Приветствую Вас Гость!
Пятница, 03.05.2024, 12:44
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Каталог статей

Главная » Статьи » Культура

Его звезда скатилась с небосклона

Е. И. Герасимова, председатель МОД «Русь Печорская» в своём выступлении на вечере сказала, что начало циклу мероприятий, посвящённых юбилейной дате В. С. Журавлёва-Печорского, было положено ещё в 2018 году. Члены президиума общества разработали проект под названием «Он первую песню сложил об Усть-Цильме». Его цель – облагородить место захоронения поэта. Проект получил положительную оценку и финансирование из бюджета МР «Усть-Цилемский». На митинге, 10 октября 2018 года, посвящённом сдаче работ по проекту, было заявлено, что открывается цикл мероприятий к 90-летию В. С. Журавлёва-Печорского. Идею общественников подхватило библиотечное сообщество. Уже состоялось несколько мероприятий, в том числе и литературный вечер в Сыктывкаре – «Я слова сортирую, как зёрна, рукой». А литературно-музыкальный праздник (автор сценария и режиссёр Ирина Истомина, заместитель директора МБУ «Централизованная библиотечная система») стал финалом этого проекта. 
- Финансирование для воплощения своих задумок мы получили от ЛУКОЙЛ-Коми, подписав соглашение о совместном сотрудничестве в марте этого года, – с большой благодарностью к руководству нефтяной Компании произнесла Елена Ивановна перед многочисленными слушателями, находящимися в зале. 

Немало и участников собрал праздник, посвящённый юбилею Журавлёва-Печорского: народный фольклорный коллектив «Усть-Цилемские краснопевы» (руководитель Андрей Бобрецов), женская вокальная группа «Рапсодия» (Ирина Дуркина), хормейстер, аккомпаниатор и солист Усть-Цилемского культурного центра Денис Чупров, чтецы – Елена Горбешко, Вероника Дёмина, Арсений, Роман и Егор Дуркины, Родион Кирьянов, Даша и Никита Вокуевы, Олег Мальцев, Николай Федотов. Ведущие Нина Поздеева и Александр Усачёв. Среди участников был приглашённый гость из Сыктывкара – самодеятельный композитор и исполнитель Олег Ветошев. Он знаком с семьёй Журавлёва-Печорского и увлечён творчеством отца и сына Журавлёвых. На их стихи он пишет мелодии. Несколько песен, аккомпанируя себе на гитаре, Олег Ветошев исполнил на вечере. 

Жизнь и деятельность Журавлёва-Печорского неразрывно связана с «Красной Печорой». Он несколько раз приходил работать в редакцию, увольнялся, был внештатным корреспондентом и вновь возвращался в газету. В первый раз Журавлёв-Печорский был принят на должность литсотрудника 15 января 1959 года. Редактором в то время был Михаил Иванович Скрябин. Новый сотрудник сразу же в январе открыл в газете литературную страницу, которая потом переросла в литературный клуб «Родник». 
«Он стал не просто завклубом, он стал и сценаристом, и режиссёром, и терпеливым талантливым учителем. Он приобщил к поэзии не одно поколение. Его авторами стали Павел Пономарёв и Светлана Копылова. И публиковали они на страницах газеты в «Роднике» не отдельные стихотворения, а целые подборки. Под его крылом вырос и окреп голос девчушки из Медвежки Лидии Тепловой», – так написал о нём в статье «Путёвку в жизнь дала «Красная Печора» («КП» от 10 октября 2001 года) Николай Николаевич Шкаредный, наш земляк, член Международной ассоциации писателей. Его личное знакомство с В. С. Журавлёвым-Печорским состоялось в редакции, когда он был восьмиклассником, совсем ещё юным молодым человеком. Скрябин проводил Шкаредного в кабинет Василия Степановича, где начинающий юнкор, расположившись за свободным столом напротив, наблюдал за работой Журавлёва-Печорского и общался с ним. 
София Петровна Киреева в статье «Ленты чувствовал за спиной» («КП» от 2 марта 2000 года) писала, что излюбленным орудием труда Василия Степановича был простой карандаш. Машинистка редакции Александра Георгиевна Осташова не один раз просила его обзавестись шариковой ручкой, чтобы легче было перепечатывать рукописные тексты, но Василий Степанович улыбался, поглаживая усы, и говорил в ответ: «Рад бы, да карандашом лучше пишется, он сам за меня это делает». Вот так, с карандашом, он и колдовал над строками и готовил к изданию свои произведения. 29 книг написано им о своей земле – это и стихи, и проза, и очерки, вышедшие в Сыктывкаре и Москве, а также множество публикаций в различных газетах, журналах, альманахах. 
Василий Журавлёв всегда много читал. Уважение к книге было сформировано в нём с детства. Главная тема жизни и творчества Василия Степановича Журавлёва-Печорского – малая родина. Журавлёв-Печорский входил в группу русских писателей-«деревенщиков» и был признан знатоком природы и людей Русского Севера. Усть-Цилемской земле он оставался верен всю жизнь, сюда он возвращался и в дни радости, и в дни, когда что-то не клеилось в жизни. 
Четыре года он прослужил на Балтике в морской авиации радистом. В последний год службы осмелился послать свои стихи на рецензию в Союз писателей СССР. Две школьные тетрадки со стихами попали в руки известной детской писательницы Агнии Барто. В два цвета, синим и красным карандашами была проанализирована каждая страница. Дотошно, по-учительски. И только одна строчка заслужила похвалу поэтессы. Она подчеркнула эту строчку двумя красными линиями, поставила три восклицательных знака, а на полях написала – «Вы – поэт!». 
Отслужив, вернулся в Усть-Цильму. Первое, что он сделал, – отослал подборку стихотворений в республиканскую газету «Красное Знамя». Подборка вышла в первом же номере литературной страницы с кратким комментарием о появившемся в республике новом самобытном поэте. Сразу после демобилизации, осенью 1955 года, состоялась встреча с писателем Александром Рекемчуком. Через неделю после этой встречи матроса-балтийца Василия Журавлёва представляли сотрудникам газеты «Ухта» в качестве нового литработника. 
В Ухте он познакомился с молодой медсестрой Алифридой, приехавшей на Север по комсомольской путёвке. Поэт посвящал ей свои стихи: 
Что нашла ты во мне хорошего – 
Не пойму. 
Появилась гостьей непрошенной 
В дому. 
И взялась наводить порядок 
Во всём… 
С той поры мы по жизни рядом 
Идём. 
Но не слова ещё не сказано 
О тебе, 
Сколько значишь ты, ясноглазая. 
В моей судьбе… 

