Приветствую Вас Гость!
Пятница, 06.09.2024, 18:30
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Усыновление

Каталог статей

Главная » Статьи » Общество

Духовные корни старообрядчества

Три первых дня конференции проходили в столице Коми на базе СГУ (музей истории Республики Коми) и Дома дружбы народов РК. Темы секций: «Старообрядческая литература и книжность», «История и конфессиональные проблемы старообрядчества», «Этнография и фольклор Европейского Севера», «Старообрядческое искусство». 
Открыла «Мяндинские чтения» Екатерина Ивановна Вокуева – директор историко-мемориального музея А. В. Журавского. Гимны России и Республики Коми придали особую значимость и торжественность данному мероприятию. 

Глава МР «Усть-Цилемский» – руководитель администрации района Н. М. Канев обратился к учёному сообществу со словами: «Нас объединяют древние староверческие традиции народов, живущих на территории нашей республики. И очень важно, что мы чувствуем взаимосвязь национальных традиций с различными формами современной культуры. Благодаря изучению рукописной культуры Печорского края восстанавливается то, что было когда-то утрачено из культуры староверческого края, а данная конференция позволит открыть новые страницы утерянного прошлого. Надеемся, что вы увидите и найдёте в нашем старинном селе много интересного и полезного». 
С приветствием выступила доктор педагогических наук, доцент, ректор СГУ им. Питирима Сорокина О. А. Сотникова, которая отметила положительную инициативу Сыктывкарского государственного университета по изучению старообрядческой культуры, благодаря рукописным книгам И. С. Мяндина и финансовому содействию Правительства Республики Коми четвёртые Мяндинские чтения организованы в Сыктывкаре и Усть-Цильме. 

Первой своё сообщение – «Генеалогические исследования устьцилёмских родов Вокуевых от истоков заселения и их вклад в печорскую книжность» представила председатель Московского представительства МОД «Русь Печорская» Т. Д. Вокуева. Татьяна Дмитриевна заинтересовалась вопросом: когда предки её супруга заселили наше село или район, и решила найти первого человека по фамилии Вокуев. Изучив несколько архивных материалов, она узнала, что люди с этой фамилией проживали на севере Коми: в Ижемском, Усинском, Удорском районах. «Вок» – это прозвище, его получил человек, который был хорошим другом. Татьяна Дмитриевна рассказывала, как она, исследуя родословную, искала предков по фамилии мужа до 20 колена (поколения). В итоге она узнала, что первый Вокуев по имени Василий спустился в Усть-Цильму в 1679 году, принадлежал он роду Печерцевых или Глухиных. В процессе чтения доклада на экране демонстрировались фотографии близких и дальних родственников оратора и другие материалы по изучаемой теме. Очень интересно было вместе с Татьяной Дмитриевной разбираться в прошлом нашего края и узнавать о фамилии Вокуев!

Научный сотрудник сектора рукописной и старопечатной книги отдела хранения Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (г. Москва) Н. В. Герасимова осветила тему «К вопросу о художественном оформлении старообрядческого переиздания Острожской Библии, подготовленного в 1914 году». Наталья Викторовна отметила, что её доклад не связан с культурой Севера и старообрядчеством, но может быть интересен публике. Она рассказала, как в 1914 году была перепечатана с оригинала Библия времён Иоанна Грозного (1581 год издания): «Слово в слово и лист в лист с Библией издания знаменитого ревнителя древлеправославия Константина Острожского, печатанной Московским первопечатником диаконом Иваном Фёдоровым». На экране презентовались фотографии переизданной Библии (оформление страниц с красивым орнаментом, заставками и виньетками, вензелями и витиеватым шрифтом, ликами Святых и другими). Докладчик зачитала мнения некоторых учёных-исследователей: профессора Ивана Евсеевича Евсеева, доктора филологических наук Юрия Андреевича Лабынцева, которые отметили, что перепечатка – это всего лишь стилизация. Настоящая Библия с ликами Святых и буквицами, взятыми из древнейшей и единственной рукописи времён Иоанна Грозного «Лицевой свод», хранится в Государственном историческом музее в г. Москва.

