Лучше всего онлайн-продаж продвигаются небольшие продукты – это страхование выезжающих за рубеж (ВЗР), страхование имущества, а также страхование как дополнительная услуга – например, при покупке билета на самолёт вы страхуете багаж или приобретаете страховку от несчастных случаев на время перелёта. Другие страховые продукты, особенно сложные, в онлайн-продажах пока не доступны.
Основных стоп-факторов два. Во-первых, законодательство не позволяет страховщикам продавать полисы через интернет, кроме как на своих сайтах. Онлайн-сотрудничество со страховыми посредниками – маркетплейсами, агрегаторами различных услуг, интернет-магазинами – законодательно ограничено. Кроме того, продажа полиса страхования жизни дороже 15 тысяч рублей требует личной идентификации клиента, то есть человек должен физически прийти в офис. В связи с изменением законодательства этим летом теперь есть возможность делегировать идентификацию клиента кредитной организации. Но это всё равно сложный непрямой путь продажи, а главное – страховщики жизни в неравных условиях по сравнению с компаниями, которые занимаются общим страхованием, и с теми же банками.
Согласно проведённым исследованиям, в 2019 году почти 95 процентов россиян в возрасте от 12 до 55 лет как минимум раз в год платили электронными деньгами с компьютера, телефона, при помощи онлайн-банкинга или банковских карт. То есть российский потребитель не просто готов, а уже совершает значительную часть покупок в интернете.
По мнению ряда экспертов, онлайн-покупкой может быть любой страховой продукт, причем как для физических, так и для юридических лиц. Даже сложные инвестиционные страховые продукты можно продавать в онлайн-каналах. По всем вопросам об условиях и особенностях продукта можно успешно консультировать удаленно. Выбор места покупки должен оставаться за клиентом: если человек хочет, он оформляет договор страхования в интернете, если для него важна личная консультация – добро пожаловать в офис страховой компании или банка. Что касается страхования юридических лиц, онлайн-покупкой могут стать продукты, не требующие специального андеррайтинга и персонификации под индивидуальные запросы и потребности клиента.
Ю. А. Тимофеев,
заместитель прокурора района,
младший советник юстиции. |