Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 28.04.2024, 17:44
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Каталог статей

Главная » Статьи » Новости

Второй дом

Одной из важных страниц истории образования на Цильме является создание пришкольных интернатов. Благодаря этому успешно выполнялся закон о всеобуче в сельской местности и происходило дальнейшее развитие школы. Необходимость организации интерната возникла в 1938 году, когда в Трусово открылась семилетняя школа. До этого в окрестных деревнях и даже на лесоучастках было только начальное образование.
Поначалу детей, желающих продолжать учёбу в семилетке, селили у родственников или в домах сельчан, у которых были мало-мальски пригодные условия. Первые интернаты располагались в домах Панфила Васильевича, Афанасьи Васильевны и Германа Васильевича Дуркиных, Финогена Евсеевича Бобрецова, Акулины Алексеевны Чупровой. Можно назвать ещё более десятка хозяев, приютивших у себя приезжих школьников. Чаще всего ребята жили в боковых комнатах, пристройках, половинах домов, иногда с общим входом.
Самое раннее упоминание об интернате в документах датировано 1944 годом: «Приказ от 29 августа. Назначить Парасью Фотеевну Мяндину поваром в интернат при Цилемской семилетней школе с 30 августа 1944 года. Директор школы Хаванова М. П.».
К 1948 году штат работников интерната состоял из заведующего, воспитателя, повара, прачки, истопника, позднее появились кастелянша, банщица, ночные няни, завхоз. Ввиду разбросанности зданий должность истопника делилась на несколько человек. Как правило, это были хозяева квартир, где жили дети. Заведование интернатом осуществлял директор школы, а воспитателями по совместительству работали учителя. Среди первых заведующих и воспитателей были: М. П. Хаванова, М. М. Елькин, Н. С. Бобрецова, Ф. Г. Овчинников, Я. И. Бобрецов, С. А. Шпикин.
Людмила Дмитриевна Чупрова приехала в 5-й класс Цилемской школы и поступила в интернат в 1953 году. Семья и родной дом остались в Нонбурге. Вот что она вспоминает: «В 5-6 классах мы жили на квартире Павлы Епихоровны Чупровой, рядом со школой «на горе». Кормили нас в столовой, которая размещалась сначала в доме П. В. Дуркина, а позднее в приспособленном помещении, находившемся «под горой». Пищу готовили в прачечной-бане. Там была большая плита, оттуда носили бачки с едой. Мы, школьники, помогали готовить, дежурили по неделе. Вставали в шесть часов утра: мальчишки носили воду и дрова, девчонки чистили картошку, мыли посуду. Днём занимались, хорошисты помогали слабым ученикам делать уроки. Домой нас отпускали только на каникулы. Родители на лошадях отвозили нас в школу. Ребят много, все на сани не влезаем, по очереди бежим рядом, греемся. А обратно в деревню добирались пешком. Очень хотелось домой, а транспорта было не дождаться. Далеко, конечно, весь день идем, из сил выбьемся, старшие нас поддерживают, не бросают. Переночуем в Мыле и дальше. А осенью добирались на лодках, с моторами «топчи-нога». И всё равно жили хорошо, дружно, весело, интересно». 
Вспоминая своё школьное детство, Людмила Дмитриевна отметила, что, несмотря на все трудности, их интернатская жизнь была согрета теплом и заботой воспитателей и других работников – Нины Степановны, Фёдора Родионовича с женой Ниной (запомнилось, как она учила девочек вязать). Утром они поднимали детей, днем собирали на занятия, вечером укладывали спать. Прачка Мария Степановна Носова стирала вручную всё постельное бельё, покрывала, одежду; повара Полина Леонтьевна и Василиса Степановна всегда старались накормить вкусно и сытно. 
Работа воспитателя сложна, требует большой внутренней самоотдачи, искренней заинтересованности и любви к детям. За время существования Трусовского интерната воспитателями работало более 40 человек. Для многих этот вид деятельности стал трамплином и базой для дальнейшего педагогического роста. Имя Ольги Панфиловны Чупровой неразрывно связано с нашим интернатом. 41 год, с 1962-й по 2001-й, она отдала детям. Большую часть своей трудовой жизни работала воспитателем. Ольга Панфиловна, учитель по образованию, так объясняет свой выбор: «Тогда ни о чём другом не думала, никуда не тянуло, чувствовала себя на своём месте, даже от заведования отказывалась. Работа хотя и непростая, но интересная. Всякое случалось – и смешное, и грустное. Приходилось сталкиваться с разными трудностями: нехватка мест, по двое на кроватях спали, борьба с педикулёзом, с другими болезнями. В 70-е годы до 240 детей проживало в интернате, а воспитателей было всего три-четыре. При этом порядок и дисциплину нужно было поддерживать, чтобы главным для детей оставалась учёба». 