Иллюстрации к Острожской Библии выполнил художник Иван Андреевич Блинов (их было 150). В настоящее время перепечатки 1914 года более редки, чем сам оригинал, они сохранились лишь в некоторых библиотеках и частных собраниях (известно не более 20).

Ведущий архивист отдела документов по личному составу Государственного архива Архангельской области Л. Н. Хрушкая выступила с докладом «История создания и деятельности скитов в Двинском, Мезенском и Пустозёрском уездах Архангелогородской губернии XVII-XVIII веков» и заинтересовала устьцилём новыми фактами об основателе Цилемского скита. Она выдвигала различные версии об Иване Анфимове Ларионове. Кто он – истинно верующий и духовный наставник или черносошный крестьянин, назвавший себя архиереем, самовольно присвоившим хлеб из амбара Холмогорской старообрядческой пустыни, а также святые иконы и книги, ссылаясь на какие-то высшие церковные указы, и перевёз на другое место? В процессе расследования, опросив многих свидетелей – архиепископов и священников, выяснилось, что Иван Ларионов действительно духовный наставник. Любовь Николаевна рассказывала о большом старообрядческом монастыре, в котором проживало 40 монахов, живших благочинно, кроме чтения молитв, они занимались промысловой работой. Иван – один из его выходцев, возможно, он и был духовным наставником Цилемского скита (другое название – Койнасский). По словам докладчицы, в деревне Омелино был обнаружен рукописный сборник, датированный 1713 годом. Есть предположения, что существуют два Ивана Ларионова. Противоречий много, и версий о наставниках и первых основателях скита также много. В завершение доклада Любовь Николаевна отметила, что в Государственном архиве Архангельской области большая часть документов до сих пор не исследована.

Главный хранитель музейных предметов Северодвинского городского краеведческого музея Е. Ф. Луцковская занимается историей и изучением старообрядческого Амбурского скита, который существовал в Архангельском уезде и находился в 50 километрах от Архангельска за болотами. Это был духовный центр старообрядчества и пользовался большой известностью. В прошлом его часто посещали представители власти и деятели культуры. В 1906 году там побывал один из просвещённых деятелей – А. А. Борисов, который занимался исследованием церквей Архангельской области и сделал множество фотографий.

Елена Фёдоровна посвятила свой рассказ комментированию 17 фотографий (Александра Борисова и других, более современных), которые появились в результате её практической деятельности по изучению Амбурского скита. На экране демонстрировались фотографии молельного дома, каким он был в начале XX века: деревянная молельная с колоколами, крестами, с церковным иконостасом, рукописными книгами. На других снимках (1953 г.) запечатлено внутреннее убранство комнат молельного дома, в которых стали жить уже после запрета религии старцы и старицы. Одеты женщины так же, как и наши староверы (одна в ситцевом платье и платочке, другая – в чёрном кабате). Церковные кресты и предметы амбуряна тайно спрятали (закопали в землю). На фотографиях 1972 года моленная почти разрушена. Стены здания постепенно ломали и распиливали на дрова, на кладбище – разрытые могилы староверов, к деревьям приставлены два могильных креста. Уход от веры привёл к истреблению целого пласта человеческих отношений, к постепенному разрушению нравственности и совести. 

Кандидат исторических наук, учёный секретарь Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН г. Санкт-Петербурга Д. С. Ермолин поведал об исследователе Усть-Цильмы Д. Д. Травине (по материалам РАН). Молодой докладчик, как и подобает настоящему староверу, с бородой, одет в русскую рубаху, подвязанную устьцилемским поясом-оберегом. Он является руководителем старообрядческой общины в деревне Лампово (около Санкт-Петербурга) и свято чтит все церковные уставы и обряды. 
Денис Сергеевич (у него устьцилемские корни) уже выступал с докладом на конференции в нашем селе. В этот раз рассказывал о том, как в наш Печорский край в начале двадцатого века приезжал исследователь Д. Д. Травин и изучал аспекты жизни и деятельности староверов Усть-Цилемского района. Денис Сергеевич зачитывал письменные материалы Травина и демонстрировал на экране фотографии, где исследователь сумел зафиксировать систему социальных отношений печорских староверов: межэтнических и межконфессиональных (запретов, в основе которых лежали канонические правила на общение с иноверцами). Их жизнь была подчинена церковному укладу (праздники и посты), по обету они ездили в деревню Скитскую, в монастырь на Пижме, на место самосожжения, присутствующие увидели фотографию – служба в моленной в деревне Скитской. 

