Приветствую Вас Гость!
Пятница, 10.05.2024, 14:19
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Каталог статей

Главная » Статьи » Образование

Изучение коми языка начиналось в Степановской

С. М. Чупрова ознакомила присутствующих с Положением о районном методическом объединении учителей коми языка. Светлана Матвеевна отметила, что место проведения первого заседания РМО было выбрано не случайно. В этом образовательном учреждении коми язык дети изучали с его открытия (в марте школа отмечает своё 80-летие со дня образования). Тогда его преподавал Алексей Аристархович Чипсанов. Последние 15 лет уроки коми языка ведёт учитель с 20-летним стажем Ольга Николаевна Чуркина. Её, как самого опытного педагога в этом деле, избрали председателем районного методического объединения.

В Степановской ООШ созданы все условия для изучения коми языка. За годы преподавания у О. Н. Чуркиной собран богатый методический материал, созданы наработки, применяются инновационные технологии. Её кабинет оснащён ноутбуком, экраном и видеопроектором, магнитной доской. Над ней написаны слова, сказанные поэтом Иваном Алексеевичем Куратовым, который является национальной гордостью коми народа: «Пусть звучат в грядущем веке на моём наречье для народа коми радостные речи». Здесь же оформлен стенд современных коми писателей «Том кывбур тэчысьяс йылысь кыв» («Замолвим словечко о тех, кто слагает стихи»). На нём представлены биографии, портреты и произведения Елены Афанасьевой, Нины Обрезковой, Елены Козловой и других. На стенах пестрят таблицы, схемы, коми алфавит. Оформлены выставки проектных работ детей разных возрастов.

О. Н. Чуркина дала открытый урок во втором классе по теме: «Менам горт» («Мой дом»). На мой взгляд, цель урока – «Заинтересовать детей  изучением коми языка и научить их понимать речь и говорить» – была ею достигнута. Ребята с удовольствием в парах разгадали кроссворд и сказали, о чём будет идти речь на уроке. Вместе со сказочным героем «Войт» («Капелька») из учебника с одноимённым названием они работали над произношением таких сложных звуков в коми языке, как «тш», «ö», «дз», закрепляли новые слова при помощи описания дома, проецируемого на экране, отвечали у доски, находя подходящие таблички к рисункам. Мальчикам и девочкам, а их в классе было пять человек, удалось повторить и закрепить пройденный материал.

Педагог с учениками старалась общаться только на коми языке. И надо сказать, что в переводе предложений на русский дети нуждались редко. За полгода они успели изучить вежливые слова, слова знакомства, названия игрушек, цветов, числительных… Насколько продуктивным оказался урок, можно было судить и по рефлексии,  проведённой учителем в конце урока. На вопрос: «Что вам понравилось?», ученики не уставали перечислять моменты, которые пришлись им по душе. В общем, оказалось, что всё! А когда Ольга Николаевна поинтересовалась, что дети хотели бы сделать дома, в ответ услышала – повторять новые слова, учить коми язык. Это ли не результат индивидуальной, кропотливой, творческой работы учителя?!

Как интересно, познавательно и ярко построить урок, рассказала учитель Короворучейской СОШ Н. Н. Петрова, которая прошла курсы подготовки учителей коми языка в Сыктывкаре. В своём выступлении «Игровые технологии на уроках коми языка» Наталья Николаевна продемонстрировала, какие игровые приёмы и методы можно применять, работая в начальном звене. Ещё К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игру в учебный процесс учащихся для того, чтобы познания были более продуктивными, а А. М. Горький писал: «Ребёнок до десяти лет требует забав: он играет и словом, и в слове».

Как в игре словом ребёнка научить тонкостям языка? Всё просто. Это фонетические зарядки, которые используют для ознакомления со звуками (Едет поезд: «тш, тш-тш, тш…). Составление опорных схем, графических моделей (разучивание стихов по карточкам с рисунками, составление диалогов по домино). Немаловажно применять на уроках подвижные игры (физминутки) и игры-драматизации (разыгрывание отрывка сказки). Дети любят отгадывать загадки, собирать лото, отправляться в игры-путешествия по импровизированной карте. Наталья Николаевна раскрыла важность игры, как активизации учебной деятельности. Все музыкальные, пальчиковые, коллективные игры, считалки собраны в книге для изучения коми языка «Ворсан куд» («Копилка игр»), которую выпустил в помощь педагогам Коми республиканский институт развития образования.

