Приветствую Вас Гость!
Суббота, 18.05.2024, 21:12
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Каталог статей

Главная » Статьи » Культура

Работа и жизнь в режиме «Цейтнот»

Татьяна Чупрова (Носова), 1968 год.

С 1976 по 1980 годы Районный Дом культуры возглавляла Татьяна Ивановна Чупрова (в девичестве Носова). Родом она из деревни Мыла. После окончания Цилемской средней школы девушка поступила учиться в Сыктывкарское педучилище №2, а в 1970 году дипломированным специалистом вернулась в Усть-Цилемский район и стала работать воспитателем в детском саду деревни Филиппово. Через два года предложили  должность  директора Дома культуры в Трусово, затем в Окунёв Носе, а осенью 1974-го переехала в Усть-Цильму. 

Агитбригада РДК перед выездом на Мелодии на северный куст района, 1983 год.

Вот так Татьяна Ивановна вспоминает годы своей работы в культуре: «В Районном Доме культуры я начала трудиться с 1 июня 1975 года в должности специалиста детского сектора. Директором тогда был Геннадий Иванович Кызъюров. А обязанности руководителя на меня возложили во время его отпуска. Это был 1976 год. Художественным руководителем и балетмейстером на тот момент была Анна Васильевна Носова (в девичестве Семенчина), режиссёром народного театра – Светлана Григорьевна Русанова, методистом Мария Ивановна Носова.

Окунёвцы на Районном фестивале песни и народного танца, 1974 год.

Наступало лето – горячая пора, агитбригада культработников готовилась с концертными программами выезжать по всем сельским населённым пунктам района, на сенокосные участки, фермы. Валентина Ивановна Семикова, заведующий Отделом культуры пригласила меня к себе в кабинет и сказала: «Татьяна Ивановна, нужно возглавить Районный Дом культуры. Г. И. Кызъюров с семьёй уезжают в отпуск. Согласитесь, пожалуйста, на период отпуска директора его заменить». Я согласилась. 
Кызъюровы уехали, а в это самое время в Усть-Цильму прибыла творческая группа для съёмок фильма «Праздник на Печоре». И закрутился период моей работы в должности директора. Вы знаете, что тогда началось? Наверное, это было ЧП районного масштаба. Съёмка фильма проходила в сжатые сроки и велась под строгим контролем и чёткими указаниями Райкома партии. Снимали на улице Советской, в той её части, где сейчас находится магазин «САН». С лесопункта привезли пиломатериал, сделали большой настил на деревянную мостовую и канаву вдоль неё, выровняв с дорогой, чтобы было удобнее снимать. Многие организации были задействованы в этом процессе. От нас – работников культуры – требовалось пригласить запевал, молодёжь и организовать праздник. Режиссёр фильма – Дмитрий Покровский был очень благодарен за его организацию и проведение. Всё прошло благополучно.
В советское время Райком партии очень строго следил за нашей работой. Меня несколько раз в день могли вызвать в Отдел культуры, потому что некоторые вопросы требовали срочного решения. Я приду к В. И. Семиковой, а она занята очень и не может меня принять: «Вы уж, прежде чем идти, могли бы предварительно позвонить, Татьяна Ивановна!», – говорили мне. И я уходила обратно. Затем на рабочий телефон следовал звонок от заведующей: «Вы уж не могли пять минут подождать!». Я снова направлялась к ней. 
Особо хочу отметить, что Валентина Ивановна Семикова и Клавдия Алексеевна Поздеева, которая в то время была инспектором Отдела культуры, помогали мне во всём.

На Мыльских озёрах, март 1981 г. (в 1-м ряду  слева направо: Т. Чупрова, А. Канев, А. Торопов, во 2-м ряду: А. Кисляков, Л. Дуркина).

