Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 28.04.2024, 14:56
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Каталог статей

Главная » Статьи » Новости

Два письма из прошлого

Несколько штрихов к портрету В. И. Осташова
Перебирая свой личный домашний архив, я обнаружила в нем два письма от Виктора Ивановича Осташова, активного участника общественного движения «Русь Печорская» в 90-е годы прошлого столетия. Сожалею, что знаю его только по недолгой переписке, завязавшейся между нами в силу сложившихся обстоятельств. Наше знакомство состоялось на I съезде этого историко-культурного общества. Предстояла большая работа по организации общества, координации усилий по реализации поставленных задач между его отделениями и Правлением с центром в с. Усть-Цильме. Мы договорились с Виктором Ивановичем об обмене информацией и сотрудничестве с газетой «Красная Печора». Общались, как было заведено в те времена, с помощью писем. Сохранившиеся письма были настолько интересны, что я не могла удержаться от желания добавить несколько штрихов к уже сложившемуся образу этого замечательного человека. Кроме этого, я обратилась к его статье, посвященной д. Скитской, опубликованной в газете «Красная Печора» в 1990 году. Также были просмотрены фотографии, сделанные Виктором Ивановичем на «Горке» в те годы.
Первое из писем было датировано 28 ноября 1991 года, то есть спустя год после образования общества «Русь Печорская». В нем Виктор Иванович уведомляет об отправлении оказией (через студента исторического факультета СыктГУ Михаила Дронова) фотографий, отснятых летом 1991 года на «Горке». Фотографии сюжетные (например, угощение хлебом-солью гостей), групповые, сделанные мастерски и профессионально. Они оказались ценными, и не только как память о пребывании на празднике. Важнее были детали, позволившие более критично отнестись к собственному внешнему виду, чтобы органично вписаться в нашу прекрасную старину. Речь идет о недопустимости выпускать челки из-под повязанного на голове плата, о необходимости более тщательно подбирать ткани для пошива наряда, не позволять излишества в украшениях. Кстати, об этом очень правильно говорила в своем выступлении на республиканской научно-практической конференции в 2005 году Е. К. Соловьёва. К сожалению, к этим словам не всегда прислушиваются. Таким образом, «фотофакты» Виктора Ивановича непроизвольно выводят на очень серьезную проблему – исключительно бережного отношения к нашему богатому наследию. 
Далее в этом письме автор описывает Усть-Цильму в ноябре. Строки эти настолько восхитительны, что я решилась процитировать их полностью (привожу текст оригинала): «Сейгод Усть-Цильма поздно нарядилась в зимние одежды. Как россыпи алмазов, сверкают молодые снега. По утрам наблюдаю, как солнце, скатившись с холмов по первопутку, бултыхается в полынье, и Печора исходит паром, как жаркая баня. Пора уже конным обозам торить дороги к зародам, но ледостав всё ещё продолжается и переправы на луговой берег всё ещё нет. Мужички на припас ловят налимов, жарко топятся печи. Время посидок, страстных молитв, рождественского поста. Дни короткие, ночи бесконечные. В морозные вечера сполохи по всему небу. Знаю, что усть-цилема (думается, что автор имеет в виду уехавших земляков – Л. К.) тихо плачут, вспоминая родные места. 
Всем – поклон. Слава богу, что я тут остался вековать».
В заключение он обращается с просьбой написать обо всем, что произойдет. Процитированные места из письма свидетельствуют о личности незаурядной. Обязательность – его отличительная черта. Пообещал фотографии – отправил. Поставлена задача поддерживать связь с земляками в городах республики – наладил её. Строки письма с описанием зимней Усть-Цильмы позволяют увидеть в нём истинного патриота своей малой родины. Восхищает подробность этой поэтичной зарисовки, очень точно подобранные эпитеты: «молодые» снега, «жаркая» баня стынущей Печоры, «бесконечные» ночи. Обращают на себя внимание удачные сравнения: молодые снега как россыпи алмазов; солнце, скатывающееся с холмов и бултыхающееся в полынье. Проскальзывает сочувствие к «городским» усть-цилёмам, со слезами вспоминающим родные места, вдобавок подчёркнутое сравнением с собой, «оставшимся вековать в своем селе».
