Приветствую Вас Гость!
Пятница, 26.04.2024, 18:34
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Каталог статей

Главная » Статьи » Культура

Семейное чтение устьцилёмов: избранные рассказы из Лавсаика

Устьцилемский Лавсаик является неотъемлемой частью огромного книжного наследия старообрядцев и одним из источников чтения устьцилёмов. Он напрямую связан с кодом чтения печорцев и подчиняется ему. Старообрядцы Усть-Цильмы – люди разных социальных групп – создали свою книжность, и среди книг, её составляющих, есть сборники для так называемого чтения по Уставу, а также книги для семейного чтения. Следует отметить некую условность такого деления, так как один и тот же текст можно было использовать как для чтения по Уставу, так и для чтения (про себя или вслух) с назидательной целью. Устьцилемский Лавсаик по ряду признаков можно отнести к сборникам и для индивидуального чтения. 
Устьцилемский Лавсаик структурно соответствовал духовным потребностям устьцилёмов-староверов, он содержал круг идей, которые являются актуальными и в наши дни. В нём можно выделить рассказы, в которых раскрыта нравоучительно-мирская тема, тема гармонии во взаимоотношениях человека и животных, тема дьявольского искушения, есть новеллы демонологического цикла. Новеллы, помещённые в этом сборнике, являлись своеобразной картиной внутреннего мира, интеллектуальных и культурных особенностей характеров героев развёртывающегося перед читателем повествования. 
«Христианин не должен любить мира», – говорится в Священном писании. Согласно православному учению, весь мир лежит во зле, перемешан со злом, крепнет и исполняется злом. Своей любовью ко греху мир настолько слился со злом, что зло и мир звучат как синонимы. И, таким образом, любовь к миру создаёт любовь ко греху и злу. Как же уберечься от греха? Ответ на этот вопрос печорские крестьяне искали в новеллах Лавсаика.
Примером того, какую беду может принести человеку безответственное отношение к своим обязанностям, служила повесть, также вошедшая в устьцилемский Лавсаик «О Полинарии патриархи, обогатевшем юношу» (глава 42).
Обратимся к фабуле этой новеллы. В Александрии жил некий юноша, сын знатных родителей, оставивших ему большое состояние. Юноша не смог правильно распорядиться полученным наследством и в течение нескольких лет всё потерял: «По лете же некоем вся погубль и в последнюю нищету доспев, не снед сия или в блуде расточив, но частым потоплением корабля его, сия вся погубив». Пропасть, в которую он скатился, оказалась очень глубокой: раньше он многих превосходил богатством, теперь, разорившись, он многих превзошёл нищетой.
Спасение пришло к нему неожиданно. Блаженный Полинарий, узнав о постигшем молодого человека несчастье, пожелал оказать ему хоть небольшую помощь – он хорошо знал его благодетельных родителей. Но он не захотел ранить самолюбие молодого человека. Выход из затруднительной ситуации был найден следующий. Была выписана фиктивная справка о том, что отец юноши в своё время дал взаймы александрийской церкви золото. Он отправил к юноше казначея с этой справкой, а для того чтобы всё выглядело правдоподобно, велел за этот документ взять с него «три златники» – три золотые монеты. Юноша поверил сказанному и отправился за получением долга к патриарху. Патриарх после некоторого смятения возвратил долг и «даст ему 8 литр злата, и отпусти его». 
 Эта новелла, содержащая в себе нравоучительную мирскую тему, была интересна для печорских читателей тем, что наглядно иллюстрировала пример того, что человек бывает слаб, может поддаться искушениям, но он не одинок в своей беде. Бог не оставляет без помощи кающегося грешника. 
 В нарративном отношении новелла представляет собой постепенное, поступательное повествование. Экспозиция знакомит читателя с местом действия произведения – городом Александрией и главным героем – юношей, который в силу обстоятельств, по своей же вине, из разряда людей обеспеченных опускается на самое дно нищеты.
Завязкой произведения является решение святого Полинария помочь юноше выбраться из беды. Здесь повествователь показывает, как Полинарию удалось открыть эту, казалось бы, запертую от него дверь – душу молодого человека. Полинарий идёт на ухищрение – выписывает фиктивную справку о долге, который, якобы, он должен возвратить юноше по той причине, что родителей его уже нет в живых.
