Приветствую Вас Гость!
Пятница, 17.05.2024, 05:11
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Каталог статей

Главная » Статьи » Культура

«Усть-Цильму не переучить»

- Как сложилась жизнь после учёбы?
- В 2011 году я окончила институт с красным дипломом по специальности «Руководитель этнокультурного центра» и «Преподаватель народной художественной культуры». Один наш педагог любил говорить, что мы специалисты широкого профиля с узкой дорогой. Начались долгие поиски работы по специальности, меня всё время тянуло в Усть-Цильму, но здесь опять бы встал жилищный вопрос. В конце концов, я решилась на возвращение, устроилась на работу в Детский центр «Гудвин». Однако вскоре выяснилось, что лучше вернуться в столицу к молодому человеку, с которым ранее встречалась. В мае 2013 года родилась дочка Аня. После декрета я решила попробовать себя в новой сфере и полтора года работала телефонисткой в Ингосстрахе, потом перешла в Ассоциацию «Народные художественные промыслы России», которая объединяет организации промыслов, расположенные в 48 регионах нашей страны. Конечно, в Ассоциации было очень интересно, я получила большой опыт. Там я была методистом образовательного проекта «Азбука народной культуры», направленного на создание «Классов народных промыслов» для знакомства детей дошкольного и младшего школьного возраста с объектами народной культуры. В рамках этого проекта мы разрабатывали для воспитателей и учителей методические материалы по промыслам, фольклору, играм, костюму, создавали комплекты для детских садов и школ, включающие расписную мебель, игрушки из наших народных промыслов и многое другое. Часто в работе я использовала народные промыслы нашего района. К сожалению, из-за финансовых трудностей Ассоциации мне пришлось уйти оттуда, так сказать, в свободное плавание. В это время я познакомилась с мастерами из студии традиционного костюма «Русские начала», стала там учиться и всерьёз занялась изучением, созданием наших устьцилемских нарядов, начала шить на заказ. Мне была интересна тема текстиля, в 2019 году проходила стажировку в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге, где собрана богатейшая коллекция традиционной одежды народов России, в том числе и из нашего района. Кстати, в начале июня я снова была на стажировке в этом музее. 
В 2016 году в Москву приехал Илья Чуркин (на фото), он учился там же, где и я в своё время. Илья был необыкновенно талантлив, самобытен. У нас возник своеобразный творческий тандем, было очень много задумок, по тому же наряду, мы много выступали со своим фольклорным ансамблем «Невага». К прискорбию, два года тому назад он погиб, во что до сих пор не верится. Это большая утрата для меня. 

