Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 19.05.2024, 02:46
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Каталог статей

Главная » Статьи » Культура

Картинная галерея в Усть-Цильме

Многих поэтов, писателей, художников удивляла Усть-Цильма, вдохновляя на создание творческих шедевров. Так, известные художники Русского Севера Александр Алексеевич Борисов и Степан Григорьевич Писахов, побывавшие в Усть-Цильме в конце XIX и начале XX вв., оставили после себя художественное наследие. 
Степан Писахов, будучи другом Андрея Журавского, поселился в его только что построенном доме (ныне здание музея А. В. Журавского), расположенном на живописном крутом берегу Хлебина Ручья. Поражённый и вдохновлённый северной природой, художник написал и подарил учёному этюд, который долгое время украшал интерьер рабочего кабинета Печорской опытной станции. На полотне изображён дивный уголок парка Журавского. Степан Писахов изобразил один из распадков Хлебина Ручья, где видны голубые дали, полоска воды, луг в цвету, зелёная нива, дорога, задумчивые ели – дышащий покоем и гармонией пейзаж, очаровывающий тонким переходом цвета. На какой-то период этот этюд считался утерянным, но в 80-е годы прошлого столетия, когда дом Журавского был перенесён в Усть-Цильму, он вновь украсил интерьер теперь уже мемориальной экспозиции музея. Картина была сохранена жителями пос. Опытное поле – семьёй Мейдер. 
И всё-таки признанным «открывателем» Печоры советского периода необходимо назвать сыктывкарского художника Рема Николаевича Ермолина, который создал целую серию полотен, рассказывающих о жизни жителей Усть-Цильмы и печорских деревень. Он был частым гостем нашего района. Облюбовав Печору, Рем Николаевич открыл для себя красоту характера северян. Как только в воздухе начинало пахнуть весной, он завершал все дела и покупал авиабилет до Усть-Цильмы, жители которой уже не удивлялись человеку с мольбертом, работающему то на улице, то в Доме культуры, то на рыбацкой тоне, то в доме доярки. Можно сказать, что художника всецело захватила атмосфера жизни печорского села и на многие годы дала вдохновение его творчеству, вылившемуся в многоплановый жизненный рассказ об уникальном уголке России. Неторопливо и вдумчиво он постигал бытовые каноны устьцилём, сумел понять сущность уклада их жизни, в патриархальном образе которой он увидел стремление сохранить красивые и мудрые традиции и обычаи. Печорский цикл включает произведения различных жанров, но ведущее место в нём занимают портреты. Художник не писал малознакомых людей, он старался сдружиться со своими будущими героями, узнать их характер. Так, Рем Николаевич неоднократно приезжал в с. Окунёв Нос, чтоб поближе познакомиться с печорскими рыбаками. Нашему музею Рем Николаевич оставил в дар три прекрасные работы: «Рыбак из Окунёво», «Портрет ветерана Великой Отечественной войны», «Рыбак из Усть-Цильмы», а также рисунки, выполненные на бумаге. 
В настоящее время в фондах музея А. В. Журавского сформирована достаточно богатая коллекция (более 130 ед.) художественных произведений, состоящая из работ, как самодеятельных, так и известных художников. История её формирования началась ещё в конце 1970-х годов. 
Так, 40 лет назад – в 1978 г. в Усть-Цильме побывала первая группа молодых художников, творческую поездку которых организовал Центральный Комитет ВЛКСМ. По результатам этого турне, в Районном Доме культуры была представлена выставка этюдов и набросков с изображением северной природы, людей труда и сюжетов из жизни устьцилём. 
Следующая экспедиция на Печору, состоящая из художников-представителей почти из всех союзных республик, была организована Союзом художников СССР в сентябре 1979 г. В процессе 40-дневной поездки живописцы посетили города республики: Печору, Вуктыл, Усинск, Воркуту, Ухту. Не могли обойти они своим вниманием и старопрежнюю Усть-Цильму, богатую своим историческим и культурным наследием, живописными пейзажами, самобытными деревенскими сюжетами и колоритными печорскими жителями. Сотни путевых набросков, сделанных в этот период, послужили созданию многих полотен о Советском Севере. 
На протяжении нескольких лет приезжал в Усть-Цильму московский художник Олег Андреев, который являлся руководителем группы молодых художников, посетивших Усть-Цильму в 1978 году. 