 Кульминация сюжета приходится на встречу молодого человека с самим патриархом Полинарием, который решился принять самое деятельное участие в судьбе бедного юноши. Эта встреча, запечатлённая в новелле на диалоговом уровне, обнаруживает черты характера самого патриарха: человека честного, неравнодушного к бедам других людей, способного воздать добром за добро: он хорошо знал добродетельных родителей молодого человека.
История оканчивается счастливой развязкой: покаявшийся перед патриархом в своих грехах юноша находит верный путь к спасению.
Новелла «О Полинарии патриархи, обогатевшем юношу» в простой и доступной форме рассказывала печорскому крестьянину о том, что путь человека не безгрешен, но Бог милостив и всегда укажет способ спасения тому, кто верит в него.
Святой Иоанн Златоуст считал, что люди, украшенные добрыми делами, но не познавшие веры в Бога, подобны останкам мёртвых, одетых в красивые одежды, но не чувствующих этой красоты. Душа бессмертна, и нужно заботиться о чистоте её. Проблема спасения души всегда волновала печорских старообрядцев. Эта проблема раскрыта на материале повести из устьцилемского Лавсаика «О Давиде, преже бывшем разбоиницы» (глава 101).
В центре повествования новеллы – судьба святого Давида, бывшего разбойника. Всю свою жизнь он занимался разбоем: «Овы совлачая, множайшая же убивая, и вкупе рещи, многая зла сотвори, яко же ин никто же». Устрашившись гнева божьего за свои злодейства, он отправился в монастырь замаливать грехи. По истечении некоторого времени к нему явился Архангел Гавриил, сказав о том, что все грехи его прощены, и с этого времени он будет творить чудеса, но станет нем, когда будет находиться с братией, в келии же он голосом будет славить Бога. В новелле главенствует мотив покаяния: Бог милостив к кающемуся грешнику и всегда простит его. «Егда же ли прихождааше посреде братия, пребывааше нем. И дивляхуся, благодаряще Бога, яко и блудником, и разбойником хощет яко да спасутся и в разум истинныи приидут». Даже блудникам и разбойникам есть прощение от Бога, если они искренне раскаиваются в своих грехах. 
Этот незатейливый, но занимательный сюжет содержит в себе идею спасения. Как сказал авва Евагрий: «Начало спасения – самоукорение». Именно с самоукорения Давидом себя начинается его путь восхождения к Богу, что одновременно служит завязкой сюжета. В художественном образе Давида читатель видит поначалу свирепость и безжалостность разбойника по отношению к его жертвам, со временем переходящие в смирение и покорность человека, верующего в Бога. Кульминация новеллы, выраженная в сцене встречи Давида с Архангелом Гавриилом, постепенно переходит в развязку. Давид прощён Богом и получает в дар от него возможность творить чудеса.
 Среди новелл, раскрывающих тему семьи, важное место занимает повесть «О двою купцу, един имеяше жену красну зело» (глава 44). Она прославляет одну вдову, которая обладала не только телесной красотой, но и душевной. Жизнь её устроена по уставу верующего человека. В завязке повести описывается довольно-таки непростая ситуация, в которой оказалась героиня повествования после смерти мужа: вдову захотел соблазнить купец. 
По ходу развития сюжета читатель узнаёт, что, распознав его постыдные намерения, женщина идёт на хитрость. Она предлагает ему отправиться домой и ждать от неё приглашения, после того, как он выполнит её условие – не принимать пищи. Только на четвёртый день он получает приглашение. К тому времени он ослаб от голода, и этот «поневольный» пост заставил купца отказаться от прежних нехороших мыслей. Героиня дала ему совет, чтобы и в будущем, если посетит его лукавый, именно применив пост, сможет он избавиться от худых помыслов – «такову лечебу поста восприими, и избавишися всякого помысла лукава». Женщина объяснила ему, что после смерти мужа она желает оставаться в чистоте и собирается отправиться в монастырь, чтобы служить Богу, купцу же она предлагает последовать её примеру. Кульминационным моментом повести служит эпизод, в котором описывается, как купец раздаёт своё богатство нищим. Развитие характера героя идёт по восходящей линии – от соблазнителя чужих жён – до глубоко верующего человека, который отправляется в монастырь и пребывает там до самой смерти. Эта новелла привлекала внимание читателей тем, что героиня её олицетворяла собой те качества, которые и должны быть у замужней женщины – целомудрие, чистоту и непорочность. Именно эти свойства её характера и помогли купцу подняться на порядок выше в своём нравственном развитии. 
Теме семейных ценностей посвящена и новелла «О купце, всаженом в темницу, и о жене его, и разбоинику, искупившему их от долгу» (глава 54).