- Культура вообще хрупкое явление, а наша устьцилемская особенно, потому что её истинных носителей всё меньше и смерть Ильи – это огромная потеря для всех нас. Таких людей, которые любят и хорошо знают нашу культуру, хотят жить ею, наберётся, может быть, несколько десятков. Абсолютное большинство устьцилёмов полностью или частично утратили свою культурную идентичность. Что Вы думаете о проблеме сохранения нашего духовного наследия?
- Да, к сожалению, мы всё больше отрываемся от своих корней. Происходит массовый отток населения, особенно молодёжи, всё меньше тех, кто пытается сохранить наши традиции. Так получилось, что я сама 12 лет жила в Москве. Разумеется, я не теряла связь с Усть-Цильмой в широком смысле этого слова, однако понимала, что вне родных мест и тем более в городе, культура приобретает некую декоративность, досуговость что ли. Я остро ощущала нехватку суровой северной природы, дорогих сердцу мест, людей, речи, пищи, в общем – своеобразного уклада жизни. То есть не было погружения в родную среду. Всё чаще думала о возвращении в село, в семье не всё ладилось, в итоге мы с мужем расстались, и я решила вернуться в Усть-Цильму, о чём не жалею. Улучшилось здоровье дочки, а мне более гармонично жить в родном селе. Поначалу были трудности с работой, устроилась в «Гудвин», сейчас занимаюсь с детским коллективом «Лапушки», в котором сама когда-то выросла. Личная жизнь тоже наладилась. Жить с человеком, который очень любит культуру родного края, гораздо легче, Владимир во всём меня поддерживает. Его дед, Савелий Ипатович Мяндин, был известным пижемским мастером-ложечником, а бабушка с моей родной деревни Коровий Ручей. 
А что касается проблем, то их, конечно, хватает. Как в образовании, так и в сфере культуры финансирование предельно урезано. Речь идёт не о развитии, а выживании, многое делается на голом энтузиазме сотрудников учреждений нашего района. При этом требуются яркие мероприятия, хорошие выступления и тому подобное. Например, моим «Лапушкам» очень нужна сценическая обувь, не говоря уже о костюмах, которые уже «устали». Те, что есть, ещё сгодятся, как говорится, для сельской местности. Но, чтобы выступать на республиканском и российском уровнях, нужны новые. Необходимы средства на ткань, а сшить я могла бы сама. Многие дети из малообеспеченных семей и поэтому не могут себе позволить такую роскошь. Надеемся на помощь спонсоров.
Сегодня активно пытаются всё перевести на самоокупаемость, сделать из тех же наших традиций товар. Разумеется, нужно идти в ногу со временем, мы живём в условиях жёсткого рынка и бюджетного дефицита. Однако, если коммерциализация нашей культуры неизбежна, то делать это нужно крайне осторожно. Культура очень хрупка, и ей легко нанести непоправимый урон. Сейчас стало модно носить вязаные вещи с узорами на местные мотивы, это хорошо, но часто цвет и форма изделий не соответствует нашей традиции. Вяжут, шьют, расписывают кто во что горазд и выдают это под устьцилёмские промыслы. Часто путают женский и мужской орнамент в вязании, в нашу известную пижемскую роспись добавляют голубой цвет, что неестественно для неё. При этом существует ещё и устьцилемская роспись, например – на мебели или утвари, но про неё совсем забыли. А ведь есть труды учёных на эту тему. Мы теряем свою идентичность. Это недопустимо. Устьцилемской культурой восхищаются далеко за пределами нашей республики, и нередко, к большому сожалению, искажают её, к примеру, при исполнении песен часто мелодия не соответствует сложившейся традиции, неправильно одеты наряды, неверная хореография. Всё это от недостатка информации. Необходимо обсуждать вопросы тех же устьцилёмских узоров, закрепить своеобразные каноны. Это же касается и женского наряда, грамотный пошив которого тоже необходимо обсуждать с мастерицами. Нужно воспитывать уважительное отношение к нему. Есть чёткие неписанные правила, которые указывают, как завязывать тот же плат. Наш традиционный праздничный женский наряд – это не какой-то модный костюмчик, который можно надеть на Горку, чтобы покрасоваться, снять фото или видео, а потом выложить в соцсети в надежде на большое количество лайков и комментариев со словами восхищения. Мы дожили до Горки, в которой большинство участников не знают, как её водить, что и как петь! В прошлом году её запретили, ещё немного и традиция полноценного Горочного гулянья умрёт. Так мы сами вымываем наше духовное наследие, выхолащиваем его. Многое нуждается в тщательном изучении, в районе накоплен огромный материал, который требует исследования и обработки. Конечно, работа ведётся, но не хватает средств и грамотных специалистов. А самое главное, что деятельность организаций и частных лиц по изучению и сохранению нашей культуры будет гораздо эффективнее, если она будет чётко планироваться и координироваться. Только так возможно сделать большое общее дело!
