Выборы [185] |
Новости [535] |
Власть [199] |
Экономика [517] |
Общество [3199] |
Культура [772] |
Здравоохранение [430] |
Образование [580] |
Спорт [400] |
ЖКХ [174] |
Социальная сфера [262] |
Человек и закон [555] |
Правопорядок [205] |
Молодёжная политика [38] |
Страницы истории [177] |
Будь бдителен! [78] |
Главная » Статьи » Общество |
Три первых дня конференции проходили в столице Коми на базе СГУ (музей истории Республики Коми) и Дома дружбы народов РК. Темы секций: «Старообрядческая литература и книжность», «История и конфессиональные проблемы старообрядчества», «Этнография и фольклор Европейского Севера», «Старообрядческое искусство». Глава МР «Усть-Цилемский» – руководитель администрации района Н. М. Канев обратился к учёному сообществу со словами: «Нас объединяют древние староверческие традиции народов, живущих на территории нашей республики. И очень важно, что мы чувствуем взаимосвязь национальных традиций с различными формами современной культуры. Благодаря изучению рукописной культуры Печорского края восстанавливается то, что было когда-то утрачено из культуры староверческого края, а данная конференция позволит открыть новые страницы утерянного прошлого. Надеемся, что вы увидите и найдёте в нашем старинном селе много интересного и полезного». Первой своё сообщение – «Генеалогические исследования устьцилёмских родов Вокуевых от истоков заселения и их вклад в печорскую книжность» представила председатель Московского представительства МОД «Русь Печорская» Т. Д. Вокуева. Татьяна Дмитриевна заинтересовалась вопросом: когда предки её супруга заселили наше село или район, и решила найти первого человека по фамилии Вокуев. Изучив несколько архивных материалов, она узнала, что люди с этой фамилией проживали на севере Коми: в Ижемском, Усинском, Удорском районах. «Вок» – это прозвище, его получил человек, который был хорошим другом. Татьяна Дмитриевна рассказывала, как она, исследуя родословную, искала предков по фамилии мужа до 20 колена (поколения). В итоге она узнала, что первый Вокуев по имени Василий спустился в Усть-Цильму в 1679 году, принадлежал он роду Печерцевых или Глухиных. В процессе чтения доклада на экране демонстрировались фотографии близких и дальних родственников оратора и другие материалы по изучаемой теме. Очень интересно было вместе с Татьяной Дмитриевной разбираться в прошлом нашего края и узнавать о фамилии Вокуев! Научный сотрудник сектора рукописной и старопечатной книги отдела хранения Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (г. Москва) Н. В. Герасимова осветила тему «К вопросу о художественном оформлении старообрядческого переиздания Острожской Библии, подготовленного в 1914 году». Наталья Викторовна отметила, что её доклад не связан с культурой Севера и старообрядчеством, но может быть интересен публике. Она рассказала, как в 1914 году была перепечатана с оригинала Библия времён Иоанна Грозного (1581 год издания): «Слово в слово и лист в лист с Библией издания знаменитого ревнителя древлеправославия Константина Острожского, печатанной Московским первопечатником диаконом Иваном Фёдоровым». На экране презентовались фотографии переизданной Библии (оформление страниц с красивым орнаментом, заставками и виньетками, вензелями и витиеватым шрифтом, ликами Святых и другими). Докладчик зачитала мнения некоторых учёных-исследователей: профессора Ивана Евсеевича Евсеева, доктора филологических наук Юрия Андреевича Лабынцева, которые отметили, что перепечатка – это всего лишь стилизация. Настоящая Библия с ликами Святых и буквицами, взятыми из древнейшей и единственной рукописи времён Иоанна Грозного «Лицевой свод», хранится в Государственном историческом музее в г. Москва. Иллюстрации к Острожской Библии выполнил художник Иван Андреевич Блинов (их было 150). В настоящее время перепечатки 1914 года более редки, чем сам оригинал, они сохранились лишь в некоторых библиотеках и частных собраниях (известно не более 20). Ведущий архивист отдела документов по личному составу Государственного архива Архангельской области Л. Н. Хрушкая выступила с докладом «История создания и деятельности скитов в Двинском, Мезенском