Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 28.04.2024, 01:29
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Каталог статей

Главная » Статьи » Образование

«Исторический облик газеты «Красная Печора»

«Красная Печора» – старейшая по возрасту среди всех районных и городских газет Республики Коми. А как она выглядела в первые годы своего издания и менялась на протяжении столетия? Какой она будет в будущем? 
Внешний облик газеты состоит из постоянных элементов, которые переходят из номера в номер без изменений. К ним относится: формат, логотип, заголовки, иллюстрации. С. И. Ожегов слово «облик» толкует, как внешний вид, очертание, наружность. Рассматривая выпуски «Красной Печоры», можно сделать вывод, что на каждом из них есть название, дата и номер. Сравним газеты разных лет по основным элементам, ведь их оформление имеет большое значение для читателей. 
10 октября 1920 года вышел в свет первый номер газеты «Красная Печора» Органа Печорского уездного Исполкома РКП(б) и уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Имеются сведения, что её подписал ижемец Ефим Ануфриев. Информации, кто придумал название, нет. Можно предположить, что оно связано с Великой Октябрьской социалистической революцией 1917 года. Тогда было время красноармейцев, красных флагов. Возможно, от того, что слово «красный» означает «красивый, хороший», то есть хорошая газета для народа прекрасного Печорского края. Допускаем, что в названии завуалировано богатство Печоры. Река, богатая красной рыбой – сёмгой. 
Главный редактор С. П. Киреева в №123 от 8 октября 2005 года в своей статье «Служим его Величеству читателю» писала, что «набранная вручную и отпечатанная таким же примитивным способом, она распространялась на территории всего Печорского уезда, а так как тираж был невелик, она передавалась из рук в руки и зачитывалась от корки до корки на собраниях и сходах…». 