- А кто должен этим заниматься?
- Этим может заниматься «Русь Печорская», имеющая богатую историю, хорошие связи, какие-никакие ресурсы. Полагаю, что движение должно значительно активизировать свою работу, особенно это касается использования современных технологий. Можно привести такой пример: движение коми-ижемцев «Изьватас» имеет свой сайт, который понемногу наполняется интересным содержанием: фото и видеоматериалы, публикации и так далее. А у «Руси Печорской» есть только страничка в социальной сети «ВКонтакте», которая не имеет уникального содержания, а рассказать есть о чём, посещаемость группы очень мала. Можно использовать потенциал нашего музея, создать веб-ресурс с интерактивной программой, куда можно зайти и узнать о нашей культуре из любой точки мира. Современные технологии позволяют проводить в режиме онлайн семинары, конференции… С их помощью можно объединить тех, кто занимается нашей культурой, традиционными промыслами, в том числе и устьцилёмов, живущих за пределами района. 
Ранее в районе проводили фестиваль Горочной песни, в котором участвовали многие трудовые коллективы, это был прекрасный опыт. Также сотрудники Усть-Цилемского культурного центра, в первую очередь Игорь Николаевич Поздеев, проводят «ликбез» по Горке в рамках клуба «Живи, песня». Олеся Георгиевна Канева вела кружок «Мастерица» совместно с Центром художественных ремёсел по изучению и шитью устьцилемского наряда. Уже много лет говорят о необходимости развития туризма, однако особого наплыва туристов не наблюдалось, а нынешняя пандемия показала слабость и уязвимость этой сферы. Да и что мы покажем тем немногим туристам, которые добрались до наших красот. В сёлах и деревнях очень много заброшенных и неухоженных домов, развалюх, пожарищ и других безобразных картин. Это особенно поражает на фоне нашей красивой северной природы. С одной стороны она могучая, а с другой – хрупкая. Вопросы экологии очень злободневны, как и в целом социально-экономическое положение района, которое, мягко говоря, оставляет желать лучшего. А с угасанием жизни в Печорском крае исчезнет и сама устьцилемская культура, превратившись, образно выражаясь, в музейный экспонат. Об этих проблемах нужно бить в набат. И здесь, по-моему, «Русь Печорская» должна также сыграть свою роль, активно бороться за спасение района, используя все имеющиеся связи и ресурсы. Это должно стать общим делом муниципальных властей района и всех устьцилёмов, включая тех, кто живёт за его пределами, но переживает за свою малую родину. Нужно открыто говорить об угрозах и нелицеприятных явлениях нашего бытия, и, конечно, усиленно всем вместе искать пути выхода из создавшейся ситуации.
Сейчас федеральный центр поставил регионам задачу по разработке своих брендов для развития туристической сферы. Наша республика активно двигается в этом направлении, но в первую очередь продвигает титульную культуру – коми. Поэтому нам крайне необходимо заняться своими брендами. Посмотреть идеи развития культурной традиции по Русскому Северу (Карелия, Вологодская, Архангельская области). У нас есть для этого ресурсы. Наши родовые дома, фонды нашего музея, местные жители, работники культуры, «Русь Печорская»… Есть местная кухня, наряд, говор, мастера промыслов, природа и многое другое. А самое главное, что есть большой интерес к нашей традиционной культуре. Нужно всё это грамотно подать, организовать и задействовать весь творческий потенциал устьцилёмов. Это большая и сложная работа, но за нас её никто не сделает. Мы получим финансирование от республики и Москвы только при наличии перспективных проектов, не стоит ждать манны небесной. Таким образом мы сможем сохранить устьцилёмскую культуру только сообща, путём кропотливой работы. Это наш долг перед предками, которые веками чтили древние традиции и старую веру, не пасовали перед трудностями и порой не щадили свои жизни. Это обязанность перед нашими детьми. 
- Спасибо за интересное и очень содержательное интервью, Ирина Александровна. Желаем Вам успехов!
Андрей Дуркин.
Фото из личного архива И. Крутовой.

Категория: Культура | Добавил: marsemjina1980 (22.06.2021)
Просмотров: 243 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]