переезжали верхом на лошадях, двигаясь, например, по маршрутам: д. Бор – Бабкино – Аверино – Виска – Усица или  Бабкино – Машкино – Самоедское – Андроново – Хвост (у Замалого) и др. 
Те, кто не был занят на сенокосах, самостоятельно переезжали на лодках на другой берег р. Печоры или оставались на этой стороне реки, разводили костры, варили кашу и уху из свежей рыбы. Ухой поминали Святых апостолов Петра и Павла, а кашей – умерших родственников. А затем пели песни, играли в игры, ловили рыбу, танцевали под гармонь или балалайку. Гулянье продолжалось до восхода солнца, то есть до встречи нового Петрова дня. 
«Петровщина» – это отголосок поминального обряда, в котором сохранились следы древнего представления о «мёртвых». Река же являлась символом, соединяющим мир «живых» и «мёртвых», а вода – символом уходящего времени. Считалось, что в ночное время стираются грани между живым и загробным мирами. 
Следует отметить, что эта традиция в большей степени  была распространена  в  Усть-Цильме и окрестных деревнях, нежели на Пижме и на Цильме. 
Время неумолимо движется вперёд. Мы уже живём в век новых технологий, разъехались по городам и весям огромной России, но из года в год у нас появляется желание собраться на земле наших предков, на малой родине – Усть-Цильме, на берегу красавицы Печоры и отметить этот обрядовый праздник «Петровщина». Безусловно, что с течением времени этот обряд претерпел некоторые изменения. Жители и гости Усть-Цильмы уже не отмечают «Петровщину» уединённо, а собираются на печорском берегу небольшими группами, у каждой из которых свой родовой костёр. Для многих это тоже стало доброй традицией. Здесь можно встретить старых друзей, родственников, знакомых, с которыми не встречался много лет. Есть время и возможность пообщаться. 
Согласно новым веяниям времени и развитию внутреннего туризма, «Петровщина» стала неким брендом Усть-Цильмы и соответственно стала более организованной. Кроме ритуального обряда участникам предлагается развлекательная программа, куда входят и спортивные состязания, различные современные аттракционы, торговля. Возможно что-то оправдано, а что-то необходимо пересмотреть. Особенно это касается аттракционов и чрезмерного употребления спиртных напитков во время проведения обрядового праздника. Можно только представить, что думают о нас – носителях уникальной культуры – гости, приехавшие познакомиться с нашими традициями. Эти отзывы и комментарии мы каждый год читаем в интернете. И довольно неприятно осознавать, что у некоторых гостей остались негативные впечатления после посещения наших народных «древних» праздников.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что значение и роль обычаев и обрядов, связанных с празднованием Петрова дня, являются важной составной частью культуры устьцилёмов, что с глубокой древности они выполняли важные социальные функции и являлись средством передачи духовной культуры от поколения к поколению, способствовали социализации и адаптации молодого поколения к условиям нового времени. А каким образом и в каком виде наше поколение сохранит и передаст потомкам уникальную устьцилемскую культуру, зависит только от нас!
Л. Рочева, 
научный сотрудник музея А. В. Журавского.  
(В статье использованы исследовательские материалы Т. Зиминой, научного сотрудника отдела этнографии Российского этнографического музея.)

Категория: Общество | Добавил: kireevdv (29.06.2017)
Просмотров: 258 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]