Приветствую Вас Гость!
Пятница, 26.04.2024, 21:25
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Каталог статей

Главная » Статьи » Культура

Кресту Твоему поклоняемся…

Идея установки памятного креста принадлежала нашему доброму земляку В. В. Фоту, но после безвременной кончины Вальтера Вальтеровича проект повис в воздухе. Но, как говорится, свято место пусто не бывает – нашлись хорошие люди, взявшиеся воплотить в жизнь славную задумку. Долго ли, коротко ли, в итоге Центром народного творчества и национальных культур при Районном центре культуры, досуга и кино был создан проект «Памятный крест «Путь протопопа Аввакума», который вошёл в число победителей XVI Конкурса социальных и культурных проектов Компании  «ЛУКОЙЛ». Автор проекта Нина Попова отметила, что «Усть-Цильма была незаслуженно обделена вниманием именно как историческое место пребывания здесь Аввакума на его пути в Пустозерск и существовала необходимость увековечивания памяти великого старообрядца». 
Мемориал состоит из сделанного строго по правилам старообрядческого «осмиконечного» лиственничного креста, основание которого укрепляет небольшой сруб с камнями, которые символизируют Голгофу, холм близ Иерусалима, где был распят Христос. Около него установлен камень с гранитной табличкой, со словами гонимого протопопа, призывающими хранить старую веру, а вокруг креста – подобие ограждения из брёвен и цепи, напоминающие нам о том, что последние 14 лет своей жизни Аввакум томился в земляном срубе и никакие лишения не сломили его неистовый дух, а кандалы для опального протопопа были как вериги, помогающие укрепить веру. Ярким тому доказательством служит тот факт, что именно в пустозерском заточении была написана жемчужина русской литературы – «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Простые, а порой грубые перлы оригинальной автобиографии дают нам представление о подлинном живом языке 17-го века, который не отыщешь в официальных документах той эпохи, разве что в допросных листах Приказа тайных дел. Участвовавший в церемонии открытия памятника В. В. Уйба, в числе прочего, отметил влияние творчества подвижника на формирование русского языка.
В остроге было написано множество других сочинений, обличающих светскую и духовную власть, а также призывавших не принимать церковную реформу патриарха Никона. В итоге мятежный протопоп был заживо сожжён в срубе 14 (24) апреля 1682 года с тремя своими сподвижниками. Примечательно, что когда в 1667 году пустозерский воевода Неелов указал устьцилёмам и ижемцам о присылке «по первому вешнему водяному пути» леса и плотников, то наши пращуры с соседями наотрез отказались участвовать в строительстве земляных тюрем для вождей староверов и даже обращались с этим вопросом к царю, что говорит о своеобразном протесте и поддержке опальных наставников. По народному преданию, во время остановки в Усть-Цильме Аввакум, высоко держа руку с «двуперстием», завещал нашим предкам: «Веры нашей держитесь, не отступайтесь». Именно эти слова написаны на табличке памятного камня. 
Появлению поклонного креста, безусловно, рад настоятель устьцилемской старообрядческой общины А. Г. Носов. Так как далеко не все смогут разобраться с тонкостями древлеправославной церковнославянской символики, Алексей Григорьевич вкратце пояснил надписи на кресте: на верхней поперечине – Царь Славы, по краям большой – Исус Христос, а между ними – молитвенное обращение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Ниже буквы К и Т, под которыми изображены копьё, которым проверяли мёртв ли казнённый, и трость с губкой, смоченной уксусом (дешёвое кислое вино), чтобы хоть немного облегчить страдания распятого Христа. На нижней перекладине – место лобное распят (или раем) бысть. На Руси Голгофу называли лобным местом, ибо, по преданию, после потопа Ноем здесь был погребен лоб (т.е. череп) Адама, который был как бы окроплён кровью Сына Божьего и этим искуплен первородный грех человечества, тем самым люди получили возможность спасти свою душу и попасть в рай. Ниже – греческое слово НИКА, которое означает победу Христа над смертью и Его Воскресение. 
Отец Алексей очень переживает за сохранность креста и призывает устьцилёмов беречь его, а родителям было бы хорошо дать своим детям строгий наказ не шалить у культового сооружения. С ним нельзя не согласиться, ведь эти «лупанцы», чего доброго, могут какое-нибудь словечко худое нацарапать или костерок развести да игрища устроить, как изредка бывает у мемориалов с вечным огнём в городах России. Вообще по поводу места установки памятного знака было несколько вариантов и в итоге выбрали самый нижний конец Усть-Цильмы.

