Выборы [185] |
Новости [530] |
Власть [197] |
Экономика [503] |
Общество [3087] |
Культура [751] |
Здравоохранение [429] |
Образование [569] |
Спорт [388] |
ЖКХ [166] |
Социальная сфера [256] |
Человек и закон [538] |
Правопорядок [205] |
Молодёжная политика [35] |
Страницы истории [172] |
Будь бдителен! [71] |
Главная » Статьи » Образование |
В течение многих лет в Новом Бору при переходе воспитанников детского сада в первый класс администрация школы, учитель 1 класса, психолог, учитель-логопед проводят большую работу по изучению социально-психологической адаптации детей к школе. Этот период, связанный с приспособлением к основным школьным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Причина – уровень готовности ребенка к школе. Он может быть и высоким и очень низким. Это зависит от многого. Я же хочу обратить внимание родителей на один из важнейших факторов готовности к школе – развитие речи ребенка. Любое нарушение речевого развития оказывает огромное влияние на формирование личностных качеств ребенка, его будущее интеллектуальное развитие и основные черты характера уже взрослого человека. Присмотритесь, а главное – прислушайтесь к своему ребенку. Одни дети смягчают согласные звуки, произнося их неточно или заменяя труднопроизносимые более легкими для них. Другие замкнуты, мало говорят, и все попытки вовлечь их в беседу остаются безрезультатными. Некоторые из-за своей нетерпеливости разговаривают очень быстро, «сглатывая» звуки, слоги, нечетко, смазано произносят слова. Иногда недостатки речи бывают не слишком заметны, и поэтому родители не обращают на них внимания, считая, что ребенок подрастет и все исправится само собой. Уважаемые родители! Любые речевые нарушения (отклонения от правильной речи) у детей должны обязательно привлечь ваше внимание. Безобидное, на первый взгляд, неправильное произношение слов должно не умилять вас, а настораживать. Возрастные особенности детской речи действительно существуют, но они должны исчезнуть к пяти годам. Если же этого не происходит, то с началом учебы задержка речевого развития сразу же негативно сказывается на всем учебном процессе. Особенно это проявляется в период обучения ребенка грамоте и формирования у него навыков устной и письменной речи. С возрастом (8-10 лет) недостатки речевого развития приводят к стойким нарушениям письменной речи (дисграфия) и специфическим нарушениям устной речи (дислексия). Какие последствия могут иметь дисграфия и деслексия? Бедность словарного запаса, несформированная и неправильная речь, неумение выразить свою мысль, безграмотное, с большим количеством ошибок письмо, полное непонимание причинно-следственных связей. Последнее обстоятельство резко затрудняет ребенку усвоение математических предметов. Неудачи в учебе, несмотря на затраченные силы, формируют низкий уровень самооценки, приходит стойкое нежелание посещать школу и вообще учиться. А чем это чревато, думается, всем понятно. Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад, школу, логопеда. Хочется обратить их внимание, что при нарушении звукопроизношения поставить звук – это полдела, главное и самое трудное – ввести этот звук в речь. Несмотря на всю постепенность и систематичность логопедической коррекционной работы, ребенку трудно следить за правильным использованием звука в речи. В этом случае на занятии он говорит прекрасно, а в быту побеждает старая привычка. Здесь могут помочь только взрослые, которые находятся рядом. Логопед с ребенком индивидуально занимается 15-20 минут, воспитатель и учитель находятся рядом в учебные дни, все остальное время – очередь родителей. Поэтому хочется дать несколько простых советов мамам и папам будущих первоклассников, как контролировать и развивать речь ребенка: - не допускайте «сюсюканья». Взрослым никогда не следует подделываться под детскую речь; - отвечайте на все вопросы ребенка, обсуждайте с ним все, что произошло за день, чтобы он понял, как важно «слушать» и «слышать», что ему говорят. Это умение очень пригодится в школе; - обязательно читайте ему! Очень полезно читать на ночь. При этом следите, чтобы произношение было четким и ясным, эмоционально окрашенным. Сказки, потешки, песни – вообще бесценный материал. Они позволяют ребенку «почувствовать» родной язык – мелодию, ритм слова. Обогащают словарь, обучают образовывать однокоренные слова; - произносите с ним поговорки и скороговорки – они полезны для всех детей, так как до 7-8 лет еще не- достаточно координировано и четко работает речевой аппарат. У многих детей наблюдается отсутствие навыков культуры речи, неумение использовать интонации; - учите их регулировать громкость голоса и темп речи (игры «Тихо-громко», «эхо» и т. д.); - развивайте мелкую моторику кистей рук. Для этого сейчас есть множество различных детских конструкторов, мозаик; - развивайте пространственные и временные представления. Учите ориентироваться на плоскости листа (справа, слева и т. д.), при этом вы развиваете графические навыки, а это одно из условий успешного овладения чтением и письмом (особыми видами речи). Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. К. В. Беляева, учитель-логопед Новоборской средней школы. Фото А. Маркова. | |
Просмотров: 388 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |