Приветствую Вас Гость!
Пятница, 03.05.2024, 07:42
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Каталог статей

Главная » Статьи » Культура

Сохраним наследие предков!

Звучали записи древних былин в исполнении Леонтия Тимофеевича и Еремея Провича Чупровых. Мороз по коже идёт, когда слушаешь их. На фоне пения библиотекарь школы Светлана Леонидовна Носова, учащиеся Андрей Осташов и Иван Дуркин (9 «а»), Софья Семёнова и Людмила Носова (9 «в») приветствовали гостей и зрителей в зале. Свои выступления они начали с предисловия, составленного Т. С. Каневой. Красивое вступление и подробный рассказ о том, как создавалась книга, сразу привлекли внимание читателей и появилось желание вникнуть в её содержание. 
Учитель русского языка и литературы Елена Ивановна Ляпунова прочитала стихотворение Т. В. Поздеевой «Усть-Цильма – это что-то особое, необычное взору чужих… ». На протяжении всего мероприятия шёл рассказ о жанровом разнообразии народно-эпической культуры нашего края, отражённой в антологии, состоящей из восьми разделов. На экране проецировались слайды с фотографиями, звукозаписи и выдержки из повествований. 
На встрече зрители познакомились с легендами о заселении края, о первых создателях скита, их занятиях («По отцовским сказкам»): «Когда пришли духовные отцы на Пижму, то тут даже не было и леса – гольна земля была. Ни птиц, ни зверей – никого не было. Только через много лет начал расти лес и появилась всяка живность».
В Усть-Цилемском районе древлеправославная вера играет немаловажную роль в жизни людей. Даже в дни гонений старались соблюдать поминальные требы, бабушки крестили младенцев, давая им имена по святцам, женщины, провожая на войну своих мужей и сыновей, творили про себя молитвы. 
Чтобы полнее раскрыть тему «Со страхом, братие, послушаем» о значении веры в судьбе человека выступил наставник Усть-Цилемской Древлеправославной Поморской церкви А. Г. Носов (отец Алексий): «История нашего края крепко связана с глубоким верованием в Господа Бога. Когда люди, снявшись со своих обжитых земель, пустились в поисках защиты от гонений в глухие северные места, они верили в Бога, верили в то, что он поможет им снести все тяжести и невзгоды. Понимали, что в далёком краю их может ждать смерть, но шли, потому что знали, вера их спасёт. Ставили поклонные кресты, строили часовни, почитая своих святых, чтили труды своих праотцов. Расплодились, построили дома, засеяли земли. 
Прошло время, и вера стала угасать, угасает и жизнь на земле. Образно говоря, из густого леса остался лишь редкий кустарник. Человек неверующий не собирается соблюдать молитву, поэтому от него и пользы не будет никому, у него и продолжение рода прекратится. Сейчас всего в изобилии, но если нет в человеке веры, то нет и радости. Люди забыли главную заповедь – любить ближнего своего, они перестают уважать родителей, а это страшнее всяких бед. Нам досталось в наследство великое достояние – молитвенная культура, давайте соблюдать святые заповеди, делать добро и молиться Богу!». Обращение Алексея Григорьевича глубоко запало в душу, ведь вера незримой нитью соединяет нас со своими прадедами, шедшими в огонь ради старых отеческих устоев.
После выступления наставника Светлана Леонидовна объявила: «Добро-то делайте, добро-то делайте, оно ведь всё переможет!». В подтверждение этих слов ведущие угостили гостей шаньгами, испечёнными поваром школьной столовой Татьяной Ефимовной Дуркиной.
Раньше некоторые события в жизни людей – смерть близкого человека, проводы в армию или на войну и даже замужество – сопровождались пением плачей и причитаний. Это особое искусство требует определённого состояния души. К примеру, в нашей семье тётя по маминой линии Екатерина Леонтьевна Терентьева из Гарево обладала такой способностью. Сейчас плачи талантливо исполняет Татьяна Дуркина, участница народного фольклорно-этнографического коллектива «Нареченька». На встрече зрители заслушали фонограмму душещемящего плача. 
Ведущие затронули тему Великой Отечественной войны. Хочется, чтобы и читатели газеты познакомились с отрывком из воспоминаний жительницы деревни Скитской А. С. Бобрецовой (Антоновой), ей сейчас 97 лет, о том, что творилось на пристани, когда солдат провожали на войну: «Пока жива, никогда не забуду. Како горе было, людское горе было, само настояще… Сколько рёву-то, сколько слёз у людей-то… Боооже мой! Пароход-от пошёл, дак гудки-ти давал, да ревел, да ревел – по деревням-то пошёл на Воркуту, ведь туда, до железной дороги их везли дак… на мясо везли, на мясорубку... Бабы-ти шли да падали по берегу-то сзади за пароходом. Это что-то было! Это что-то было! Переменье белого свету! Оспади! Эта кака страсть была! Како горе!». Вот так всегда и говорит Агафья Сидоровна, словно причитает, голос её мягкий, немного глуховатый. Каждая фраза в её речи – это присказка и поговорка, в которых отражается вся человеческая мудрость жизни, накопленная многими поколениями. 
