Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 05.05.2024, 18:10
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Каталог статей

Главная » Статьи » Общество

«Особенности заголовков газеты «Красная Печора» в разные периоды отечественной истории»

Первое слово автора
Считается, что тексту, как и любому явлению, необходимо получить наименование – «назваться», чтобы закрепиться в пространстве, заявить о своем праве на существование. По замечательному выражению отечественного литературоведа З. Д. Блисковского, «заголовок – это первое слово автора в его заочной беседе с читателями. С названия начинается путь …к уму и сердцу человеческому». А. Т. Твардовский писал: «Заглавие – не реклама, а само произведение. Выдавать авторский замысел заглавием с самого начала тоже нельзя. От страницы к странице заглавие должно наполняться смыслом и значением, развиваться вместе с сюжетом. Простые слова заглавия под конец чтения должны наполняться смыслом, становиться мудрыми, и, если это произойдёт, их простота окажется сильнее и значительнее самого броского заголовка. И полюбятся они больше». 
Человек не всегда успевает читать всю газету, как говорится, от корки до корки, что обусловлено темпом жизни, наличием множества источников информации и другими причинами. Но, как установлено экспертами, читая газету, он, прежде всего, обращает внимание на заголовки. Исследования психологов показывают, что около восьмидесяти процентов читателей уделяют внимание только заголовкам. Интерес к ним – первый шаг к прочтению публикации. По мнению отечественного лингвиста И. Р. Гальперина, заголовок – это «компрессированное, нераскрытое содержание текста, которое можно метафорически изобразить в виде закрученной пружины, раскрывающей свои возможности в процессе развёртывания».
Любой публицистический текст передаёт не просто некую информацию читателю, но и формирует определённое морально-ценностное отношение к ней. Первое же знакомство читателя с установками и ожиданиями автора начинается с заголовка – самой информативной и выразительной предтекстовой единицей. В условиях современного информационного пространства и конкуренции с интернет-изданиями, воздействующая роль газетного заголовка возрастает. 
Виды и функции газетных заголовков
Заголовки выполняют разные функции: они подводят читателя к тексту статьи и информируют о содержании материала, разбивают однородную массу текста, способствуют быстрому ознакомлению с содержанием номера, выделению того, что представляет для читателя особый интерес. Удачный заголовок оказывает решающее влияние на прочтение всего материала либо на его пропуск.
В первую очередь следует отметить, что заголовки предназначены для выделения материалов на полосе, отделения их друг от друга. Все без исключения заголовки ориентированы на достижение такой цели и потому несут графически-выделительную функцию и это единственная функция, осуществляющаяся неязыковыми средствами, а с помощью разных приёмов вёрстки и редактирования текста. Следующая функция – информативная. В данном случае у читателя возникает желание прочитать статью, чтобы подчеркнуть важную информацию. Заголовок помогает понять значимость публикации, увидеть журналистскую позицию. И последняя – рекламная функция, даёт возможность вызвать интерес к заголовку, повлиять на читательские эмоции. 
Имеется большое количество классификаций, относящих заголовки к тем или иным видам. 
Тематические и сообщающие заголовки – называют то, о чём пойдёт речь в тексте, или обозначают место действия. Они дают возможность понять, о чём пойдёт речь в тексте, что произошло или будет происходить, обычно нейтральные, например: «Выбирают местную продукцию» (08.01.2019).
Эмоционально-оценочные заголовки – содержат эмоционально-оценочные слова, метафоры. «Мужики мрут – прирост падает» (о демографической ситуации в районе 23.10.1999).
Цитатный заголовок не только содержит в себе значимую информацию, но и создаёт эмоциональный настрой ещё до прочтения текста за счёт узнаваемых крылатых слов, устойчивых выражений, фразеологизмов, пословиц, поговорок. «…И всё-таки они учатся!» (13.11.1999); «Есть люди в наше время» (12.12.1999).
Побудительные заголовки – побуждают читателя к определённому поступку (часто это тексты с ярко выраженной авторской позицией). «Заготовлять корма в любую погоду» (17.08.1961); «Смелее внедрять наземное силосование» (15.08.1961).
Итак, в данной главе рассмотрены основные функции и виды газетных заголовков. Далее мы рассмотрим, какие заголовки характерны для разных периодов истории России.
Особенности заголовков
По публикуемым материалам «Печорской правды» за 1961 год можно сделать вывод, что ведущими установками в жизни советского общества были аскетизм, обсуждение вопросов морали и нравственного поведения, неиссякаемая надежда на светлое будущее (победа коммунизма). Эти установки отразились и на заголовках газет: «Умножить трудовые усилия»,  «К великой цели», «Нельзя отставать», «Заготовлять корма в любую погоду». Нами было рассмотрено 100 заголовков газеты «Печорская правда». Статистический анализ показал, что наиболее распространёнными являются эмоционально-оценочные и побудительные заголовки. 
Стоит отметить, что функция пропаганды коммунистической идеологии свойственна всей прессе в целом. Районная газета была печатным органом райкома КПСС, главной помощницей власти, недаром страницы газет были наполнены словами «партия», «семилетка», «годовой план» и другими.