Далее Денис Сергеевич читал записанные Травиным высказывания устьцилём, с критикой относившихся к ненцам и другим неместным «хресьянам» (их называли табашниками, щепетниками) и говорили про них: «…в байны не моются, ходят глаза все в гною». На экране в это время демонстрировались фотографии девушек-староверок в праздничных нарядах в золотых коротеньках. Хотя староверы соблюдали дистанцию с ненцами и коми-ижемцами, но это не мешало взаимопроникновению и взаимовлиянию культур. От ненцев они переняли навыки обработки оленьих шкур и сами занялись разведением оленей (на экране в это время были показаны фотографии девушки из Гарево в малице и оленьих пимах и охотника из Замежной). Ижемцы переняли у нас традиционный женский костюмный комплекс. 
Несмотря на определённые природные трудности, жизнь староверов строилась на рациональном подходе в вопросе создания ресурсов и природопользования. Травин составил подробное описание системы питания в зависимости от календарного плана с учётом религиозных традиций. Особое внимание учёный уделил процессу промысловой ловли ценной рыбы – сёмги, которую староверы считали самой вкусной (золото Печоры), однако в повседневной жизни больше всего отдавали предпочтение сигу, омулю, пеляди, ряпушке. 

Председатель Архангельского представительства МОД «Русь Печорская» Т. М. Фуртикова свой рассказ посвятила старице Усть-Цилемской старообрядческой церкви В. А. Поздеевой. Татьяна Мелентьевна очень подробно раскрыла историю старообрядчества в районе. «После Раскола – говорила она, – когда началась борьба между сторонниками старой веры и никонианами, старообрядцы вынуждены были бежать в глухие места России и даже в другие страны. Наши предки поселились в нижнем течении Печоры и на её притоках (Нерица, Пижма, Цильма, Тобыш, Мыла...). До 40-х годов XX века службы вели наставники, которые в течение трёх лет духовное воспитание получали в Московской старообрядческой церкви. Это Григорий Иванович Чупров, Анна Ивановна Носова, Евдокия Ниловна Кириллова, последняя до 70-х годов вела богослужения. Затем их стали проводить настоятели, благословлённые предыдущими наставниками, хорошо знающие порядок ведения службы, обладающие певческим голосом и пользующиеся уважением односельчан. Их проводили в домах наставников, послушниц и послушников. Изменения начали происходить в конце 80-х, с наступлением политической оттепели. С приходом Н. Я Носовой была создана ячейка женщин своего возраста в количестве 15 человек, среди которых значилась Василиса Афанасьевна Поздеева, ставшая впоследствии наставником, в её доме, к примеру, велись пасочные службы».
Далее, рассказывала Татьяна Мелентьевна, Исполком Райсовета узаконил старообрядческую общину, она стала иметь юридический статус, а Наталья Яковлевна стала её первым председателем. 2 июня 1990 года в доме Василисы Афанасьевны Поздеевой велась воскресная служба, которую пели гости из Невской старообрядческой общины. Собралось большое количество молящихся, тогда и встал вопрос о выделении помещения для служб, им стал старинный полуразрушенный дом (бывшая Кротовская школа в нижнем конце Усть-Цильмы). Его восстанавливали всем селом, при этом В. А. Поздеева отдала много сил и энергии.
Со слов её дочери – Руфины Ивановны, наставниками Василисы Афанасьевны были Федосья Ефимовна Чупрова, Евдокия Ниловна Кириллова, Филат Васильевич Чупров. Руфина вспоминает: «Мама была прилежной ученицей, вскоре стала правой рукой Федосьи Ефимовны и получила благословление вести службы, крестить детей». Вместе с Валерием Фёдоровичем Выучейским (бывший глава района) Василиса Афанасьевна побывала на месте самосожжения единоверцев в Скитской, посетила местечко у Покойных на р. Тобыш. В сентябре 1994 года благодаря В. Ф. Выучейскому и МОД «Русь Печорская» в связи с 495-летием основания Пустозёрска на месте сожжения Протопопа Аввакума побывали В. А. Поздеева, Н. Я. Носова и П. П. Плосконос.
Василиса Афанасьевна была глубоко верующей. Не вдруг и не случайно она обращалась к молитвам, соблюдала религиозные традиции. Она имеет глубокие корни, связывающие с истовыми пижемскими староверами, дедушка Тимофей Чупров – хранитель богослужебных книг и сказитель былин, бабушка Татьяна Семёновна научила её читать и писать на старославянском языке. Жизнь не баловала её, в 12 лет на лесоучастке девочка получила повреждение бревном (выходила её бабушка), отец погиб на фронте в 1943 году. Когда в 1953-м трагически погибла мама, на долю девушки легла забота о сестре Оле. В 1978 году умер муж, в 1987-м – трагически погиб сын Виктор. Чтобы черпать для жизни силы – помогали как раз вера и молитвы. Василиса Афанасьевна умерла на 67-м году жизни, но оставила добрый след в памяти староверов Усть-Цильмы. Такой рассказ о нашей землячке даёт нам глубокие знания и повод глубже изучать историю предков-староверов. 