Она стала ему женой и матерью двух его сыновей. Старший сын Журавлёва-Печорского продолжил дело отца. Пусть у Сергея Журавлёва другая форма стиха, более современная, но содержание такое же, как и у отца. Он так же ходил по земле, смотрел, встречался с людьми, воспевал красоту родной земли. И так же, как отец, искал тёплое слово – такое, чтоб не кричало. Чтобы это слово незаметно западало в сердце и оставалось бы там надолго, навсегда. Он много внимания уделял сохранению и продвижению творчества своего отца. При его непосредственном участии вышел в свет трёхтомник Василия Журавлёва-Печорского. В 2011-м – «Лебяжья родина»: избранные рассказы, через год – «Родовые угодья»: избранные повести, а в 2013-м – «Ивняковая сторона»: избранная лирика и очерк. Иллюстрации в книгах выполнены художником Полиной Гайнерт – внучкой Василия Степановича. 
Вот строки из очерка друга и коллеги-журналиста Виктора Ивановича Осташова «Охапка сена в изголовье»: «В конце 70-х годов он как-то особенно заторопится жить. В Сыктывкар отошлёт рукопись «Стрехи», в Москву – тексты книг «Федькины угодья» и «Сторона озёр лебединых». … А срок его жизни уже подойдёт к исходу… И он как будто знает об этом. Пишет автобиографию для «Родника», литературного клуба «Красной Печоры», торопливо составляет библиографию своих книг, журнальных и газетных публикаций…
Он просит меня организовать встречу с учениками Усть-Цилемской средней школы. 1 марта 1980 года эта встреча состоится…  ».

Далее в очерке Виктора Ивановича Осташова говорится: «Третьего апреля он не придёт на работу. Мы подумаем, что он задержался в лесу. Любил он проводить свободное время на природе. …Но из Коровьего Ручья позвонили: «Василий Степанович умер». После похорон мне попадётся на глаза измятый блокнот, исписанный его рукой. Почти два десятка лет знал я этот почерк, но разобрал стихи, видимо, последние, с большим трудом: 
Моя звезда скатилась с небосклона 
И врезалась в искристый синий снег. 
В тех беспробудно спящих и зелёных 
Чащобах, что хранит Яранский Мег – 
Вместилище чертей и всей нечистой силы, 
Без пароотопления, без крова. 
В себе я много твоего носил 
Непозволительного и дурного. 
И станет холодно, одиноко, тоскливо от этих тяжёлых, написанных наедине с совестью строк. Он судил себя. За что? За нескладную жизнь, за буйный нрав, за то, что семье с ним было несладко, за вечную бедность, за то, что творческая работа, это, оказывается, каторжный труд. Не раз он писал о себе с иронией. Со светлой, лёгкой, изящной. А в стихах из дешёвого измятого блокнота он исповедуется перед своей душой серьёзно, трепетно, беспощадно. 
Он не был соловьём, выщёлкивающим гимны любви к природе, как это принято считать. Он усмехался, когда его называли певцом Севера. Он умел находить «за каждым кустом по сказке, за каждым ручьём по строке». Яснозорким и дерзким был Василий Степанович. И ранимым, как голубь»

5 апреля 1980 года Василия Степановича Журавлёва-Печорского похоронили на Короворучейском кладбище рядом с родителями. Здесь, в этой маленькой деревеньке, ставшей ему родной, нашёл он свой последний приют. 

Представители общественности, музея А. В. Журавского, библиотек, друзья семьи из Коровьего Ручья и Сыктывкара в день проведения вечера посетили захоронение поэта-земляка, возложили цветы к его могиле, почтив память. 
Вышедшие из-под пера Журавлёва-Печорского произведения актуальны и по сей день. Их перепечатывают, перечитывают, на его стихи ложатся мелодии, песни звучат на различных концертных площадках. Вот и в памятный юбилейный год устьцилёма вновь вспоминают о нём. 
Татьяна Дуркина. 
Фото из архива редакции. 

Категория: Культура | Добавил: marsemjina1980 (21.03.2020)
Просмотров: 364 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]