Дом и семья – важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине. Многие родители не задумываются о таком направлении в развитии ребенка, поэтому просветить и дать им ценные советы по зарождению патриотизма в детях призвано дошкольное образовательное учреждение. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», – эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с родителями.
В настоящее время у людей наблюдается интерес к генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, края и страны; семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.
Педагоги посмотрели презентацию «Моя семья» и послушали видеоинтервью с детьми, какие они говорили слова при вручении родителям кукол-оберегов. Проект «Моя семья» был осуществлен в детском саду с целью формирования духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности к родному дому, семье и создания условий для повышения активного участия родителей в жизни группы.
В проект были включены изготовление герба и генеалогического древа своей семьи (кукол-оберегов-мартиничек) и собрание «Клуба родителей и детей», где дети и родители демонстрировали проекты, плакаты по здоровому образу жизни и другим традициям своей семьи. Ведущая обратила внимание воспитателей на то, с какой любовью, старательностью, можно сказать, с трепетом, дети выполняли эту работу. Они очень переживали, если что-то не получалось, когда делали куклы, ведь это обереги их семьи.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
На методическом объединении выступила воспитатель Агафья Яковлевна Чупрова. Она рассказала о героическом пути своего отца Якова Перфильевича Чупрова, который прошел всю войну в частях особого отдела наркомата внутренних дел, участвовал в исторической встрече советских и американских войск на Эльбе, дошел до Берлина, принимал участие в разгроме гитлеровской цитадели. Он служил в группе советских войск в Германии после Победы. Судьба была благосклонна к нему – живым и невредимым вернулся домой, если не считать контузии.
На методическом объединении педагоги решили создать видеоальбомы о деревнях Усть-Цилемского района, потому, как рассказывая о родном крае, мы знакомим детей с Усть-Цильмой, её достопримечательностями, людьми, бытом, традициями, но не касаемся темы деревень, входящих в состав района. Также планируем пополнять методическую копилку детского сада материалами о наших славных дедах и отцах. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов), необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг».
Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Эта задача решается во многих видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, с помощью художественной литературы. Знание истории своего народа, его культуры, любовь к родным местам – всё это помогает развивать в ребёнке нравственно-патриотические чувства, формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В результате обсуждения педагоги пришли к выводу, что работа в этом направлении актуальна на сегодняшний день и в дальнейшем она будет активно осуществляться в нашем детском саду.
З. Носова,
педагог-психолог детского сада №3,
с. Усть-Цильма. |