Ещё один доклад уносит нас в далёкое прошлое северного края. Методист по музейно-образовательной деятельности г. Архангельска Ю. А. Микушева выступила с сообщением «Усть-Цильма в путешествиях Александра Борисова». Юлия Александровна объяснила, что А. А. Борисов известен как первый русский художник, побывавший в исследовательской экспедиции на архипелаге Новая Земля. Опустим рассказ докладчицы о детских годах, учёбе и путешествии на Соловки, а сразу опишем впечатления художника об устьцилемском крае, куда он отправился с тренировочной экспедицией в 1898 году. Его путь проходил по маршруту «Архангельск – Пинега – село Никольское – Усть-Цильма – остров Вайгач». Александр Борисов изучал природные особенности и задумался об экономическом развитии северных территорий, включая транспортные проекты. В низовьях Печоры он увидел, что здесь практически не сеют хлеб, в основном занимаются рыбным промыслом. Также здесь ловится огромное количество белых куропаток, которые отправляют в Москву и Петербург. Их добывали в марте, упаковывали в бочки и клали в ледники, а осенью санным путём, так как прямого не было, и далее по железной дороге в Архангельск. Позднее А. А. Борисов даже составил план проведения железной дороги, но его смогли реализовать только в 70-е годы при строительстве БАМа. Также Борисов мечтал, чтобы нашёлся такой разумный человек, который бы построил консервный завод в Печорском крае, тогда бы он стал благодетелем и сам бы тоже обогатился. Находясь в Усть-Цильме, Александр Борисов сделал вывод, что село является важным экономическим центром, имеющим постоянные прочные контакты с Чердынским и Усть-Сысольским краем, Великим Устюгом, Пинегой и Архангельском. Юлия Александровна привела пример, что до Борисова здесь в 1895 году в качестве официального лица побывал губернатор Архангельска Александр Платонович Энгельгардт, который в своих воспоминаниях написал, что «Усть-Цильма – это крупный уездный город, она растянулась почти на три версты, имеет тысячу строений и население около 4000 душ, превышающее по численности любой из уездных городов Архангельской губернии». У Борисова и Энгельгардта впечатления во многом совпали, но Борисов ещё добавляет, что главная особенность этого селения в том, что здесь живут староверы. Художник обратил внимание на их быт, занятия, религиозные тонкости. 
Ещё исследователь узнал, что здесь есть болота, на поверхности которых выступает керосин, он является как раз нефтью. Если её много, то это тоже даст толчок к экономическому развитию края, и Усть-Цильма станет одним из оживлённых центров Северной России. По следам путешествия А. А. Борисов нарисовал этюд «Селение Усть-Цильма в 1898 году».