и Пустозёрском уездах Архангелогородской губернии XVII-XVIII веков» и заинтересовала устьцилём новыми фактами об основателе Цилемского скита. Она выдвигала различные версии об Иване Анфимове Ларионове. Кто он – истинно верующий и духовный наставник или черносошный крестьянин, назвавший себя архиереем, самовольно присвоившим хлеб из амбара Холмогорской старообрядческой пустыни, а также святые иконы и книги, ссылаясь на какие-то высшие церковные указы, и перевёз на другое место? В процессе расследования, опросив многих свидетелей – архиепископов и священников, выяснилось, что Иван Ларионов действительно духовный наставник. Любовь Николаевна рассказывала о большом старообрядческом монастыре, в котором проживало 40 монахов, живших благочинно, кроме чтения молитв, они занимались промысловой работой. Иван – один из его выходцев, возможно, он и был духовным наставником Цилемского скита (другое название – Койнасский). По словам докладчицы, в деревне Омелино был обнаружен рукописный сборник, датированный 1713 годом. Есть предположения, что существуют два Ивана Ларионова. Противоречий много, и версий о наставниках и первых основателях скита также много. В завершение доклада Любовь Николаевна отметила, что в Государственном архиве Архангельской области большая часть документов до сих пор не исследована. Главный хранитель музейных предметов Северодвинского городского краеведческого музея Е. Ф. Луцковская занимается историей и изучением старообрядческого Амбурского скита, который существовал в Архангельском уезде и находился в 50 километрах от Архангельска за болотами. Это был духовный центр старообрядчества и пользовался большой известностью. В прошлом его часто посещали представители власти и деятели культуры. В 1906 году там побывал один из просвещённых деятелей – А. А. Борисов, который занимался исследованием церквей Архангельской области и сделал множество фотографий. Елена Фёдоровна посвятила свой рассказ комментированию 17 фотографий (Александра Борисова и других, более современных), которые появились в результате её практической деятельности по изучению Амбурского скита. На экране демонстрировались фотографии молельного дома, каким он был в начале XX века: деревянная молельная с колоколами, крестами, с церковным иконостасом, рукописными книгами. На других снимках (1953 г.) запечатлено внутреннее убранство комнат молельного дома, в которых стали жить уже после запрета религии старцы и старицы. Одеты женщины так же, как и наши староверы (одна в ситцевом платье и платочке, другая – в чёрном кабате). Церковные кресты и предметы амбуряна тайно спрятали (закопали в землю). На фотографиях 1972 года моленная почти разрушена. Стены здания постепенно ломали и распиливали на дрова, на кладбище – разрытые могилы староверов, к деревьям приставлены два могильных креста. Уход от веры привёл к истреблению целого пласта человеческих отношений, к постепенному разрушению нравственности и совести. Кандидат исторических наук, учёный секретарь Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН г. Санкт-Петербурга Д. С. Ермолин поведал об исследователе Усть-Цильмы Д. Д. Травине (по материалам РАН). Молодой докладчик, как и подобает настоящему староверу, с бородой, одет в русскую рубаху, подвязанную устьцилемским поясом-оберегом. Он является руководителем старообрядческой общины в деревне Лампово (около Санкт-Петербурга) и свято чтит все церковные уставы и обряды. Далее Денис Сергеевич читал записанные Травиным высказывания устьцилём, с критикой относившихся к ненцам и другим неместным «хресьянам» (их называли табашниками, щепетниками) и говорили про них: «…в байны не моются, ходят глаза все в гною». На экране в это время демонстрировались фотографии девушек-староверок в праздничных нарядах в золотых коротеньках. Хотя староверы соблюдали дистанцию с ненцами и коми-ижемцами, но это не мешало взаимопроникновению и взаимовлиянию культур. От ненцев они переняли навыки обработки оленьих шкур и сами занялись разведением оленей (на экране в это время были показаны фотографии девушки из Гарево в малице и оленьих пимах и охотника из Замежной). Ижемцы переняли