С должности воспитателя после окончания педучилища в 1966 году начала свою трудовую деятельность Василиса Кондратьевна Бобрецова, будущий директор Цилемской школы. В то время в интернате числилось до 160 воспитанников. Кроме детей из цилемских деревень, в Трусово обучались старшеклассники с Пижмы. Молодому специалисту досталась группа в количестве 60(!) мальчишек, проживавших, в основном, на квартирах. Уже в те годы педагогами школы были отмечены такие качества молодого воспитателя, как высокая работоспособность, неиссякаемая энергия, принципиальность. 19 лет проработала Василиса Кондратьевна в интернате. Половину этого времени она являлась его заведующей. За эти годы произошли большие изменения – построены два новых здания (в 1975 и 1980 гг.). Кроме этого, новый квартирный дом в нижней части села 11 лет использовался для проживания интернатских ребят. А главное, была чётко налажена воспитательная работа, поддерживающая дисциплину и порядок в детском коллективе. Это было отмечено очередной проверкой в 1982 году, и В. К. Бобрецова была награждена медалью «За трудовое отличие». 
Позднее, будучи директором, Василиса Кондратьевна, хорошо знавшая нужды и проблемы интерната, всегда поддерживала и не оставляла без внимания этот участок работы. Она добилась выделения для школы автобуса, и учеников из д. Рочево стали возить ежедневно, что позволило «разгрузить» интернат. Вот слова В. К. Бобрецовой: «Значение пришкольного интерната трудно переоценить. Кроме того, что он даёт возможность получения образования, это большая школа жизни. Воспитанники интерната более коммуникабельны, организованны, адаптированы к трудностям в будущем. Здесь они учатся не только жить самостоятельно, но и в коллективе, и при этом более ответственны за себя. А ещё это всегда была большая поддержка семьям в материальном плане». 
Рассказывая о своей работе в интернате, Василиса Кондратьевна перебирает в памяти многие и многие имена работников, воспитателей, отмечая их запомнившиеся яркие качества: «Татьяна Вениаминовна Сухарева была продавцом, а поработав воспитателем в интернате, поступила и заочно выучилась на педагога. Ирина Яковлевна Чупрова – знающий, «дотошный до работы» воспитатель, Александра Ардальоновна Чупрова – боевой, энергичный, мобильный человек, Евдокия Ивановна Бобрецова – терпеливая, внимательная к детям, Ольга Панфиловна Чупрова – надёжный, крепкий соратник по работе. Трудно перечислить всех, не хочется никого забыть и обидеть».
Работа в интернате всегда была нелегкой. Не все выдерживали нагрузки и той ответственности, которая возложена на воспитателя, и тем более заведующего. Поэтому нельзя не назвать тех, кто посвятил большую часть своей трудовой биографии интернатским ребятам. Это Тамара Ивановна Рыбина, Евдокия Ивановна Бобрецова, Елена Михайловна Дуркина, Татьяна Геннадьевна Чупрова, Любовь Парфеновна Носова, Екатерина Викторовна Чупрова, Ксения Григорьевна Поздеева, Ангелина Анатольевна Каликина. 
Большая роль в работе интерната, несомненно, принадлежит младшим воспитателям (ночным няням). Много лет трудились Агафья Семёновна Чупрова, Ирина Федуловна Дуркина, Мария Яковлевна Шишелова, Римма Кондратьевна Чупрова, Татьяна Тимофеевна и Сергей Васильевич Ефимовы. Вера Григорьевна Чупрова основную часть своей трудовой биографии посвятила интернату, работала завхозом, а затем кастеляншей. 
Люди разных профессий вносят свой вклад в организацию учебно-воспитательного процесса. Это завхоз, повара, кухонные работники, уборщики служебных помещений, оператор стиральных машин. Труд каждого необходим и важен.
Сейчас в Трусовском пришкольном интернате насчитывается 35 воспитанников. Заведующей работает Александра Ивановна Ермолина. Современные условия проживания несравнимы с теми, что были в прошлые годы. В комнатах удобная мебель, в них тепло, просторно, уютно и светло. Предусмотрено пятиразовое питание, оборудована душевая кабина. В интернате есть современный телевизор со спутниковой антенной, музыкальный центр, компьютер, теннисный стол. Оборудовано автономное водоснабжение. В прачечной стиральная машина-автомат. Коллектив из восьми работников делает всё возможное для создания благоприятных условий включения воспитанников в плодотворный учебный труд.
Е. В. Чупрова.
с. Трусово.

Категория: Новости | Добавил: rikavi (31.05.2016)
Просмотров: 449 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]