Путь Андреева в искусство оказался сложным и тернистым. Олег Андреев родился в 1925 г. в Москве. Любознательный, впечатлительный, он ещё в детстве многое ощутил и понял. Ещё тогда он впитал в зреющее сознание романтические и живописные особенности тогдашнего городского быта, встречи с жившими неподалёку артистами МХАТа. Мальчик начал рисовать, как и многие его сверстники, но затем всё сосредоточеннее, ставя перед собой пусть не сложные, но уже вполне творческие задачи. Ходил на занятия городского Дома пионеров, поступил в Московское областное училище, а потом перешёл в только что открывшуюся художественную школу при Московском художественном институте. 
Когда началась Великая Отечественная война, Андреев встал в ряды защитников Родины. По дороге на фронт принял участие в съёмке популярного в своё время кинофильма «Иван Никулин – русский матрос». А вскоре боевые действия и постоянная опасность стали суровой реальностью. 
Олег Андреев воевал в Заполярье на Северном флоте, был тяжело ранен и контужен, потерял много крови, не мог говорить и двигаться. Став двадцатилетним инвалидом, он начал новый бой – бой с беспощадным недугом за полнокровную и деятельную жизнь. Он не давал себе поблажек. Вновь и вновь возвращался в Заполярье, уходил с рыбаками на промысел, пробирался по тундре и тайге с геологами и буровиками, при этом никогда не расставался с альбомом. Его рисунки и путевые очерки стали появляться в газетах и журналах. Олег Александрович окончил Московский университет рабкоров, вступил в Союз журналистов СССР. Графические листы Олега Андреева были представлены на всесоюзных, республиканских и персональных выставках 
Он много времени уделял популяризации советского искусства среди молодых художников. При его непосредственном участии открывались картинные галереи в разных областях и республиках Советского Союза. По инициативе Андреева была открыта такая галерея и в Усть-Цильме. Объясняя причину её открытия, он сказал: «...быстро преобразуется Печорский край, растёт благосостояние печорцев, растут их запросы, духовные потребности. Как удовлетворить эти потребности, как показать духовный мир людей, как отвлечь их от повседневности? Дарственные картинные галереи – вот источники, где печорцы смогли бы развивать свои эстетические взгляды, обогащать свой духовный мир». 
Не случайно выбор пал на Усть-Цильму. Отдалённое от культурных центров село росло и развивалось, как в экономическом, так и в духовном отношении, рождались новые люди, появлялись новые потребности. 
Олег Александрович, неоднократно бывавший в Усть-Цильме, создал большую серию офортов «Усть-Цилемская горка». 
Здесь необходимо отметить, что ни один живописец, увидев многоцветье красок древнего народного праздника, не устоит и обязательно изобразит на холсте или бумаге свою, только им увиденную Горку. 
Олег Андреев лично подарил музею 18 картин, выполненных в различных техниках: цветными мелками, карандашами, акварелью. Это «Портрет супругов Филипповых», «Горка», «Усть-Цильма», «Юная устьцилёмка», «Усть-Цилемские старички», «В тиманской тундре», «Цилемские амазонки», «Хоровод», «Детский хоровод», «Расставание» и другие. 
Картинная галерея была открыта 15 июля 1980 г. в специально переоборудованном помещении в центре с. Усть-Цильмы (здание напротив Районного Дома культуры). Экспозиция дарственной картинной галереи была невелика – 50 работ почти всех видов изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, книжное оформление), которые представили 25 художников. 
Один из залов был посвящён людям Усть-Цильмы. Здесь были представлены работы старейшего московского художника Макса Бирштейна, неоднократно бывавшего на Печоре и подарившего устьцилёмам свои картины. В галерее также экспонировались полотна из коллекции Рема Ермолина, создавшего в Усть-Цильме свои лучшие произведения. 
Разумеется, что в сравнении с крупными картинными галереями, где представлены многочисленные шедевры мирового художественного искусства, в Усть-Цилемской дарственной галерее работ было значительно меньше, но все они с сердечной теплотой были переданы художниками в дар печорским жителям, для которых искусство стало намного ближе и понятнее. 
P.S. Традиция экспонирования художественных произведений в Усть-Цильме продолжается. Так, в июле 2015 г. состоялась выставка «Русь и заповедный уголок Усть-Цильма» молодого художника России, выпускника Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, стипендиата Президента РФ, участника многочисленных выставок, лауреата и дипломанта российских и международных конкурсов Сергея Сергеевича Онучкина, предварительно приезжавшего в Усть-Цильму для подготовки дипломной работы – полотна «Усть-Цильма. Праздник Горка». На выставке было представлено 20 авторских полотен. 
Л. К. Рочева, 
научный сотрудник музея А. В. Журавского. 
Фото из фондов музея.

Категория: Культура | Добавил: marsemjina1980 (03.02.2019)
Просмотров: 630 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]