Антирелигиозная кампания партии, судя по заголовкам, также нашла своё широкое отражение в «Печорской правде»: «Об одном живучем предрассудке», «О вере в приметы».
Воспитательная функция газетных публикаций отразилась в оценочных заголовках статей, обличающих, выносящих на публичное осуждение недобросовестный труд, пьянство, тунеядство. «Нужен ли такой специалист?», «Любит ли Н. Тарасова свое дело?». В этом контексте история газеты «Печорская правда» является своего рода иллюстрацией к общей истории советского государства. 
Совершенно иные заголовки газеты «Красная Печора» наблюдаются в «лихие 90-е» (подшивки за 1998-1999 годы). В этих номерах они воспринимаются как ответная реакция на язык журналистики советского времени. Отсюда ироническое переосмысление советских идеологических клише, установка на языковую игру, то есть на повышение экспрессивности любой ценой. Именно в заголовках статей «Красной Печоры» за 1999 год мы увидели проявление иронии, разговорности и языковой игры. Причем ирония содержится в заголовках статей самого нерадостного содержания. 
Особенно вызывают наибольший интерес цитатные, эмоционально-оценочные заголовки, причём часто по данной классификации сложно разделить заголовки, поскольку они вбирают признаки того и другого их вида. Приведём примеры наиболее ярких из них: «Привет с тяжелого бодуна», «Коров – мизер. Скот идёт под нож», «Пособия на детей: обещанного три года ждут?», «Каким же калачом заманить безработных на луга района?».
Также материалом нашего исследования послужили заголовки на современном этапе (номера газет за 2018-2020 годы, всего 100).
Отметим, что 50% от общего числа заголовков занимают тематические и сообщающие. На наш взгляд, это можно объяснить тем, что большинство текстов районной газеты говорят читателю о действующих лицах, месте действия, о том, что произошло или будет происходить. Именно для этого подбираются заголовки с информативной функцией: «Крещенских морозов не будет» (16.01.2020); «Молодёжь – надежда и опора страны» (08.01.2019); «Смертность в два раза превышает рождаемость» (31.01.2019); «Развитие лесного комплекса в Коми» (31.01.2019).
Далее по распространённости можно выделить эмоционально-оценочные заголовки (31%). Усиление эмоций, формирование оценки у читателя является целью автора. «Рождение ребёнка – радость!» (16.01.2020); «Снюс баловство? Нет – беда!» (16.01.2020); «Основная цель – занятость населения» (29.01.2019).
13 процентов занимают заголовки к текстам различных документов, которые доносятся до заинтересованных читателей через газету с целью информирования о каких-либо нововведениях, отчётах, решениях, распоряжениях и другое. «Новости поселений» (04.02.2020); «Извещение о предоставлении земельных участков» (01.02.2020); «Бюджет 2020: новые площадки» (19.12.2019); «Хроника правонарушений» (18.02.2020).
Только шесть процентов побудительных заголовков: «Дерзайте, юные таланты!» (03.01.2020); «Не перешагни черту – за ней ни здоровья, ни жизни!» (18.12.2018); «Участвуйте!» (28.01.2020); «Не доверяйте незнакомцам» (04.02.2020). Наверное, это связано с основным направлением данной газеты – сообщить информацию, а не призывать читателей к каким-либо действиям. 
Таким образом, можно сделать вывод, что районная газета призвана сообщать новости, говорить о том, что будет в понятной и доступной форме. Для этого выбираются тематические и сообщающие заголовки. Авторы статей стараются выразить своё отношение к происходящему в районе, а также привлечь внимание читателя, используя эмоционально-оценочные заголовки. Но таких – меньше. Кроме того, характерно использование заголовков к документам, так как подобного рода информацию необходимо доносить до всех жителей района. Необходимо отметить, что публикация документов – условия вступления их в юридическую силу, и газета эту функцию успешно выполняет.
Яркие и интересные заголовки газеты позволяют удерживать многолетнее внимание читателей к районной газете и реализовывать потребности в информации и эмоциях читательской аудитории в Усть-Цилемском районе и за его пределами. Заголовки выполняют разные функции: они подводят читателя напрямую к тексту статьи и информируют о содержании материала, разбивают однородную массу текста, способствуют быстрому ознакомлению с содержанием номера, выделению того, что представляет для читателя особый интерес. Удачный заголовок оказывает решающее влияние на прочтение всего материала либо на его пропуск.
Статистический анализ заголовков «Печорская правда» показал, что наиболее частыми являются эмоционально-оценочные и побудительные. В заголовках 90-х годов мы увидели ироническое переосмысление советских идеологических клише, установку на языковую игру, то есть на повышение экспрессивности любой ценой.
Анализ заголовков газеты «Красная Печора» за 2018-2020 годы позволяет сделать вывод, что районная газета призвана сообщать новости, говорить о том, что будет, в понятной и доступной форме. Для этого выбираются тематические и сообщающие заголовки. 
По газетным заголовкам мы проследили макропроцессы идеологической, общественной жизни страны. Они передают дух времени, в котором находится район в настоящее время.

Категория: Общество | Добавил: marsemjina1980 (30.12.2020)
Просмотров: 248 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]