Приветствую Вас Гость!
Среда, 01.05.2024, 11:00
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Каталог статей

Главная » Статьи » Культура

Секрет устьцилемских рукавиц

На вопрос журналистов: «Чем же эта тема привлекла тебя?», Елена ответила так: «Однажды я ждала на улице подружку. Обратила внимание на проходящих людей, одетых в рукавицы с устьцилемским орнаментом. Понаблюдав, зрительно отметила, что из тринадцати человек у пятерых надеты именно такие. Меня заинтересовал вопрос: «Почему они выбрали устьцилемские варежки?». С этого и началось моё исследование. Тему считаю актуальной, так как рукавички – хоть и маленький, но очень важный и нужный элемент зимней одежды жителя Севера».
В подготовке данной работы помощь Елене оказывала научный руководитель Наталья Алексеевна Чупрова – педагог дополнительного образования, отразившая в стихах такие строки об устьцилемской рукавичке:
Казалось бы, простые рукавицы…
Но в семьях их, как ценность, берегут,
Ведь в них народная традиция хранится,
В узорах пятицветных – кропотливый труд!

Источниками для сбора материала юной исследовательнице послужили: словарь, специальная литература, музейные экспонаты, интернет-источники, информирование специалистов из области декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов. Изучала школьница и общественное мнение. В ходе кропотливого труда применяла несколько методов исследования и нашла множество ответов на свои вопросы. Узнала значение орнамента и цветовой палитры узоров рукавиц. Из опроса девяти респондентов о привязанности к ношению устьцилемских рукавиц получила следующие ответы: четверо – поддерживают традиции предков; двое – оценили теплоту, так как связаны они из натуральной шерсти в две нити; двух – привлекла яркость и красота; один – дорожит подарком. 
Во время опроса людей старшего поколения выяснилось, что не все одинаково называют этот предмет одежды. Девочку поправляли в том, что устьцилёма рукавицы варежками не называют, – так ответила Галина Николаевна Екимова, специалист отдела народных художественных промыслов Усть-Цилемского историко-мемориального музея А. В. Журавского.
Варежки или рукавицы? В чём разница? Как же на самом деле их правильно называть? Используя словарь С. И. Ожегова, юная исследовательница нашла такое толкование: «Варежка – это мягкая зимняя рукавица». «Рукавица – предмет одежды, закрывающий всю кисть руки и большой палец отдельно». Из этого следовало, что это один и тот же предмет. Заглянув глубже в историю, Елена выяснила, что древнейшим является слово «рукавица», означающая «обвивающая руку». А версий о происхождении варежек существует несколько. Русское слово «варежка» возникло от словосочетания «варяжская рукавица». Варягами на Руси называли выходцев из скандинавских стран. Другой вариант происхождения этого слова – от древнерусского глагола «варити», «варовати», то есть «защищать», «охранять». От чего? Да от холода! Но существует и третий: слово «вареги» имеет смысл от слова «варить», так как уже в те времена вязаные шерстяные рукавички заваривали в кипятке для придания им плотности и отдачи большего тепла. К сожалению, не нашлось информации о человеке, применившем первым рукоделие по изготовлению данного вида одежды. 
Северяне нуждаются в тёплой одежде. Почему для защиты рук от холода используются именно устьцилемские рукавицы? За три дня исследовательница провела свой эксперимент, применив его во время пути в школу и обратно. Первый день испытания прошёл с надетой на одной руке рукавицей с традиционным узором. Второй – с надеванием однорядной шерстяной рукавицы и рукавицы фабричной вязки с вышитым рисунком; третий – ношением двуслойной трикотажной. Вывод был один – рукавицы с устьцилемским орнаментом лучше, чем другие, держали тепло. Используя данный аргумент, девочка убедила своих родителей купить для неё именно такие рукавички.
Интересные познания приобрела Елена в ходе изучения цветовой гаммы и орнамента рукавиц. Для вязания орнаментов используют пряжу из овечьей шерсти натуральной окраски, но чаще крашеной. С давних времён мастерицы пользовались естественными красителями, главным образом растительного происхождения, но постепенно их заменили анилиновые. Современные же рукодельницы чаще пользуются готовой фабричной крашеной пряжей. Лишь старые мастера сохраняют секреты приготовления натуральных красителей: красный цвет получают из коры сосны, зелёный – травы-зеленянки, а жёлтый – молодого листа берёзы. Каждый вывязанный элемент носит своё название (мушки, околенки), некоторые узоры несут обереговую функцию. 
Из интернет-источника и книги Г. Климовой «Текстильный орнамент Коми» школьница узнала, что узоры орнамента – это не просто украшение, а запечатлённый рассказ о далёком прошлом. Из поколения в поколение передаются не только приёмы вязания, но и характерные для каждой местности узоры и цветовая гамма. Они служат своего рода паспортом: по ним определяют, из какой местности человек. 
В традиционном вязаном орнаменте устьцилём представляются следующие группы узоров: в поперечную полоску, сетчатые из простых геометрических мотивов, окаймляющие бордюры. Все цвета на рукавичке определены многовековой традицией и несут определённый смысл: чёрный – земля (основа), жёлтый – солнце, красный – жизнь (тепло), зелёный – растения и травы, белый – чистота (снег). Вязание проводится с применением пяти спиц.
Юная исследовательница не смогла найти ответы на вопросы о значении узоров и первом умельце по вязанию рукавиц с орнаментом. В отделе народных художественных промыслов пояснили, что сейчас навряд ли возможно установить такие данные.
В ноябре прошлого года художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам при Правительстве Республики Коми устьцилемским рукавицам присвоил статус «Изделие народных художественных промыслов». Об этом сообщалась в «Красной Печоре» от 29 ноября 2018 года (№144).
Проведённое школьницей исследование, конечно же, не раскрыло всех секретов рукавиц. Но в нём достаточно много полезного и интересного. Воспитанница природной мастерской «Сувенир» не зря потратила своё время. Она сделала серьёзный шаг в изучении истории рукоделия наших предков и готова продолжать его. 
Павел Дуркин.
Фото Н. А. Чупровой. 

Категория: Культура | Добавил: marsemjina1980 (30.12.2019)
Просмотров: 557 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]