Юлия Александровна описала картину: «Мы видим очень красивое место. Небо окрашено нежно розово-голубым цветом, что придаёт воздушность и лёгкость зимнему морозному дню. Тишина и умиротворение разлились в пространстве Усть-Цильмы. Дома и другие строения расположились вокруг главного – Единоверческой церкви Николая Чудотворца и единоверческого прихода». 

Младший научный сотрудник Лаборатории эдиционной археографии Уральского федерального университета г. Екатеринбург А. И. Попович выступил с сообщением «Переизобретение традиции: изображение мучеников в «Винограде Российском» Семёна Денисова». «Как известно, – сказал Алексей Игоревич, – мученичество для старообрядцев имеет очень большое значение, и мученики – Аввакум и его сподвижники, как объект для почитания – это Святые, богоизбранные существа, преданные своей вере. Для староверов они были тем же, что и ранние библейские страдания. Люди сверяли по этим текстам свои собственные поступки, делали определённый вывод, который, в конечном счёте, имел поддержку для спасения своей собственной души. Впервые сказания о мучениках за свою веру нашли описание в литературе первой половины XVIII века в историческом триптихе «История об отцах и страдальцах Соловецких», «Виноград Российский» Семёна Денисова и «История Выговской пустыни» Ивана Филиппова».
«Виноград Российский» создавался как свод истории о мучениках, как мартиролог. Алексей Игоревич говорил, что были и такие литературные критики, которые подвергали сомнению историю российского мученичества, назвав старообрядцев лжемучениками. Достоверность их страданий подтвердили документы и различные сведения ведущих исследователей Выговской пустыни и отождествили преемственность с раннехристианским Житием Святых. Подчинение староверов религиозным нововведениям считалось для них тем же, что и язычество. 

Заведующий архивным отделом администрации МР «Усть-Цилемский» М. И. Чурсанова рассказала о жизненном укладе семьи Аркадия Ивановича Мяндина, внука Ивана Степановича Мяндина – каллиграфа, оформителя, переплётчика и редактора-книжника целого ряда средневековых памятников – старообрядческих книг, в честь которого и названы Мяндинские чтения. В нашей газете возможна лишь небольшая зарисовка. «Жизнь Аркадия Ивановича, – начала Марина Ивановна, – родившегося в 1908 году (24 августа), пришлась на двадцатый век. Первая мировая война, революция 1917 года, коллективизация, Великая Отечественная война и много других важных и сложных событий происходили в истории страны в то столетие и оставили неизгладимый след в жизни многих семей, в том числе и Мяндиных». Родительский дом семьи находился в центре Усть-Цильмы (сейчас улица Батманова), был двухэтажный, с поветью и хлевами. Обстановка простая: стол, лавки, сундук, русская печь с полатями (обогревала и давала ночлег). Мяндины были религиозными (хотя в Усть-Цильме в какой дом не войди – всюду было то же самое). Домочадцы молились, соблюдали посты, праздники, особенно почитали Пасху, к ней избу отмывали до бела. Основная черта, которую прививали детям – трудолюбие. С пяти лет все были заняты работой по своим силам. Далее докладчица рассказывала, что Аркадий учился в церковно-приходской школе, изучал Закон Божий, церковное пение, был смышлёным, имел хорошую память. В роду Мяндиных (Васильевых) прослеживается большая любовь к чтению. Мальчик был резвым и весёлым, не раз на уроках его ставили в угол на горох. В семь лет упал с крыши, повредил ногу и на всю жизнь остался инвалидом (ходил с посохом), поэтому его не призвали в Рабоче-крестьянскую Красную армию, и он не воевал на фронте. Комсомольская юность была активной, с энтузиазмом он брался за любое дело: создание колхозов, участие в субботниках, сажал деревья на Братской могиле. Когда пришло время создавать свою семью, узнал сначала у родителей, не родная ли по крови девушка Анна из деревни Высокая гора, она была трудолюбивая, но очень бедная, из многодетной семьи. Но Аркадий на это обстоятельство решил не обращать внимания, увёз её жить на хутор, недалеко от будущего Замшевого завода. Родителям молодая жена понравилась – спокойная и добрая. Марина Ивановна рассказала много интересных подробностей про своего родственника. 
Вся трудовая деятельность Аркадия Ивановича была связана с сельским хозяйством, мужчина не боялся никакой работы, был ударником труда, активистом-общественником. Во время войны в любом деле был первый. В семье рождались друг за другом дети – семеро сыновей и дочерей (Марфа, Анастасия, Евдокия, Егор, Тамара, Александр, Иван (отец М. И. Чурсановой). Несмотря на то, что «ученье – не крестьянское дело», дети Мяндиных (Анастасия и Тамара) получили хорошее образование. 
Из поколения в поколение по роду передавались рассказы о Василии Захаровиче, в честь которого назван род, и о известном переписчике книг – Иване Степановиче. Аркадий Иванович знал всю родню до седьмого колена. Марина Ивановна поделилась воспоминанием о том, как в детстве они любили приходить к своему дедушке, забирались на русскую печь и слушали его сказки, «…перед нами раскрывался иной мир, мы грелись на жаркой печи и слушали его певучую речь». Докладчица подытожила свой рассказ о дедушке и бабушке: «Они принадлежали к тем людям, которые соединяли в себе огромное трудолюбие, доброту, душевность и мудрость. Никому никогда не завидовали, на сытную жизнь себе и своей семье зарабатывали своими руками. Всё, что осталось у нас от них – это тёплые воспоминания, знания, которые они приобрели за свой век и передали нам, это любовь к малой родине, к труду, уважение к истории своей страны, к истории рода, это дом, в котором они жили и сейчас живут наши родители. Всё, что мы можем сделать для них – быть достойными их памяти!».