Хорошо известная в районе Олеся Канева, «болеющая» нашей культурой, отметила удачность такого расположения: «Отрадно, что выбрано это место, с одной стороны оно тихое и уединённое, на высоком берегу Печоры, а с другой стороны не совсем на отшибе – недалеко дома и рядом дорога к реке и деревне Высокая Гора». Также наша славная горочница напомнила про древнюю традицию: «Издавно по берегам рек ставились поклонные кресты, чтобы путники могли помолиться и набраться сил на дальнюю дорогу». 
Про то, что крест обращён к Цильме и Печоре, по которым везли в изгнание великого исповедника, подметил руководитель районной администрации Н. М. Канев на церемонии открытия памятника. Его поражает сила духа Аввакума, способного в жутких условиях З
аполярья достойно прожить 14 лет фактически в яме, порой по колено в воде и более того – трудиться над разного рода сочинениями и тем самым вдохновлять верующих, преданных старым обрядам.

Заместитель министра культуры Российской Федерации Ольга Ярилова подчеркнула, что год 400-летия протопопа Аввакума должен оставить вещественную память и этот памятный знак служит своеобразным заветом потомкам в необходимости бережного сохранения нашей богатейшей истории и культуры из века в век. С этими словами соглашались гости Усть-Цильмы из разных уголков России. 
На добрую новость про крест откликнулись и те устьцилёмы, кто живёт за пределами района, но поддерживают связь с родными местами, например, Н. В. Канева из Нового Бора, проживающая сейчас в Кирове. В рассказах своей мамы (родом из Алёхино) Наталья Васильевна часто слышала о деревне Высокая Гора, где сама не раз бывала ещё девочкой. Несмотря на гонения, оскорбления и насмехательство над верующими со стороны советской власти мама старалась воспитывать дочку в духе почитания религиозных традиций, а теперь она сама по мере своих сил старается привить веру Аввакума своим двум внукам и внучке. Поэтому известие об установлении креста у деревни из её детства вызвало у нашей землячки прилив воспоминаний, радости и желание при первой же возможности прийти к нему на поклон. А в далёком Кирове её будни украшает беда баской календарь, купленный в устьцилемской церкви и напоминающий о малой родине.
Нельзя не вспомнить об одном уроженце Высокой Горы – Матвее Дмитриевиче Шишелове, участнике Великой Отечественной войны. Узнав, что поставили памятник в честь Аввакума около его родных мест, где прошли босоногое детство и начало суровой опалённой войной юности, он очень обрадовался. Конечно, сейчас в свои седые 92 года он уже не может добежать до Черепанкова ручья, местечка, где установлен памятный крест. Ветеран войны вспомнил, что на службе он не носил креста, потому что «было неудобно перед ребятами», но «молитву держал в голове», за что благодарен научившим его родителям. Также необходимо отметить пижемского мастера Игоря Анатольевича Штинникова, чьи золотые руки изготовили крест и другие элементы памятника из материала, предоставленного его земляком Михаилом Филипповичем Аншуковым. Пижемцы вообще народ славный и, наверное, не нужно напоминать про Великопоженский скит, бывший с 18 по начало 19 века одним из очагов старообрядческой культуры, где переписывались церковные книги и сочинения наставников, писали иконы, вырезали кресты и прочее.