Самые ранние выпуски районной газеты зарегистрированы в Национальном архиве РК (1920, ноябрь-декабрь №№9, 11, 15-17, 20). На выставке «Красная Печора» в моей судьбе» в историко-мемориальном музее А. В. Журавского представлен 46-й номер газеты от 24 июля 1921 года (воскресенье). На ней указано, что она выходила один раз в неделю стоимостью три рубля по 300 экземпляров. Размер был под стать её возрасту – маленький, форматом с ученическую тетрадь. Напечатана на тоненькой серой бумаге, на четырёх полосах, чуть ли не на клочке листа – «восьмушке» (восьмая часть писчебумажного листа). «Красная Печора» легла в основу клише. Логотип газеты располагался в одну строку в левом верхнем углу полосы высотой один сантиметр и длиной девять. Заголовки использовались короткие и небольшого шрифта высотой восемь мм. Это было связано с нехваткой бумаги. Иллюстраций нет. В 1923 году газета уже печаталась в Ижме. Сравнивая подшивки в архиве редакции газеты, приходим к выводу, что они тоньше, чем современные. Это связано с тем, что каждый новый номер газеты печатался на одном листе, то есть всего две полосы.
В период с июля 1929 по январь 1932 года «Красная Печора» была газетой Органа Укома ВКП(б), Уисполкома и Упрофбюро Ижмо-Печорского уезда. Формат газеты стал большего размера – 297 на 420 мм (А3). Вырос логотип (высота 2,5 см, длина 15 см) и стал жирным, но по-прежнему напечатан в одну строку. Под ним указаны дата, номер и цена издания (2 коп.). Заголовки стали крупнее. Под текстом – подписи авторов. Иллюстраций нет, но появляются сводки о ходе заготовки кормов в колхозах в виде таблиц. Зато каждый номер сопровождается лозунгами.
С изменением названия газеты с «Красная Печора» на «Печорская правда» изменился и её формат. Он расширился до четырёх полос. Однако логотип остался старым – в одну строку и шрифт – жирный. С обеих сторон появились квадратные рамки с информацией о дате выпуска номера и цене (для учреждений  75 копеек, служащих – 50, крестьян – 30, рабочих и колхозников – 25). Заголовки крупные – во всю полосу. Шрифт в них используется разный, допускается написание букв неодинакового размера. Пример: «БЛИЖАйШИЕ ЗАДАЧИ СЕВЕРНОй ПАРТИйНОй ОРГАНИЗАЦИИ». В оформлении скупо используются рисунки. Подписчиков становится 2100.
В 40-х годах клише газеты уменьшается почти в два раза и пишется в две строки. «Печорская» печатается курсивом, «правда» – шрифтом «мягкий». Он размещался в левом верхнем углу полосы и занимает площадь 27 квадратных сантиметров. Шапка становится меньше за счёт маленького шрифта слова «Печорская». Появляются редкие снимки. 
В 50-60-е годы логотип размещался то в левом, то в правом верхнем углу полосы. Рядом с ним – новости, которые происходят в стране. В «Печорской правде» стало больше иллюстраций. Это снимки тружеников, таблицы, карикатуры. Её тираж достигает 2610.
Тексты в газете набираются вручную. С 1952 года наборщиком работала Анисья Арефеевна Северюхина. Вот что писали корреспонденты о профессии наборщика: «знай себе добывай из кассы железные буковки, складывай из них слова, фразы, строчки. Главным было запоминание расположения букв и знаков в кассе, чтобы довести свои действия до автоматизма при наборе и разборе отпечатанного текста, а то закинешь букву в не тот «карман» и она затеряется надолго… ». Для наборщика было важно быть терпеливым, ответственным, творческим. Именно такой себя зарекомендовала А. А. Северюхина. Она удостоена звания «Отличник Печати СССР». 
С 1 марта 1963 года районная газета стала выходить под названием «Красная Печора» три раза в неделю и издаваться в Усть-Цильме. Теперь логотип стал находиться в центре полосы. Слово «красная» написано тонким шрифтом, «Печора» – «сапфиром». Над ним печатается информация о важных событиях района, которая почти всегда начинается со слов «Сегодня…». Заголовки мелкие. На первой полосе всегда есть «лицо» номера, как правило, труженики сельского хозяйства. Так, в газете №94 от 12 октября 1963 года представлена фотография доярки Евдокии Степановны Чуркиной и краткая информация о ней. Однако по размеру снимки маленькие. У газеты уже 3350 подписчиков.
За полвека вышло 4690 номеров «Красной Печоры». В газетах 70-х годов логотип располагался то в левом, то в правом верхнем углу полосы. В публикации «Совершенствуйте газету» Г. Максимов пишет, что « …газета, особенно её заголовки, должны привлекать читателей. Это хорошо понимают сотрудники районной газеты. Поэтому часто встречаешь пословицы, поговорки, слова из песен… ». Действительно, заголовки громкие, но их шрифт маленького размера. Это связано с тем, что в газете публикуется много коротких информаций. Разнообразны и иллюстрации: снимки фотокорреспондентов, фотохроника ТАСС. Газета награждена Почётной грамотой Президиума Верховного Совета Коми АССР.
В 80-е годы газета становится более яркой. Логотип обретает постоянное место – в «шапке» полосы. Он становится красивее. «Красная» чёрного цвета на белом фоне, а «Печора» белого цвета на чёрном. В левом углу появляется герб (с символами основной деятельности в районе – сельское хозяйство и рыболовство), в правом указаны номер, дата и цена (3 коп.). Заголовки становятся крупнее. Однако можно заметить, что некоторые буквы стоят под наклоном, либо вышли из строки. 
Растёт читательский спрос – 4475 экземпляров. Возможно, это связано с тем, что в Усть-Цильме появился свой линотип – типографская машина, отливающая набор целыми строками. Внешний вид газеты и техническая сторона во многом зависели от творческого союза редакции и типографии. Ведь было важно понимать друг друга с полуслова. Корреспондентам своевременно передавать рукописи в набор, фотокорреспондентам проявить снимки и подготовить их на печать. Наборщикам грамотно набрать текст и передать верстальщикам, линотипистам и печатникам. 
В разные годы на наборе и вёрстке работали Вера Ивановна Синцова, Анна Ивановна Хома, на линотипе – Надежда Питиримовна Журавлёва, Лэйда Степановна Чупрова, Ирина Петровна Танана, Надежда Алексеевна Торопова и Галина Фёдоровна Канева. За качество печати отвечали печатники: Евдокия Петровна Шишелова, Поликарп Иванович Вокуев, Николай Григорьевич Чупров и Юрий Иванович Дуркин.
В 1987 году в типографию учеником была принята Маргарита Михайловна Дуркина. За 17 лет работы в типографии она была наборщиком, верстальщиком, печатником. М. М. Дуркина вспоминает: «После того, как редактор приносил макет газеты, мы располагали его в чугунные формы для полос. В шапку ставили клише «Красная Печора», готовили фотографии, подбирали шрифт – сапфир, курсив, декоративный и другие. Потом разбивали текст на столбики. Заголовки собирали вручную, то есть набирали по буквам из свинцового металла. Верстали в зеркальном отображении и вниз головой. На линотипе, осуществляющем горячий набор, отливался текст. Порой обжигали руки. Бывало, что буквы рассыпались, и приходилось заново собирать каждый заголовок. Случалось, когда машина ломалась, рвала газетную бумагу. Создать облик газеты – это кропотливый труд, требующий много терпения, времени и ответственности». 
Со слов М. М. Дуркиной, сложнее всего было выпустить цветной номер газеты, так как каждый раз надо было отмывать машину от краски. Приходилось работать и по ночам, чтобы читатели утром могли получить свежий номер. В пожелтевшей от времени подшивке можно увидеть несколько разноцветных газет праздничных выпусков (Новогодний номер – синий, к 8 марта – зелёный). 
В 90-е годы логотип остался прежним. Его дополнил герб с новым изображением (традиционный узор). Также осталась информация о номере, дате и цене (404 рубля). Из воспоминаний редактора газеты С. П. Киреевой следует, что те годы оказались не радужными для районной газеты, сломалась машина, с помощью которой переносились фотографии на газету, поэтому полосы были «слепыми», то есть без иллюстраций, и насыщены одними текстами. Корреспондентам пришлось больше писать. Газетные заголовки тех лет смотрятся крупными, иногда «растягиваются» в две строки. Пустые места заполнялись рисунками в виде цветов, снежинок, узоров. Тираж упал до 2518.
В век новых технологий важно было шагнуть с новой, современной «Красной Печорой». 80-летие газеты оказалось не просто круглой, а сложной датой. В начале XXI века краснопечорцам пришлось освоить современную технику. Компьютерную вёрстку в «Красную Печору» внедрил редактор по выпуску газеты Дмитрий Викторович Киреев. Он проработал в газете 13 лет. 
С апреля 2000 года редакция газеты «Красная Печора» становится государственным учреждением Республики Коми. Логотип современной газеты был приближен к старому. Он размещался на площади 107 квадратных сантиметров в самой верхушке полосы. Его окружают герб и сведения о дате, номере выпуска. Цена свободная. На первой полосе, стандартно, есть большие снимки, броский заголовок и текст. Все заголовки придерживаются одного шрифта. Компьютерная программа «PageMaker» и цифровые фотографии позволяют работать более оперативно. Материал с сюжетными и качественными снимками с места события сразу появляются на газетной полосе. Формат газеты А3 стал толще. Иногда в номере выпускалось по восемь полос. Краснопечорцы ласково называли газету «толстушкой». Она казалась более живой, потому что появилась возможность публиковать больше фотографий, таблиц, графических рисунков, крупных заголовков. Компьютерную вёрстку освоили многие работники редакции: Евгений Носов, Иван Чупров, Татьяна Королева, Мария Семьина…
Под стать своему названию праздничные газеты «Десятитысячный номер» (№32 от 19.03.2009), «День Победы» (№№57-58 от 07.05.2005, №55 от 08.05.2007), «День рождения газеты» (№123 от 08.10.2005) выходили в свет в символичном для «Красной Печоры» цвете – красном. Единственный номер за всю историю районки к 470-летию Усть-Цильмы (№82 от 12.07.2012) был издан в полноцветном варианте. В 2013 году газета становится обладателем знака отличия «Золотой фонд Прессы». Число подписчиков заметно возросло (3480). Единственной проблемой становится то, что печать газеты осуществляется в республиканской типографии. Это делает её более дорогой. 

