- Мне повезло проходить армейскую службу за рулём учебно-боевого КАМАЗа-4310. Остальная техника стояла на боевом дежурстве. Воинский долг я отдавал в монгольском городе Сайншанд, в 37 километрах от китайской границы, – рассказывает бывший военный водитель Алексей Семёнович Поздеев из райцентра. Выпускник Усть-Цилемской средней школы 1985 года работал трактористом в совхозе «Усть-Цилемский». Повестка из военкомата сообщила, что ему, а также другим молодым людям из нашего района (всего около тридцати) предстоит поездка в Ухту, на учёбу в ДОСААФ. По окончании курсов они получили права категории «С».
Осенью 1986-го команда бритых призывников направилась самолётом из Усть-Цильмы до Ухты, а затем на сборный пункт в Емву. Через четыре дня они оказались в Свердловске, где прошли опять медкомиссию и переоделись в военную форму. Ночью будущих солдат подняли и посадили в самолёт. «Летим в Европу, в Германию», – предполагали они. Но судьба распорядилась иначе. Устьцилёма Алексей Семёнович и Григорий Дмитриевич Поздеевы, Николай Кириллович Рочев из Рочево оказались не в Европе, а в далёком Улан-Баторе, в столице Монголии, за три тысячи с лишним километров от родного дома. Пройдя очередную медкомиссию и сделав прививки от экзотических болезней, ребята попали в разные части города: Григорий – в северную, Николай – в восточную, Алексей – в южную. Лишь однажды, за всю службу, им суждено было встретиться, запечатлев этот миг на общей фотографии. Контингент воинской части состоял, в основном, из бурятов и уроженцев Средней Азии – узбеков и туркменов. Единственным земляком Алексея оказался Александр Орлов из Троицко-Печорского района.

Н. Рочев, А. Поздеев, Г. Поздеев. 1987 год
Резко континентальный климат Монголии – большое испытание для приезжих: днём жара, ночью холод, ни лесочка, ни тенёчка и бесконечные ветра... Зимой в минус 30 градусов солдаты надевали на учения белые солдатские полушубки. Акклиматизацию новобранцы проходили сложно – страдала кожа от гнойных заболеваний. Дисциплина – железная. В воинской части – территория СССР, а за забором – другое государство. Самоволка расценивалась как измена Родине. За два года службы увольнений не было, поэтому и армейских фотографий почти нет. Звонки по телефону были под запретом. Переписка с родными подвергалась жёсткой цензуре. Ответ на своё первое письмо от родителей Алексей получил лишь спустя два долгих месяца. Физической подготовкой бойцы занимались больше по собственной инициативе: турник, штанга… Часто выезжали с гаубицей в поля. Питание первые полтора года оставляло желать лучшего, в основном оно состояло из порошковой картошки – аналога современного пюре в стаканчиках.
- Если бы судьба вновь предоставила шанс послужить в Монголии, воспользовались бы им? – спрашиваю я Алексея Семёновича.
- Без раздумий, воспоминания очень хорошие, – отвечает он.
Потомственный водитель знал все марки автомобилей, использовавшихся в воинской части: ЗИЛы, УРАЛы, КАМАЗы, УАЗы. А вот Монгольская Народная Республика оказалась сельскому парнишке в диковинку. Советский Союз являлся гарантом независимости этой страны как в военном, так и в дипломатическом плане. В период от национально-демократической революции 1921 года до распада СССР Монголия была верным союзником и его плацдармом в Восточной Азии, она единственная в мире перешла от феодализма к социализму, минуя капитализм. Малочисленное население, живущее в степях и пустынях, – потомственные кочевники (номады), поджарые и энергичные – не признавали никакой транспорт, кроме лошади. Коров мясного типа имели много, но молоко получали от верблюдов и кобыл.
Отправка дембелей в СССР осуществлялась самолётом или эшелоном. Ефрейтор Поздеев, старший водитель 2-го огневого взвода мотострелкового полка мотострелковой дивизии, отбыл на Родину 4 декабря 1988 года. С тех пор Алексей Семёнович всегда за рулём. Его водительский стаж составляет около 39 лет. Машиной управляет мягко, легко, быстро поставит диагноз каждому её постороннему звуку. После демобилизации отдал годы инструкторской работе в ДОСААФ, возил почту, трудился в совхозе, где, помимо прочего, освоил профессию крановщика. Восемь лет в ООО «Цильмалес» колесил по транспортным артериям страны на КАМАЗе-4310 (Сайгаке) с тремя ведущими мостами, затем – на КАМАЗе-53212. В настоящее время мужчина трудится в ПАО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» машинистом насосной станции.
Алексей Семёнович – примерный семьянин. С женой Татьяной Васильевной, бывшей одноклассницей, 16 июня они отметят коралловую свадьбу – 35 лет. Вырастили дочь Екатерину и сына Михаила. Трудолюбие, оптимизм, ответственность – такие черты отличают нашего земляка. Эрудированный, с прекрасным чувством юмора – душа любой компании. В перерывах между вахтами проводит время на свежем воздухе, любит охотиться и рыбачить. Уместно добавить, что в старших классах он четыре года входил в сборную района и имел первый разряд по лыжам.
Любовь к машинам у героя статьи зародилась ещё в детстве, когда он наблюдал за работавшими на них отцом и дядей. Служба в монгольских степях на военных большегрузах только укрепила это чувство, и вождение с годами превратилось в истинное призвание. Поздравляем Алексея Семёновича и всех причастных с Днём военного автомобилиста. Пусть дороги на вашем пути будут проходимы, а здоровье и верный железный конь никогда не подводят.
Ольга Поздеева. |