Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 29.04.2024, 08:57
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Каталог статей

Главная » Статьи » Образование

Дом, в котором уютно всем

Первое упоминание об интернате мы нашли в личном деле учителя Петра Николаевича Дитятева за 1920-1921 учебный год. Из него следует, что он вместе с председателем Пижемского волисполкома К. К. Чуркиным ремонтировали одежду и школьные принадлежности ребят, ночевали в интернате.
Больше всего интернатов было после Великой Отечественной войны и в 50-70-е годы. Поначалу они находились в крестьянских домах, которые не могли вместить в себя всех детей, поэтому многие из них жили на квартирах у родственников. 
Первый интернат в с. Замежная располагался в доме (1910 год постройки) Ивана Евтифеевича и Ирины Лазаревны Мяндиных. Он считался большим (10х10м). В одной половине жил хозяин с семьёй, во второй – располагался интернат.
С принятием закона о всеобщей ликвидации безграмотности в 1930 году началось активное строительство школ по всей стране. Возросла необходимость и в организации жилья для детей из других населенных пунктов, так как на Пижме к тому времени было три школы: в Замежной, Загривочной и Степановской. В 1934 году была открыта семилетка в Степановской. В связи с этим возросло количество учащихся, и в 40-х годах в Замежную было перевезено здание часовни (1903 года постройки) из деревни Скитской. Затем перевезли ещё бывший барак с лесных делянок и поставили его в школьном дворе.
Из воспоминаний Абрама Ивановича Чупрова: «Во время войны до четвертого класса я жил и учился в д. Абрамовской. Тогда каждый год сдавали экзамены в Загривочной, ходили туда пешком. В Замежной я учился с 1947-го по 1949-й год. Домой нас не возили, только изредка забирали на лошадях на каникулы. Первый год жил на квартире у Ксении Анисимовны, так как места в интернате не было, спал на полатях. В интернате жили примерно 15 человек со всех деревень Пижмы – те, у кого не было родственников. Боровские и абрамовские жили в интернате, а загривочане и степановские – на квартирах. Спали на железных кроватях. После экзаменов заготовляли для школы дрова. В избах были небольшие печи. В одной комнате занимались, а в другой спали и кушали. Жили спокойно, без происшествий».
Заготовкой дров для школы дети занимались вместе со взрослыми до конца 70-х годов, так как после перехода на водяное отопление в школе оставались прачечная и баня, которые отапливались дровами. Только с открытием новой школы потребность в дровах отпала. 
В последующие годы интернаты были перенаселены. Часто детям приходилось спать по два человека на одной кровати. Но все воспитанники, с которыми мне довелось общаться, вспоминают годы, проведенные в интернате, как самые беззаботные. 
Изучая архивные материалы, удалось выяснить, что в 1960 году в Замежной была организована строительная бригада специально для строительства интерната (распоряжение №64 по Пижемскому сельскому Совету от 1 июля 1960 года гласит: «Сего числа принять на работу в качестве плотника на строительство Пижемского интерната Дунаева Константина Ивановича»). Позже это здание было передано под жилье учителям.
На Пижме работало четыре интерната: в Степановской, Замежной, Абрамовской (еще в 60-е годы) и в Верховской. В Пижемской начальной школе директором и заведующим интернатом был Илларион Иванович Мяндин, в Степановской – Борис Андреевич Концевой, в Абрамовской – Фёдор Дмитриевич Чуркин, в Верховской – Вера Михайловна Антонова. Из приказа №69 от 19 октября 1948 года следует, что появился Скитский интернат. Возможно, был переведен из Верховской или просто переименован.
С 1948 года были установлены штатные расписания с указанием окладов. Так, заведующий (в то время, как правило, это был директор школы) получал 750 рублей, воспитатель – 408, а кухарка – 300 рублей.
Проводились проверки работы интернатов, различные ревизии, в которых отмечено, что «серьезно страдают материально-хозяйственные условия, нет достаточного оборудования, несмотря на большие государственные ассигнования на содержание интернатов. Питание организовано неудовлетворительно, меню однообразно, обеды состоят из двух блюд, тогда как имеется возможность приготовлять обеды из трёх блюд».
Интересен тот факт, что был установлен (по району) контингент детей, которые могли жить в интернатах «не менее 480 детей, из них на полном гособеспечении – 280, только пользующихся общежитием – 33 человека, пользующихся питанием – 192». С целью повышения успеваемости,  в приказах было сказано: «Создать мнение, что интернатом могут пользоваться только успевающие учащиеся».
Интернат для детишек – это дом, в котором им должно быть уютно, где их могут выслушать, помочь добрым словом, поддержать в трудную минуту. В интернате могли работать лишь люди, обладающие большим терпением, которые действительно любят детей. Ведь их задача (в некоторой степени) – заменить им маму. Ребята бывали дома в выходные дни, а иногда, из-за отдаленности деревень и отсутствия транспорта, только на каникулах. Коллективу работников интерната приходилось, кроме организации досуга детей и самоподготовки, решать бытовые проблемы (постирать у малышей вещи и заштопать порвавшиеся, отремонтировать школьные принадлежности и обувь). Может быть, поэтому в интернате редко кто смог проработать 10 и более лет. 
Хочется назвать тех людей, которые смогли это сделать – отдать свою душу и сердце детям, оторванным от родного дома. Это Клавдия Николаевна Чуркина и Любовь Карповна Осташова (стаж работы по 16 лет), Клавдия Симоновна Чуркина (19 лет), Ирина Максимовна Чупрова (18 лет). Ночью с детишками оставались няни Екатерина Карповна Поташова (15 лет), Анна Михайловна Чуркина (16 лет), Федосья Григорьевна Бобрецова и Лидия Игнатьевна Чупрова. Нелёгок был труд прачки Милинтины Максимовны Пискарёвой, которой приходилось носить для стирки воду, полоскать в мороз и в слякоть белье на речке, топить дровами баню и прачечную. А детей в интернате в то время проживало около 100 человек.
Примерно до 2005 года в интернате жили дети с первого класса, поэтому приходилось в первую очередь обращать внимание на самых маленьких, которые впервые расстались с мамой. Им приходилось наиболее трудно, поэтому воспитатели старались сделать все от них зависящее, чтобы ребенок быстрее адаптировался в новой обстановке. Ведь если он спокоен, то и учиться ему будет легче и интереснее. 
Сейчас дети поступают в интернат с 5 класса. К этому времени они уже вместе с родителями успевают посмотреть мир, и поэтому период адаптации в новой обстановке проходит быстрее. Наши ребята активно участвуют в концертных программах, спортивных мероприятиях и в благоустройстве села. 
Мы можем гордиться девочками, которые окончили школу в последние годы с медалями: серебряной – Анастасия Чупрова, золотой – Алёна и Ксения Кирилловы, Александра Чуркина.
Наши выпускники работают в разных сферах деятельности. Мы радуемся за них, когда слышим об их успехах и огорчаемся их неудачам. Мы надеемся, что в их жизни всё сложится хорошо. Всё больше ребят получают высшее образование, что подтверждает, что наши труды не прошли даром.
P.S. Хочется обратиться ко всем выпускникам школы, жившим в нашем интернате. Если у вас сохранились фото или документы о вашей жизни в интернате, поделитесь с нами. Напишите нам свои воспоминания. Будем очень признательны за помощь в деле сохранения истории.
В. И. Дуркина,
заведующая интернатом.
с. Замежная.

Категория: Образование | Добавил: kireevdv (18.11.2015)
Просмотров: 489 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]