В юбилейный год издания краснопечорцы внесли некоторые изменения на первую полосу. В каждом новом номере под исторически сложившимся логотипом публикуются слоганы, присланные читателями на конкурс в рамках 100-летия газеты. Побывав на экскурсии в редакции, мы пришли к выводу, что над обликом каждой полосы работают все: корреспонденты, редакторы, верстальщик, корректор, ответственный секретарь и главный редактор. 
Какое мнение у читателей об облике сегодняшней районки? В опросе «Газета «Красная Печора» глазами читателей» приняли участие десять человек от 12 до 66 лет. 

На вопрос: «Устраивает ли Вас облик (внешний вид) газеты?», семь человек ответили: «Да, полностью».
На вопрос: «Что привлекает в облике газеты прежде всего?», десять человек ответили: «Фотографии», шесть – «Заголовок» и два – «оформление текста». Логотип устраивает всех. 
На вопрос: «Устраивает ли формат?», четверых всё устраивает.
Столько же читателей хотят чаще получать газету, но за ту же стоимость. Двое ответили, что объём можно сделать поменьше, что снизит стоимость. Один из опрашиваемых предложил объединить два номера в один выпуск. Многие районные газеты в республике перешли на такой формат.
На вопрос: «Должно ли измениться оформление газеты?». Мнение разделилось. Пять человек считают, что оформление газеты можно изменить, но логотип должен остаться, так как это история газеты. Четыре респондента за то, чтобы не менять внешний вид газеты. Один из них предложил выпускать её в цвете. Некоторые читатели хотят видеть «блиц-опросы», рассказы об интересных людях, чтобы писали больше информации для молодёжи, правду, какой бы она ни была. По пятибалльной системе читатели оценили облик газеты на твёрдую «четвёрку». 
Изучив облик вековой истории газеты, а также мнение подписчиков, приходим к выводу, что будущая газета должна быть красивой, в привычном формате – А3, на четырёх или восьми полосах, с исторически сложившимся логотипом «Красная Печора», с большими заголовками и яркими иллюстрациями.
Думаем, что юбилейная «Красная Печора» войдёт в историю яркими логотипом, заголовками, иллюстрациями и будет ещё одной красивой страницей в её летописи.
За вековую историю газета «Красная Печора» была разной. Она меняла свой облик: формат, название, форму логотипа, но все перемены способствовали её развитию и читательскому спросу. Благодаря крепкому творческому союзу коллективов – редакции и типографии – внешний вид газеты всегда был на должном уровне. Читатели высоко оценивают облик районки. Её лицо со временем может совершенствоваться и улучшаться, но основные элементы следует сохранять неизменными.
Автор: Роман Кузьмин, 
учащийся Усть-Цилемской СОШ им. М. А. Бабикова.

Категория: Образование | Добавил: marsemjina1980 (02.11.2020)
Просмотров: 340 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]