у нас традиционный женский костюмный комплекс. Председатель Архангельского представительства МОД «Русь Печорская» Т. М. Фуртикова свой рассказ посвятила старице Усть-Цилемской старообрядческой церкви В. А. Поздеевой. Татьяна Мелентьевна очень подробно раскрыла историю старообрядчества в районе. «После Раскола – говорила она, – когда началась борьба между сторонниками старой веры и никонианами, старообрядцы вынуждены были бежать в глухие места России и даже в другие страны. Наши предки поселились в нижнем течении Печоры и на её притоках (Нерица, Пижма, Цильма, Тобыш, Мыла...). До 40-х годов XX века службы вели наставники, которые в течение трёх лет духовное воспитание получали в Московской старообрядческой церкви. Это Григорий Иванович Чупров, Анна Ивановна Носова, Евдокия Ниловна Кириллова, последняя до 70-х годов вела богослужения. Затем их стали проводить настоятели, благословлённые предыдущими наставниками, хорошо знающие порядок ведения службы, обладающие певческим голосом и пользующиеся уважением односельчан. Их проводили в домах наставников, послушниц и послушников. Изменения начали происходить в конце 80-х, с наступлением политической оттепели. С приходом Н. Я Носовой была создана ячейка женщин своего возраста в количестве 15 человек, среди которых значилась Василиса Афанасьевна Поздеева, ставшая впоследствии наставником, в её доме, к примеру, велись пасочные службы». Ещё один доклад уносит нас в далёкое прошлое северного края. Методист по музейно-образовательной деятельности г. Архангельска Ю. А. Микушева выступила с сообщением «Усть-Цильма в путешествиях Александра Борисова». Юлия Александровна объяснила, что А. А. Борисов известен как первый русский художник, побывавший в исследовательской экспедиции на архипелаге Новая Земля. Опустим рассказ докладчицы о детских годах, учёбе и путешествии на Соловки, а сразу опишем впечатления художника об устьцилемском крае, куда он отправился с тренировочной экспедицией в 1898 году. Его путь проходил по маршруту «Архангельск – Пинега – село Никольское – Усть-Цильма – остров Вайгач». Александр Борисов изучал природные особенности и задумался об экономическом развитии северных территорий, включая транспортные проекты. В низовьях Печоры он увидел, что здесь практически не сеют хлеб, в основном занимаются рыбным промыслом. Также здесь ловится огромное количество белых куропаток, которые отправляют в Москву и Петербург. Их добывали в марте, упаковывали в бочки и клали в ледники, а осенью санным путём, так как прямого не было, и далее по железной дороге в Архангельск. Позднее А. А. Борисов даже составил план проведения железной дороги, но его смогли реализовать только в 70-е годы при строительстве БАМа. Также Борисов мечтал, чтобы нашёлся такой разумный человек, который бы построил консервный завод в Печорском крае, тогда бы он стал благодетелем и сам бы тоже обогатился. Находясь в Усть-Цильме, Александр Борисов сделал вывод, что село является важным экономическим центром, имеющим постоянные прочные контакты с Чердынским и Усть-Сысольским краем, Великим Устюгом, Пинегой и Архангельском. Юлия Александровна привела пример, что до Борисова здесь в 1895 году в качестве официального лица побывал губернатор Архангельска Александр Платонович Энгельгардт, который в своих воспоминаниях написал, что «Усть-Цильма – это крупный уездный город, она растянулась почти на три версты, имеет тысячу строений и население около 4000 душ, превышающее по численности любой из уездных городов Архангельской губернии». У Борисова и Энгельгардта впечатления во многом совпали, но Борисов ещё добавляет, что главная особенность этого селения в том, что здесь живут староверы. Художник обратил внимание на их быт, занятия, религиозные тонкости. Юлия Александровна описала картину: «Мы видим очень красивое место. Небо окрашено нежно розово-голубым цветом, что придаёт воздушность и лёгкость зимнему морозному дню. Тишина и умиротворение разлились в пространстве Усть-Цильмы. Дома и другие строения расположились вокруг главного – Единоверческой церкви Николая Чудотворца и единоверческого прихода». Младший научный сотрудник Лаборатории