Второе письмо было написано 13 декабря того же года. На него ссылалась в своей недавней публикации Елена Ивановна Герасимова. Письмо является ответом на мое приглашение стать гостем краеведческого вторника, посвященного Усть-Цильме, который проводила на историческом факультете Сыктывкарского университета профессор Л. П. Рощевская. Виктор Иванович ответил, что не может «приехать в Сыктывкар в означенное время», ссылаясь, прежде всего, на то, что «не переносит повышенного внимания к своей особе, – Л. К. и быть на краеведческом вторнике в качестве (видимо) почётного представителя Усть-Цильмы стесняюсь». Скромность – ещё одно замечательное качество Виктора Ивановича. Принять приглашение не позволила и предновогодняя занятость на работе: «мое отсутствие в период подготовки последних, по нашим понятиям, самых интересных номеров года, нежелательно». Смягчает отказ ожиданием «сообщений о мероприятиях» сыктывкарского отделения «Руси Печорской». И тут же даёт дельный совет: пригласить на встречу кого-либо из сыктывкарских журналистов – «Анну Николаевну Сивкову из «Молодежи Севера» или Анатолия Ивановича Смирнова из «Красного знамени». В этом письме вновь возникает тема родных мест: «В Усть-Цильме неописуемо хорошо. Хлеб еще есть. Талоны на мясо отоварены. Морозы пошли на убыль. Жарко топятся печи. Старушки постуют. На Умбе добывают алмазы. Но не могу утвердительно сказать, рассказывают ли бабушки свои внучатам сказки». Кто ещё как не Виктор Иванович таким вот «пунктиром», но очень точно и по существу мог охарактеризовать перестроечные годы в сельской глубинке. Талоны и алмазы. Стужа и тепло родного дома. Веру хранят, а вот сказки не рассказывают. И всё же – «неописуемо хорошо в Усть-Цильме», утверждает он. Виктор Иванович – большой оптимист, а это свойство сильного человека. Завершается письмо по-деловому. «Рад, – пишет он, – что снимки пришлись ко двору. Не (ударение проставлено на отрицании – Л. К.) рад, что не могу прислать Вам всю свою фототеку – примерно с 1955 г. Я погибаю от желания напечатать всё заново». Вот так он работал! 
В завершение я хотела бы сказать несколько слов о замечательной публикации Виктора Ивановича в «Красной Печоре». Она названа просто – «Деревня Скитская». Несколько лет назад я выступала с докладом на конференции в Представительстве Республики Коми в Москве, в котором зачитывала фрагмент из этой статьи. На наших земляков-москвичей публикация произвела сильное впечатление. Они попросили оставить этот номер газеты, чтобы все желающие могли прочитать очерк полностью. Публикация поднимала очень острую проблему сохранения традиций нашей самобытной культуры. Но, пожалуй, важнее в ней то, что Виктор Иванович отдает дань памяти тем, кто это наследие сохранял и передавал потомкам. Позволю себе процитировать заключительный абзац очерка: «На могильнике в деревне Скитской сосняк cтережёт покой усопших – отживших, отпевших, отсмеявшихся, отработавших, отмаявшихся, отлюбивших на белом свете. Скрипят старые деревья, взирая на кресты. Плачет ветер, продираясь сквозь смолистые стволы, путаясь в хитросплетениях ветвей. О чем горюет – не скажет. Не о том ли скорбит вездесущий ветер, освежая кладбищенское урочище, разгоняя тлен и ладан, что коротка наша память? Что мы знаем, например, о знаменитом ложечнике Севера Федоте Осиповиче Аншукове, скромный столбик над могилой которого никак не соответствует его таланту и былой славе? Пижемцы восхищались его изделиями, на которых он выписывал автограф – «Ложечку делал папаша Федот. Кашу хлебай, меня не забывай» (У Виктора Ивановича была замечательная коллекция деревянных ложек – Л. К.). Посмотришь ружейко пижемского дела и тоже распознаешь в орнаменте руку рода Аншуковых. Но в местных исторических хрониках фамилии этой не найдешь. Не велики, дескать, заслуги – старообрядческие каноны блюсти да древний промысел до великого искусства воздымать. Стоит ли бумагу портить на рассказ об одной представительнице этого рода, сейчас еще живущей, Акулине Федотовне Аншуковой, которая ружейком пижемского дела уток веснами и осенями, глухарей зимами добывала, рыбу самодельными снастями ловила для детей, потому что заведующей детсадом была в войну, а ребятишки впроголодь жили (Среди них в те годы подрастал и Виктор – Л. К.). Кому нужны сейчас родовая честь и патриотизм первородный!..». К счастью, относительно последнего не подтвердились сомнения Виктора Ивановича. Но, светлая ему память, он, как человек, болеющий за свою малую родину, как профессионал-журналист более четверти века назад актуализировал эту проблему. Во многом именно благодаря таким подвижникам, умеющим сформулировать и донести свою идею, сохраняется богатое наследие наших прадедов. 
Л. П. Кучеренко, 
кандидат исторических наук.

Категория: Новости | Добавил: rikavi (02.06.2016)
Просмотров: 609 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]