В основу новеллы положен случай, рассказанный неким святым отцом, о котором он, в свою очередь, услышал от святого Евсевия. В ней описывается история жизни одной семьи, глава которой, благочестивый купец, оказался посаженным в тюрьму «Ять бысть от замодавших ему, и ввержен бысть в темницу». Вина его заключалась в том, что он отправился в Африкию, корабль потерпел кораблекрушение, и купец потерял всё, как сказано в новелле, и своё, и чужое. За эти долги он был отправлен в тюрьму, всё имение его было отобрано, купцу и жене его осталась только одежда, которая была надета на них, так как расплатиться с заимодавцами ему было нечем. Жена купца из-за нищеты, в которую они попали, согласна была на любую работу, лишь бы ей и мужу не умереть с голоду: «Она же от многаго неимения по граду ходя работаше, да поне хлеб снедает и приносит к мужу своему». Однажды в тюрьме её увидел вельможа, который пришёл подать милостыню заключённым. Будучи поражённым её красотой, он захотел узнать, за какое преступление она оказалась в тюрьме. Узнав, что она здесь находится, чтоб ободрить мужа, вельможа предлагает ей свои услуги. За ночь, проведённую с ним, а не с мужем, он избавит их от долга. Посовещавшись с мужем, женщина отказывается от этой услуги, повторив слова своего супруга о том, что им не нужно спасение, оплаченное грехом – имя которому блуд. Вся надежда их на Бога, он всё видит и всё знает, и он принесёт им спасение. 
Свидетелем разговора этой семейной пары оказался разбойник, находившийся так же в тюрьме и ожидавший исполнения приговора. Поражённый их желанием быть угодными Богу, он решил открыть им место, где спрятан его тайник с золотом, чтобы купец смог заплатить долг и освободиться из тюрьмы: «И молите Бога о мне, яко да и аз получу милость от Бога». Таким счастливым образом супружеская чета освободилась от долга и от тюрьмы. 
Эта новелла отражает основные моменты сюжета таким образом, что читатель по мере чтения повести с напряжённым вниманием наблюдает за действующими лицами. Нынешнее материальное состояние главных героев, определяемое рассказчиком как нищета: «И не оставиша ему ничто же, точию ризы яже ношааше тои и жена его» служит своеобразным фоном для отражения прекрасных душевных свойств супругов – любви и верности. Художественный образ главной героини строится динамично. Вначале она старается помочь мужу пережить эти напасти, затем судьба готовит для неё ещё одно испытание – встречу с развращённым вельможей, который, прельстившись красотой женщины, предлагает ей свою помощь – освободить мужа от долгов, но гнусным способом.
Кроме красоты физической рассказчик особо подчёркивает душевную красоту своей героини. Он выделяет основное качество её характера: набожность – все свои слова и действия она сверяет с Заповедями. Одна из этих десяти Заповедей, которую соблюдает героиня – Седьмая: «Не прелюбодействуй». Эта заповедь запрещает совершать грехи против семьи, ею также запрещается супружеская измена, все плотские отношения между мужчиной и женщиной вне законного брака, плотские извращения, а также нечистые желания и мысли. Муж и жена отныне уже не двое, а одна плоть.
Целомудренность и мудрость героини раскрываются в следующих её словах, сказанных вельможе: «Слышал ли еси Господи мой апостола, глаголюща: яко жена не обладает телом своим, но муж. Иду убо и вопрошу мужа моего». В свою очередь муж, вполне достойный своей благочестивой жены, не пожелал достичь своего спасения таким низким способом. 
В композиционном плане произведение состоит из трёх частей, в каждой из которых раскрывается определённый этап развития сюжета. В первой – завязка произведения – появление в тюрьме вельможи, во второй – его кульминация – исповедь разбойника, в третьей – развязка – казнь разбойника и возращение долга, позволившее купцу благополучно освободиться из тюрьмы.
Идея этой новеллы – верность супружескому долгу – угодна Богу. 
Новеллы, рассмотренные выше, были интересны и поучительны для печорских старообрядцев тем, что служили примером того, какими должны быть настоящие христиане, как они должны относиться к супружескому долгу. Они являлись также наглядным пособием для читателей, желающих понять, в чём заключается смысл жизни христианской.
Е. Т. Чупрова,
г. Сыктывкар.

Категория: Культура | Добавил: marsemjina1980 (26.04.2018)
Просмотров: 403 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]