эдиционной археографии Уральского федерального университета г. Екатеринбург А. И. Попович выступил с сообщением «Переизобретение традиции: изображение мучеников в «Винограде Российском» Семёна Денисова». «Как известно, – сказал Алексей Игоревич, – мученичество для старообрядцев имеет очень большое значение, и мученики – Аввакум и его сподвижники, как объект для почитания – это Святые, богоизбранные существа, преданные своей вере. Для староверов они были тем же, что и ранние библейские страдания. Люди сверяли по этим текстам свои собственные поступки, делали определённый вывод, который, в конечном счёте, имел поддержку для спасения своей собственной души. Впервые сказания о мучениках за свою веру нашли описание в литературе первой половины XVIII века в историческом триптихе «История об отцах и страдальцах Соловецких», «Виноград Российский» Семёна Денисова и «История Выговской пустыни» Ивана Филиппова». Заведующий архивным отделом администрации МР «Усть-Цилемский» М. И. Чурсанова рассказала о жизненном укладе семьи Аркадия Ивановича Мяндина, внука Ивана Степановича Мяндина – каллиграфа, оформителя, переплётчика и редактора-книжника целого ряда средневековых памятников – старообрядческих книг, в честь которого и названы Мяндинские чтения. В нашей газете возможна лишь небольшая зарисовка. «Жизнь Аркадия Ивановича, – начала Марина Ивановна, – родившегося в 1908 году (24 августа), пришлась на двадцатый век. Первая мировая война, революция 1917 года, коллективизация, Великая Отечественная война и много других важных и сложных событий происходили в истории страны в то столетие и оставили неизгладимый след в жизни многих семей, в том числе и Мяндиных». Родительский дом семьи находился в центре Усть-Цильмы (сейчас улица Батманова), был двухэтажный, с поветью и хлевами. Обстановка простая: стол, лавки, сундук, русская печь с полатями (обогревала и давала ночлег). Мяндины были религиозными (хотя в Усть-Цильме в какой дом не войди – всюду было то же самое). Домочадцы молились, соблюдали посты, праздники, особенно почитали Пасху, к ней избу отмывали до бела. Основная черта, которую прививали детям – трудолюбие. С пяти лет все были заняты работой по своим силам. Далее докладчица рассказывала, что Аркадий учился в церковно-приходской школе, изучал Закон Божий, церковное пение, был смышлёным, имел хорошую память. В роду Мяндиных (Васильевых) прослеживается большая любовь к чтению. Мальчик был резвым и весёлым, не раз на уроках его ставили в угол на горох. В семь лет упал с крыши, повредил ногу и на всю жизнь остался инвалидом (ходил с посохом), поэтому его не призвали в Рабоче-крестьянскую Красную армию, и он не воевал на фронте. Комсомольская юность была активной, с энтузиазмом он брался за любое дело: создание колхозов, участие в субботниках, сажал деревья на Братской могиле. Когда пришло время создавать свою семью, узнал сначала у родителей, не родная ли по крови девушка Анна из деревни Высокая гора, она была трудолюбивая, но очень бедная, из многодетной семьи. Но Аркадий на это обстоятельство решил не обращать внимания, увёз её жить на хутор, недалеко от будущего Замшевого завода. Родителям молодая жена понравилась – спокойная и добрая. Марина Ивановна рассказала много интересных подробностей про своего родственника. Ведущий методист Центра народного творчества и национальных культур Л. К. Рочева выступила с докладом «Староверы Усть-Цильмы как хранители русской духовной культуры». Любовь Кондратьевна много лет являлась научным сотрудником историко-мемориального музея А. В. Журавского, она собрала в свою исследовательскую копилку много документов об истории нашего края, в том числе старообрядчества. Она талантливо пишет об этом статьи, которые с большим интересом читаешь и пополняешь знания и сведения о своих предках. Татьяна Фёдоровна Волкова, д.ф.н., профессор кафедры русской филологии, гл. науч. сотр. НИЛ «Филологические исследования духовной культуры Севера» ИГН СГУ им. Питирима Сорокина подвела итоги конференции и озвучила задачи по дальнейшему изучению печорской рукописно-книжной традиции. | |
Просмотров: 412 | |
Всего комментариев: 0 | |