Ведущий методист Центра народного творчества и национальных культур Л. К. Рочева выступила с докладом «Староверы Усть-Цильмы как хранители русской духовной культуры». Любовь Кондратьевна много лет являлась научным сотрудником историко-мемориального музея А. В. Журавского, она собрала в свою исследовательскую копилку много документов об истории нашего края, в том числе старообрядчества. Она талантливо пишет об этом статьи, которые с большим интересом читаешь и пополняешь знания и сведения о своих предках.
«Русский народ, пройдя через колоссальные жизненные испытания, претерпев множество мировоззренческих катаклизмов на протяжении всего исторического пути, сумел не растерять духовной нравственности, благодаря стойкой и непоколебимой вере наших предков, людей, которых мы называем староверами. Невзирая на гонения царских властей и атеистические притязания советского государства, они сумели сохранить осколки культуры Древлеправославной Руси». 
В XIX-XX столетии о печорском старообрядчестве сохранились отрывочные сведения, поэтому Любовь Кондратьевна скрупулёзно занимается их сбором и обработкой, пока живы ещё последние свидетели старины. «Пройдёт ещё несколько лет, и мы просто лишимся знаний о наших староверах, благодаря которым подпитываемся духом высокой нравственности», – сказала она и отметила, что должна выйти в печать книга «Свет духовный над Печорой», в которую вошли все её рассказы о староверах. На конференции Л. К. Рочева рассказала о некоторых. 
«Шибко грамотный…» – такую характеристику давали устьцилёма основателю рода Карпуниных – Карпу Никитичу Ермолину (1814 г.р.), в начале XX века он построил огромный дом, в котором жило не одно поколение, у них было три хлева. Домочадцы сажали рожь, ячмень, ловили рыбу… В красном углу располагался большой иконостас и много святых книг. Иван Карпович, кроме этого, сам являлся переписчиком молитв. Он строго соблюдал все посты и своим детям (уже с трёх лет) не разрешал употреблять скоромную пищу (молочную и мясную), запрещал высаживать картофель (бесовская ягода), а ещё приобретать косилки, гребилки. Но всё-таки сыновья ослушались отца и втайне купили технику для уборки сена. Тогда отец перестал совсем употреблять мясо и все греховные продукты. Вот какая крепкая сила духа и любовь к вере предков. Также и молодок, жён своих сыновей, держал в строгости. Любовь Кондратьевна поведала шутливую, но достоверную историю о сыне этого старовера – Игнатии Карповиче, который женился на девушке из рода Богатырёвых – Александре Фёдоровне. Когда она захотела идти на Горку в свою деревню, и Иван Карпович об этом узнал, он сказал, что без мужа она никуда не пойдёт. Тогда Игнатий пошёл с женой в Коровий Ручей, но на полпути в районе Каравановки лёг отдыхать, прикрывшись от комаров тужуркой, тем самым дал понять благоверной, что он отпускает её на гулянье. Спустя несколько часов молодые вернулись домой вместе.