Своим опытом ведения уроков коми языка поделилась учитель Окунёвской СОШ В. А. Поздеева. Валентина Александровна начала своё выступление со знакомства с атрибутами декора коми национальной одежды – бусами и плетёной повязкой из бересты. Каждый раз, начиная урок коми языка, она надевает берестяные украшения, тем самым привлекает внимание своих учеников. Изюминкой её выступления перед коллегами стало то, что она говорила только по-коми:

– Я буду общаться с вами на коми языке. Считаю это необходимостью. А как без этого, если высокопоставленные чиновники республики пропагандируют коми речь. Я была делегирована в Сыктывкар на форум учителей коми языка и литературы «Проблемы сохранения и развития коми языка и литературы в Коми и пути их решения», организованный Министерством образования РК. На нём все – руководитель Международного консультативного комитета финно-угорских народов Валерий Петрович Марков, заместитель министра образования РК Наталья Ивановна Студиград, учителя со всей республики – вели беседу на коми языке.

Педагог сказала, что на форуме в столице республики обсуждали вопросы повышения престижа профессии тех, кто сеет разумное, доброе, вечное. В последние годы много говорится об оплате учительского труда. Этот вопрос поднимался и на конференциях коми народа. Теперь на республиканском уровне принято решение учителям коми языка за специфику работы выплачивать компенсационные доплаты в размере 15 процентов к окладу.

В. А. Поздеева рассказывала о создании в будущем  электронных учебников и рабочих тетрадей. А пока холдинг комиязычных изданий «Издательский дом Коми» уже несколько месяцев на страницах газеты «Йöлöга» и журнала «Би кинь» публикует специальные странички в помощь педагогам и детям, желающим обучаться второму государственному языку. Оба издания распространяются по подписке.

Сама же Валентина Александровна привезла огромный методический материал в электронном варианте. Это виртуальные игры «Коми язык для начинающих», «öшка да Мöшка изучают коми язык», материалы по истории, этнографии и фольклору, конспекты интерактивных уроков и методические рекомендации к ним. Их также можно найти в Интернете на персональных сайтах учителей М. И. Вахниной и З. А. Тарабукиной. На этих страничках размещена полезная информация, которая может пригодиться во время выполнения домашних заданий, подготовки к урокам не только учителям, но и детям и их родителям.

Чтобы совершенствовать методику обучения коми языку, необходимо применять современные технологии. Ученики с любопытством знакомятся с новыми словами, культурой и традициями коренного народа с помощью презентаций, прослушивают песни и стихи. Всё это собрано на электронных носителях, есть в глобальной сети, но как выяснилось, не все учителя в районе имеют возможность использовать на занятиях электронные ресурсы и выйти в Интернет.

Педагоги признались:  они опасались того, что внедрение коми языка в школьную программу вызовет неприятие жителей русско-язычного района, но оказалось, что дети с интересом изучают новый предмет. Единственное, что все отметили – одного часа в неделю недостаточно, чтобы обучить языку в полной мере. С. М. Чупрова напомнила, что, возможно, с нового учебного года все школы перейдут на двухчасовое обучение.

Заседание районного методического объединения прошло довольно продуктивно. Учителя обменялись опытом, пообщались, посмотрели, чем живёт школа. Её директор Ольга Гансовна Михеева провела экскурсию по зданию и рассказала об истории  существования и развития школы. Хотя Степановская язычная деревня со старообрядческими традициями, её жители уважают коми культуру. Здесь проводят национальные праздники, конкурсы, готовят музыкальные номера на коми языке.

После трёхчасовой беседы учителя отправились на школьном автобусе в д. Скитскую. В рамках 300-летия деревни заведующая Пижемским историко-этонографическим музеем Лариса Геннадьевна Бобрецова провела экскурсию. Она увлекательно рассказала о старообрядцах и Великопоженской иконописи. Учителя воочию увидели деревянную часовню на месте Великопоженского скита и  обетный крест. Они остались довольны встречей, организацией РМО и поездкой, которая стала возможна благодаря содействию управления образования и работников культуры.

Т. Королева.

Категория: Образование | Добавил: kireevdv (13.02.2013)
Просмотров: 1321 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]