Выборы [185] |
Новости [530] |
Власть [197] |
Экономика [503] |
Общество [3084] |
Культура [751] |
Здравоохранение [429] |
Образование [569] |
Спорт [388] |
ЖКХ [166] |
Социальная сфера [256] |
Человек и закон [536] |
Правопорядок [205] |
Молодёжная политика [35] |
Страницы истории [172] |
Будь бдителен! [71] |
Главная » Статьи » Культура |
В начале представления перед зрителями, разместившимися в сквере музея, открылась сцена, изображающая домашний уклад устьцилемской крестьянской семьи начала 20-х годов XX века – с хозяйственной утварью, деревянной мебелью и русской печью. А рядом – «пожня» – две кучи сена, грабли, серп. Действо началось с того, что хозяйка дома Парасья (Екатерина Ивановна Вокуева) качала зыбку и напевала колыбельную, а рядом на сундуке перебирала пряжу внучка (Анжелика Торопова). Затем соседка (Мария Петровна Канева) встретилась с хозяином Петровичем (Павел Петрович Семёнов) и повела беседу о сватовстве его племянницы. Далее она пришла в гости к ним в дом и затеяла разговор с хозяйкой. Стоит отметить, что актёры использовали устьцилёмский говор: присказки, поговорки и колыбельные, слова старообрядческой молитвы… Женщины обсуждали все тонкости жизни: как выбрать имя новорожденному («по святцам»), как подобает вести себя беременной (скрывать живот да крест носить: «Оберегались бабы, без молитвы и шагу делать не могут»), сватались как да замуж выходили и род «крепили» (выдавали невест с 15 лет, по расчёту: «Мне бат и пятнадцати лет не было замуж татка выдал, как раз тогда с Каравановки сватов заслали»), как хозяйство вести да мужа слушать («У печи бывало столько натопчешься да и во хлев сколько сходишь»). За разговором Парасья чугунным утюгом на углях гладила бельё да внучку в люльке качала. Тут и молодка Татьяна (Ирина Крутова) пришла да сказала, что хозяин стол к обеду велел накрывать. А когда на сцене появился внучок хозяйки Тимошка (Тимофей Налимов), она поругала его: «Но, этакий, рано забываться стал», – потому что водицу в дом занести забыл, и отправила дело доделывать. Потом пришли муж хозяйки Петрович и сын Василий (Денис Чупров), а Парасья их встретила со словами: «Но, отробились, работники, сейчас откушаете, соколики». Хозяйка с молодкой руки мужьям помыли (поливали из ковша и полотенцем белым вытирали). Затем сели за стол отведать рыбки, которая «в воды ещё вчера плавала», картошечки горяченькой и огурчиков солёненьких. И соседка с ними подчеваться стала, уговаривали её хозяева: «Садись, не гордись. Пей-пей втору чашку! Вода дырочку найдёт». Пообедав всей большой семьёй, хозяин стал зазывать на работу: «Пей, ешь, шевелись – на работу не ленись». Принялись дело править – траву косить да в кучи смётывать. Хозяин Петрович за работой произнёс: «Ране всё коснут, да за три раза, да сено за пояс заткнут да скажут: «Дай, Боже, силу на мою спину», это чтобы здоровье на весь сенокос было». Хозяйка в работе подгоняла внучка Тимошу, а сыну Василию велела немного сена на вилы брать: «Надорвёсе ведь», на что тот матери отвечал: «Не боись, мамка! А ли мы не мужики и жёны наши не красавицы?». Тут на сенокосе молодка Татьяна родила своё дитё. Этим и завершилось театрализованное представление. Как рассказала научный сотрудник музея Мария Петровна Канева, автор и режиссёр представления «Благостный уклад – и в семье лад», эта театрализованная постановка – её детище, она вложила в него душу и, конечно же, бесценный багаж знаний. После представления гости отправились на выставку «Есть женщины в русских селеньях», подготовленную сотрудником музея Анастасией Валентиновной Чуркиной. Она поведала посетителям об удивительной и в то же время сложной роли женщины в семье. На выставке было представлено внутреннее убранство древнерусской избы: «бабий кут» или женский угол, «красный угол», присутствовали домашняя утварь и орудия труда, манекены в женских убранствах. На одной из стен расположилась коллекция фотографий, на которых запечатлены женщины, устьцилёмки первой половины XX века. Вот как отзывается о мероприятиях один из благодарных зрителей: «Эти истории возвращают нас к истокам, знакомят с жизненным укладом наших предков. Я словно побывала в гостях у бабушек и прабабушек во времена их молодости… Так думали, говорили и вели хозяйство только они. Почитание веры, традиций, обрядов, трудолюбие и деторождение – жизненные устои и ценности семьи устьцилемской. Проникшись этим, нечаянно осознаёшь, что именно благодаря женщинам, их сильной связи с поколениями, мы имеем те или иные традиции, нашу уникальную культуру! Спектр положительных эмоций и благодарность предкам берёт верх. Ведь то, что мы сейчас имеем, и есть мы – потомки и хранители родовой памяти!». | |
Просмотров: 217 | |
Всего комментариев: 0 | |