Наш народ за всю историю существования соединил в себе всю кладезь верований, богатый опыт общения с природой, со своим самобытным объяснением непонятного, потустороннего, сверхъестественного. То, что необъяснимо его сознанию, называлось бывальщинами – про леших, шишков, водяных, домовых… Наши бабушки и мамы в детстве рассказывали нам много таких случаев, свидетелями которых они стали. Библиотекарь Альбина Савельевна Попова зачитала бывальщину «Оборотень», посвящённую теме «Раньше боле чудесов было». Вот выдержка из этого повествования об одном еретнике, то есть нечистой силе: « …Татка говорит: «Я иду – говорит, – кто-то летит, летит как, хропался, хропался над лесом да чё. Ну я посмотрел, а впереди, – говорит, Никита идёт на лыжах. Дак, он, говорит, и делался етим, как вороном-то ле кем да. Не шишком – он птицей, дак птицей какой ли уж, говорит, птицей делался будто». Раньше народ искренне верил во все эти сверхъестественные силы. 
Просторечная говоря устьцилём привлекает внимание исследователей и филологов, а фольклористы нашего района составили несколько диалектных словарей. Этой теме посвящён раздел антологии «Говорок-язык». Е. И. Ляпунова провела игру-опрос о значении диалектных слов и выражений «Речения»: что такое катанцы, байна, шарнуть, пожня, выпучила шары. Руководитель фольклорного коллектива «Лапушки» Детского центра «Гудвин» Ирина Александровна Крутова загадала устьцилёмские загадки, вот одна из них: «Два лежат, два стоят, пятой ходит, шестой водит, седьмой песни поёт» (дверь).
Песенный фольклор в жизни нашего края имеет особое значение. По великим праздникам – на Николин (в мае), в Иванов и Петров дни народ собирается водить Горку. Женщины достают из сундуков и надевают парчовые сарафаны и рукава, яркими красками сверкающие на солнце, а мужчины – атласные рубахи и писаные носки. Многие из нарядов достались им в наследство от родителей. Считается, что, если Горку не проведёшь, так и лето не состоится, год не будет удачным, в истории Усть-Цильмы такого ещё не бывало. Воспитанники «Гудвина» показали жанровый блок «Запевай-ко се, моя любезная», где в своих национальных нарядах исполнили протяжные песни и задорные частушки с применением традиционных танцевальных фигур, аккомпанировал им А. И. Бобрецов. 
После презентации антологии «Голоса над Печорой» перед собравшимися выступили сами авторы. А. В. Афанасьев рассказал, что в антологии они пытались соединить текст (народный фольклор, включающий в себя устные предания, рукописные книги, иконы, песенное творчество…) с фотографиями (видами природы, быта людей, их жизненными переживаниями и различными событиями). Всё для того, чтобы читатель проникся теплотой к своему краю. Нельзя допустить, чтобы это богатое наследие уплыло безвозвратно. Ведь уходят люди, владеющие кладезью народной мудрости и являющиеся свидетелями сказаний, примет, поговорок, бывальщин и песен…
Андрей Васильевич посвятил себя исследованию Великопоженских икон и преданий, связанных с жизнью устьцилём. Отвечая на вопросы учащихся, он поделился рассказом о своей деятельности. В 1976 году окончил Московский государственный институт международных отношений, на встрече был в джемпере с логотипом, на котором виднелись строки: «МГИМО», университет, основан в 1944 году. В звании подполковника службы внешней разведки, в качестве дипломата и журналиста Андрей Афанасьев объездил всю Европу. Бывало, что и на велосипеде преодолевал большие расстояния, познавая подробности западной жизни. В 1994 году, когда ему исполнилось 40 лет, Андрей Васильевич вышел в отставку и увлёкся иконописью. В 2010 году судьба забросила его в Усть-Цильму и, как выразился автор антологии: «Коготок увяз!». Его очень затянула самобытная духовная культура устьцилём. Надо сказать, что ему ещё в младенчестве предрешено было стать исследователем Великопоженских икон, ведь его крестили в Поморском храме, так что он, по сути – старовер. 
Татьяна Степановна Канева поделилась мнением, что мы, устьцилёма, сами ещё до конца не понимаем, не ощущаем, каким богатством владеем. И правильно, что такое мероприятие состоялось в школе, подрастающее поколение должно знать о своём поистине самобытном крае. Всё, что собрано в книге-фотоальбоме – это всего лишь вершина огромного айсберга под названием «фольклор». Усть-Цильма – это что-то необычное, а устьцилёма – особая группа людей. Татьяна Степановна посоветовала учащимся читать антологию методично, изучая каждый раздел, обогащая свои знания о родном крае. В СГУ, в институте гуманитарных наук есть архив, в котором также можно найти много ещё неопубликованных материалов о культуре Усть-Цильмы. В 1986 году Т. С. Канева провела свою первую исследовательскую работу, посвящённую Усть-Цилемской горке, и с тех пор занимается этим вплотную. 
Итогом встречи стал призыв С. Л. Носовой: «Надо беречь свою народную культуру – традиции, обычаи, говор, веру, которые сделают нас духовно богаче и сильнее!». После мероприятия учащиеся и преподаватели пообщались с авторами издания, ребята сняли об этом событии репортаж для своего школьного телевидения.
Ольга Ильина.
Фото автора.

Категория: Культура | Добавил: marsemjina1980 (24.02.2021)
Просмотров: 449 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]