В Усть-Цилемской средней школе урокам краеведения отводится значительное место, разработана программа по изучению родного края. Учитель русского языка и литературы Елена Ивановна Ляпунова вместе со своими пятиклассниками (ныне учащимися 6 «в» класса) – Ольгой Тетериной, Татьяной Вокуевой и Марией Вокуевой – начали исследовать родной край с топонимов Усть-Цильмы и её окрестностей, названий холмов, ручьёв... Сначала они изучили теорию, прочитали много различных книг по топонимике, которые помогли им в исследовании. В историко-демографическом справочнике И. Л. Жеребцова «Где ты живёшь?» нашли материал о деревнях Усть-Цилемского района как ныне существующих, так и исчезнувших. Из словаря-справочника А. П. Афанасьева «Топонимия Республики Коми» узнали об истории происхождения некоторых населённых пунктов, их правописание и вариант на коми языке. В библиографическом указателе «Край Печорский», выпущенном Центральной библиотекой, выяснили, в каких материалах можно узнать о происхождении нашего села. Также ими был использован Топонимический словарь Коми АССР А. И. Туркина и доклад Т. И. Дроновой «Историческая память устьцилёмов». Дети посетили музей, библиотеки, встретились со старожилами, провели опрос учащихся своей школы, учителей и взрослого населения села. Ребят интересовало всё: почему так названы ручьи (Калинин, Домашний, Остапков), откуда появились названия Федосеевка, Конино, Каравановка, Коровий Ручей…
Очень привлекли девочек версии происхождения названия деревни Чукчино, приведённые в докладе нашей землячки Татьяны Дроновой. Впервые «Чукчина гора» упоминается в грамоте Ивана Грозного, жалованной Ивашке Ластке на пользование землями на Печоре. Писатель Василий Журавлёв-Печорский указывал, что это название дали ижемцы. Раньше на этом месте рос еловый лес, в котором находился глухариный ток. Проезжавшие мимо ижемские купцы назвали его Чукчино. «Чукчи» в переводе с коми означает «глухарь». Есть и другая версия. Когда-то около устья Цильмы был остров с маленькой деревенькой, про которую говорили «три двора, одна труба». Селение сгорело по вине одного мужика. Состоялся суд общины, на котором виновник предстал грязным, оборванным, и народ прозвал его чумазым «чукчей». Прозвище так прочно закрепилось за ним, что в дальнейшем по имени к нему уже не обращались. Этот мужик и расчистил место на высоком берегу для новой деревни.
Известный в районе краевед Яков Николаевич Носов поведал им интересную историю про Калинин ручей. В 1730 году шайка во главе с неким Калиной напала на село. Она приплыла на большом карбасе с верховьев Печоры. Устьцилёмы уже знали, что их плывут грабить, и разослали по берегу дозоры, которые сообщили о перемещении разбойников. Как только те приблизились к селу и остановились на ночлег в устье ручья, сельчане сами напали на спящих и перебили их вместе с предводителем. Немногим удалось спастись бегством. До сих пор этот ручей носит название Калинин.
Исследовательская работа увлекла учащихся. Когда сбор информации завершился, вместе с руководителем группы девочки решили составить топонимический словарь. Они классифицировали топонимы по классам и определили способы их образования. Получилось очень познавательное издание. Словарь подготовлен для школьного музея, библиотеки и в дальнейшем будет использоваться на уроках русского языка и литературы.
В своей работе учащиеся под руководством мудрого наставника рассмотрели различные вопросы о видах и словообразовании микротопонимов села. Проанализировав собранный материал, они сделали вывод: большинство микротопонимов нашего поселения относятся к русскому языку и образованы словосочетанием (прилагательное + существительное) и суффиксальным способом. Узнав от местных жителей историю их происхождения, а также лично изучив некоторые географические объекты, юные исследователи поняли, что названия не бывают случайными. Ребята продолжат работу по изучению топонимов родного края, так как не все вопросы удалось решить, многие названия так и остались для них загадкой. Они планируют пополнять «Топонимический словарь села Усть-Цильма» названиями сенокосных угодий, пастбищ, болот и др. Результат их исследовательской работы может быть использован учителями и учащимися при изучении родного края. Несомненно, словарь представляет интерес для жителей Усть-Цильмы, гостей и краеведов.
Следует добавить, что с этой работой пятиклассники участвовали в школьной научно-практической конференции «Первые открытия» и заняли второе место. Это стимул для дальнейшего творчества. Радует, что Елена Ивановна через исследовательскую деятельность старается привить детям любовь к малой родине.
А. Чупрова. |