С жалобой на положения Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) в КС РФ обратился Николай Назаров из Республики Адыгея. В 2012-2013 годах он работал в должности юрисконсульта, однако затем был призван в армию и в течение двух лет исполнял воинский долг перед государством. Вернувшись на гражданку, Назаров встал на учёт как безработный и стал получать пособие, размер которого ему определили как лицу, стремящемуся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, то есть в минимальном размере. Это решение он обжаловал, указав, что ранее обратиться и встать на учёт в центр занятости населения города Майкопа не мог, так как исполнял конституционный долг по защите Отечества, и просил назначить пособие в полном объеме, а именно 75 процентов от заработка на прежнем месте работы. Однако суды общей юрисдикции в удовлетворении иска отказали, поскольку юноша действительно не имел оплачиваемой работы в течение последнего года.
Но в таком случае, по мнению Назарова, в Законе о занятости нарушены положения Конституции РФ, в том числе статьи 59, согласно которой «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ, который несёт военную службу в соответствии с федеральным законом».
Изучив все обстоятельства дела, КС РФ особо обратил внимание на необходимость принимать во внимание «обстоятельства объективного характера, не зависящие от волеизъявления гражданина и обусловливающие как его увольнение с работы, так и длительный перерыв в трудовой деятельности», к числу таких обстоятельств относится призыв на военную службу. Кроме того, в период прохождения службы гражданин в соответствии с всё тем же законом о занятости считается занятым, то есть не может официально встать на учёт как безработный. Однако статьи 33 и 34 Закона о занятости этого не учитывают, и поэтому отслужившие в армии оказываются фактически приравнены к тунеядцам.
Такое правовое регулирование не отвечает конституционным принципам справедливости и равенства и ограничивает право указанной категории граждан на защиту от безработицы, – указано в постановлении КС РФ. Не согласуется оно и с целью проводимой государством политики по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву.
Теперь федеральному законодателю надлежит внести изменения в закон, который позволят устранить необоснованную дифференциацию при исчислении пособия между гражданами, имевшими возможность встать на учёт как безработные и теми, кто такой возможности не имел в силу исполнения положений федерального закона. Дело Николая Назарова подлежит пересмотру.
Д. П. Павлов,
помощник прокурора района,
юрист 3 класса. |