Г. И. Кызъюров после отпуска уволился и уехал работать в Выльгорт. Да и многие работники Дома культуры в тот период тоже уволились. Остались только я, Мария Ивановна Носова и технический персонал. Я всегда их вспоминаю добрым словом. Это был наш тыл – уборщицы Елена Михеевна Чупрова и Татьяна Андреевна Филиппова, слесарь-сантехник Андрей Спиридонович Вокуев, костюмер Евдокия Петровна Рочева, гардеробщица Анна Фёдоровна Торопова, контролёр Анна Никоновна Филиппова. А творческих работников у нас не осталось. И вообще работников со специальным образованием в то время было мало.
Трудовые будни руководителя зачастую проходят в режиме «Цейтнот»: осенью 1977 года начались проблемы с отопительной системой здания Дома культуры. Она требовала срочного ремонта, надо было менять часть труб на чердаке. Но, прежде чем начать сварочные работы, следовало подготовить помещения для их проведения. На чердаке хранились старые музыкальные инструменты, оставшиеся со времён существования духового оркестра, а птичьего помёта там было видимо-невидимо. В спешном порядке пришлось всё убирать. 
До ноября месяца мы работали в холоде и творческий процесс не прерывали. Каждый свой рабочий день я начинала с поездки в Карпушевку (там находилась Печорская механизированная колонна), чтобы доставить сварщика на свой объект. Как только он освобождался от основной работы, мы вместе ехали в Дом культуры на машине автоклуба. Это был опытный сварщик, я запомнила его фамилию – Геншель.
Всё происходило накануне важной юбилейной даты – 60-летия Октябрьской революции, к наступлению которой мы готовили крупное праздничное мероприятие».
Партия всегда требовала от специалистов культуры ведения идейно-политической работы. Следует отметить, что 1977 год для Татьяны Ивановны Чупровой отличителен. В тот период времени был объявлен республиканский смотр работы районных Домов культуры. И по итогам года Усть-Цилемский РДК был признан победителем этого смотра, а Т. И. Чупрова награждена Почётной грамотой Министерства культуры Коми АССР. Отчёт о деятельности учреждения был вынесен на заседание Обкома партии и заслушан на комиссии в г. Сыктывкаре. 
Вспоминала она и другие интересные моменты: «Накануне встречи 1977 года, я готовилась к выходу в длительный декретный отпуск и уже начала передавать дела М. И. Носовой. В это же время наш фольклорный коллектив пригласили в Москву. Выступали они в большом концертном зале. 30 декабря 1976 года должны были вернуться. Мария Ивановна уехала с коллективом, а я осталась ответственной за проведение новогодних мероприятий. Подготовка к встрече Нового года шла своим чередом. На улице был сильный мороз. В Дом культуры из леса привезли высокую ёлку. А когда её занесли в зал, ветки обломались, иголки практически все осыпались. Наш костюмер Евдокия Петровна Рочева встала возле ёлки и говорит: «Вот ведь дожили, даже ёлки в этом году не будет!». Но у работников культуры безвыходных ситуаций не бывает. К счастью, на улице немного потеплело. Мы нарубили и привезли еловые ветки, прикрепили их к стволу нашей лесной красавицы, скрыв все её недостатки, украсили. Ёлка красивой получилась, и праздник всё же состоялся». 
«Неизменным Дедом Морозом на всех новогодних представлениях был Виктор Георгиевич Матуленко, – продолжила свой рассказ моя собеседница. – Он был активным участником художественной самодеятельности во всех кружках и концертах, в театре он был главный артист. Я всегда удивлялась его таланту. Виктор Георгиевич умел работать с любой публикой – и с детьми, и со взрослыми». 
Героиня моей публикации любила петь с детства. Во время учёбы в педучилище она с группой студентов выступала на разных площадках столицы Коми АССР. Вот тогда-то и появилась у неё тяга к сцене и всему, что с нею связано. Работая в культуре, в 1985 году     Т. И. Чупрова получила диплом о высшем профильном образовании. 
«Общение с разными людьми мне многое дало в жизни – говорит Татьяна Ивановна. – Особенно учёба в Ленинградском государственном институте культуры имени Н. К. Крупской. Я перенимала опыт и впитывала другую культуру от однокурсников и педагогов. У нас была очень дружная группа. На нашем курсе из Республики Коми было только два студента – я и ещё один человек. Годы учёбы навсегда остались в моей памяти: музеи, театры, концерты, экскурсии, их посещение было обязательным в обучающей программе. Особенно мне нравилось бывать в Русском музее. Я подолгу стояла около одной из самых знаменитых картин российского художника-мариниста Ивана Айвазовского «Девятый вал» и любовалась ею.
На свой первый вступительный экзамен в институте я опоздала, – продолжает вспоминать Татьяна Ивановна. – Ехала на трамвае, а он сломался. С трамваями такое случается. Добиралась, как могла, и в результате опоздала. Как выяснилось позднее, не только я одна. Несмотря на это, все экзамены я сдала успешно, а после того, как поступила, у меня вдруг появились сомнения: «Как я буду оставлять детей?». Младшему сынишке Володе не было ещё и двух лет, а старшему Диме шёл четвёртый год. Однако желание учиться не пропало, а вот с должности директора Районного Дома культуры я ушла и стала работать методистом агиткультбригады в Отделе культуры. 
Был ещё такой случай, когда я заочно училась в институте. Прилетела в Усть-Цильму на самолёте из очередного учебного отпуска, он длился целый месяц. Только перешагнула порог родного дома, как вдруг в дверях появляется Александр Иванович Кисляков – он тогда работал в нашей агитбригаде методистом.
- Татьяна Ивановна, у нас сегодня концерт в Красном уголке в «Нижне-Усть-Цилемском» я поставил четыре Ваших номера, – второпях выпалил он.
- Как? Я только приехала с сессии, целый месяц детей не видела! Дайте хоть отдохнуть, – возмутилась я, но в то же время понимала непростую ситуацию, и поддержала коллег, согласившись выступить». 
Труд в отрасли «Культура» – считает моя героиня, хоть и сложный, но интересный. Творческие люди никогда не считаются с личным временем, если этого требует любимая работа. 
- Мы настоящие доктора души человеческой, – всегда повторяет Татьяна Ивановна и радуется успехам работников культуры. 
Т. П. Дуркина, 
заведующий организационно-аналитическим отделом МБУ «РЦКДиК».
Фото из семейного архива Т. И. Чупровой.

Категория: Культура | Добавил: marsemjina1980 (14.07.2021)
Просмотров: 212 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]