Также Любовь Кондратьевна рассказала об одной из грамотных староверок – Агафье Евдокимовне Вокуевой (18.02.1907 г.р.). Она с детства знала церковную грамоту, как и многие наставницы Усть-Цильмы, пришла к вере через некоторые драматические испытания – раскулачивание, тяжёлый физический труд и другие. Учила строгости своих детей и внуков. Когда они приходили к ней в дом, она заставляла их помолиться и перекреститься, затем уже давала шоколадку, а после снова помолиться. У неё был красивый певческий голос, она, к примеру, пела про боярыню Морозову и другие духовные стихи. В 80 лет ослепла и в 1995 году на Пасху умерла, её отпевала Афимья Арсентьевна Чупрова.
Ирина Ивановна Носова уже с трёх лет училась постовать (не есть скоромную пищу), жила в строгой вере, знала старославянскую грамоту, с детства добросовестно трудилась, была дояркой, на рыбалке тянула сети, познала тяготы военного детства, люди и в мороз не знали передышки, на реке даже тюни (обувь) замерзали. А сушить было негде. Однажды, когда на реке перевернулась лодка с людьми и коровами, Ирина выплыла на берег благодаря тому, что держалась за хвост бурёнки. Люди спаслись, но их осудили за гибель нескольких животных. Такая была строгая дисциплина в те времена! Наставниками в старообрядчестве у Ирины Ивановны были Агафья Евдокимовна Вокуева и Филат Васильевич Чупров. Она была также в первых рядах в ремонте молельного дома, своих дочерей воспитывала в строгости. Умерла староверка в 2013 году. Впервые произошло почётное событие в Усть-Цильме, что её в день похорон отпевали в новой Древлеправославной церкви Николы Чудотворца. 
Не могла Любовь Кондратьевна не рассказать о цилемской староверке Александре Васильевне Чупровой, тоже «беда грамотной» из пижемского рода представителей древней веры. Один случай из жизни женщины очень интересен и поучителен. Однажды её 10-летний сын упал в горячий кипяток. Ожог был страшный, даже в больницу на лечение его не взяли, думая, что безнадёжен. Каждое утро мать обматывала ребёнка в мокрую простыню, прежде замоченную в намоленной воде с распятьем, читая при этом молитвы. Благодаря этим стараниям сын выздоровел. Вот что значит сила веры и чудотворные молитвы.

Татьяна Фёдоровна Волкова, д.ф.н., профессор кафедры русской филологии, гл. науч. сотр. НИЛ «Филологические исследования духовной культуры Севера» ИГН СГУ им. Питирима Сорокина подвела итоги конференции и озвучила задачи по дальнейшему изучению печорской рукописно-книжной традиции. 
В целом Мяндинские чтения прошли плодотворно, они обогатили сундук знаний об историческом прошлом Печорского края и о старообрядческой вере. Все сообщения, с которыми выступили докладчики, были интересными, полезными и нужными. Каждый последующий доклад хотелось запомнить и отложить в своей памяти.
Ольга Ильина. 

Категория: Общество | Добавил: marsemjina1980 (11.08.2023)
Просмотров: 412 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]