В 1743 году скит был разорён, а его жители во главе с наставником Иваном Акиндиновичем предпочли погибнуть в огне, нежели отступиться от старой веры. «Повесть о самосожжении… » гласит, что «и тако старейший Иоанн Акиндинов скончася огнём за древлецерковное благочестие и с ним обоего пола, мужескаго и женскаго, числом осмьдесять шесть или осмь душ, лета от мироздания 7252, месяца декабря в 7 день». Таким образом, пижемцы не отступили от завета Аввакума, который сам пошёл на смерть в огне, но не отрёкся от своей веры. Здесь будет уместно сравнить нашего священномученика с патриархом Никоном, который из-за своей гордыни хотел быть выше царской власти, но в итоге попал в опалу, смещён с патриаршего престола и отправлен в ссылку в монастырь на Вологодчине. В посланиях к царю он постоянно жаловался на плохие условия жизни, что было неправдой, просил прощения, надеясь на царскую милость и возвращение к прежнему величию. Никон умер на полгода раньше Аввакума. Протопоп также писал царю Алексею Михайловичу письма и даже поначалу тоже просил простить его, но не для себя, а стремясь облегчить положение своей семьи. А в посланиях своим единомышленникам язвил по поводу того, что даже у царя нет таких хороших условий как у него. 
Примечательно, что эти видные церковные деятели, ставшие заклятыми врагами, были земляками (родные сёла Григорово у Аввакума и Вельдеманово у Никона разделяют всего 14 км) и вначале очень дружны по так называемому кружку ревнителей древнего благочестия, члены которого были единодушны во мнении о необходимости церковной реформы, так как за многие века накопилось большое количество ошибок и разночтений в книгах, отличий в обрядах, манере иконописи и прочее, и прочее. Камнем преткновения между ревнителями стал вопрос об образцах для «исправления» церкви. Аввакум и его сторонники считали возможным только древнерусские, а Никон, ставший патриархом и всецело поддерживаемый царём, выступал за «новогреческий» эталон. Таким образом, в середине 17 века происходит раскол Русской православной церкви, и «никониане» при помощи государства стали преследовать противников реформы, называя их раскольниками, что, разумеется, неприемлемо для староверов, считающих себя хранителями истинного православия, только которым можно спастись, и именно поэтому они, подобно Аввакуму, предпочитали смерть переходу в «никонианство».
Также об этом говорил на открытии памятного знака и руководитель нашей республики В. В. Уйба. Установку креста Владимир Викторович назвал «праведным делом» с древней российской традицией, отметил, что для него «большое счастье» быть на этом событии, и такие моменты в жизни очень ценны на фоне наших будней. Он выразил «большое человеческое и мужское спасибо» всем, кто причастен к созданию памятника. «Это по-настоящему значимая личность в истории нашей страны и старообрядчества. Его имя стало символом стойкости и крепости духа. Примером того, как надо следовать своим принципам и быть готовым пожертвовать многим ради дела, в которое веришь». Нельзя не согласиться с словами руководителя республики. Конечно, порой принципиальность доходит до фанатизма и может привести к трагичным последствиям мирового масштаба, как, например, было с нацистскими изуверами. Но именно преданность долгу и Родине, фанатичная и непоколебимая вера в Победу помогли нашей стране выстоять в самые тяжёлые моменты Великой Отечественной войны, а затем спасти мир от угрозы фашизма и японского милитаризма. Поэтому независимо от конфессиональной принадлежности или атеистического мировоззрения можно и должно уважать духовный подвиг Аввакума.
Ещё раз хочется поблагодарить всех, кто вложил свою душу в это благое дело и приложил руку к появлению в Усть-Цильме памятного креста, этого своеобразного заветного места. Это касается и живых, и мёртвых, простых ребят из Центра культуры, установивших памятник, наших социальных партнёров – Компании «ЛУКОЙЛ», которая проводит такой нужный и важный грантовый конкурс. Как сказала Ольга Ярилова: «Нашими совместными усилиями все вместе, создавая вот такие добрые дела, мы будем хранить богатейшую культуру нашей страны… во все времена». Ну а в завершение можно привести голос подвижника Аввакума: «Не словес красных Бог слушает, но дел наших хощет… ».
Андрей Дуркин.
Фото автора и Анны Поздеевой.

Категория: Культура | Добавил: marsemjina1980 (28.07.2020)
Просмотров: 295 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]