Хочется отметить, что автор статьи со Светланой Васильевной знакома уже давно, когда сама была учителем начальных классов, а потом и воспитателем в Детском доме, встречались на методических объединениях в их школе. Поэтому знаю её как серьёзного педагога, любящего свою профессию, дающего прочные знания ученикам. Светлана Васильевна, как вторая мама, любит, но и дисциплинирует ребятишек, приучает их к порядку на уроке. Она не просто даёт знания учащимся и развивает их способности, но и является воспитателем человеческих душ.
С. В. Дуркина родилась в городе Ухта, после окончания школы поступила в Сыктывкарское педагогическое училище №1 им. И. А. Куратова и получила профессию учителя начальных классов. Почему она решила связать свою судьбу с воспитанием подрастающего поколения? Оказывается, она продолжила учительскую династию, в их семье было несколько педагогов, так что выбор профессии её был неслучайным.

Во времена Советского Союза выпускники вузов и техникумов устраивались на работу по распределению, то есть ехали туда, куда направляло их учебное заведение, где требовались квалифицированные кадры. Так и Светлана Васильевна 23 августа 1990 года приехала в Коровий Ручей, взяла под своё крылышко детишек из второго класса и вела их до окончания начального звена.
Учителю очень важно с первых секунд урока активизировать внимание учащихся на усвоение учебного материала, заинтересовать, ведь так им легче понимать правила и применять их в задачах, примерах и упражнениях. По такому принципу и работает Светлана Васильевна, рассказывая: «И вот я вхожу в класс, и вновь десяток пар глаз смотрят на меня выжидающе, заинтересованно… И каждый ребёнок ждёт от меня чего-то особенного… Ситуации общения с детьми всегда разные. Поэтому и класс всегда иной: надо только замечать и принимать различия в настроениях, эмоциях и отношениях детей как текущую событийную атмосферу сообщества. Это делает общение с детьми творческим процессом, то есть таким взаимодействием, для которого нет раз и навсегда заготовленного рецепта, а всё неповторимо. В связи с этим, надо сделать серьёзное обучение занимательным, не просто наполнять детей знаниями, а зажигать». Действительно, в этом и заключается чудо сотворения из несмышлёного малыша в личность с высокими моральными ценностями и убеждениями.

Всего через душу и сердце Светланы Васильевны, её умелую организацию учебных будней вышло пять выпусков, сейчас шестой набор. Дети часто подражают своему любимому учителю, копируют манеру поведения, стиль одежды, голос, причёску… Пять бывших учеников пошли по её стезе – стали педагогами.
Как далее рассказывает Светлана Васильевна, чтобы детям нравилось учиться, познавать каждый день что-то новое, добиваться успехов, педагогу необходимо много и самозабвенно трудиться. Ведь от того, как ребёнок будет себя чувствовать, поднимаясь на первые ступеньки лестницы знаний, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь, а значит и жизнь нашего общества. И через много лет её плодотворные старания воздадутся сторицей. Зато, как она радуется, когда видит обратную связь – счастливые лица детей.
Получив профессию и работая в Кадетской (тогда была Короворучейская средняя школа), Светлана Васильевна ни разу не задумалась, что это не её путь. Вернее сказать, без учительства она себя и не представляет, это её судьба: ежедневно видеть любопытный взгляд учеников, подпитываться их неуёмной энергией, детским восприятием мира, взамен отдавая им знания, опыт, частичку своего сердца. Поэтому учитель всегда молод душой, он своим внутренним миром очень отличается от других людей. Он всегда и везде, в любой ситуации остаётся педагогом, воспитателем, интеллигентом. Как писал Аарон Бэколл: «Твоё сердце немного больше, чем у обычного человека, но это потому, что ты учитель».
Как, каким путём, какими усилиями достигается успех на её уроках? Вот что Светлана Васильевна говорит об этом: «Невозможно увлекательно рассказать о том, что тебя самого не волнует. Речь учителя должна быть доступной, но не упрощённой, позиция – преподавательской, но не назидательной. Сам педагог должен иметь у детей авторитет, но не быть авторитарным, жёстким». Как считает С. В. Дуркина (и она права), урок следует проводить, как театрализованное действие, как маленький спектакль, где каждый ребёнок играет свою роль, и ко всем нужен индивидуальный подход. Но для этого требуется большая подготовка накануне: составить конспект (со всеми наглядными пособиями, заданиями, игровыми моментами…). А ещё во внеурочное время надо проверить тетради и выполнить ряд других дел. В этом и заключается учительская жизнь, когда, светя другим, сгораешь сам.
Учителя в процессе учебной деятельности повышают свой профессиональный уровень, свою квалификацию и не только на методических объединениях. В 1997 году Светлана Васильевна заочно окончила Коми государственный педагогический институт по специальности учитель начальных классов. Через два года её назначили директором школы. Наставником у неё была бывший директор Н. А. Дуркина, именно она передала управление школой молодому педагогу. Нина Александровна всегда была рядом, помогала советами, учила работать с документацией… В этой административной должности С. В. Дуркина работала до 2005 года.
Начало 2000-х было сложным для России, менялась страна, менялось и образование, вводились новые ФГОСы, школы финансировались по остаточному принципу, но, как считает Светлана Васильевна, начальник РОНО Г. Д. Нейфельд оказывал помощь и поддержку руководителям школ района. Однако в то время она поняла, что ей больше всего по душе учительство, чем административная работа, поэтому с лёгкостью отдала руководство школой в надёжные руки Л. И. Федотовой. Также она отмечает, что ей очень нравится работать в Кадетской школе: «Эта маленькая уютная школа притягивает к себе хороших людей – педагогов, обслуживающий персонал, которые ответственно относятся к своему делу ради детей». Действительно, в эту школу всегда приятно зайти, привлекает военная форма, которая дисциплинирует учащихся, приветливость детей и педагогов, порядок, оформление, уют.
Как отзывается директор Кадетской школы Л. И. Федотова, Светлана Васильевна обладает организаторскими качествами, оптимизмом, высоким уровнем самоконтроля, скромная и открытая в общении, толерантная, требовательная к себе, нетерпимая к недостаткам, пользуется авторитетом у коллег и родителей.
Уважительно о ней говорит выпускница школы Ирина Кислякова, которая являлась командиром своего взвода, входила в совет школы и в то же время шефствовала над начальными классами. Девушка считает, что ученики в классе С. В. Дуркиной всегда выделялись среди остальных, они спокойные, дисциплинированные, вежливые, показывали хорошие результаты в учёбе, сама учительница добрая, справедливая, приветливая.
Многие родители желают приводить детей в эту школу. Даже живя в райцентре, записываются в класс Светланы Васильевны, ведь она даёт прочные знания, на её уроках интересно. Добрые слова признательности выразила в адрес первого учителя своих детей Е. М. Носова: «Светлана Васильевна – опытный, внимательный, талантливый педагог. Наш старший сын Илья учился у неё. Когда пришло время идти в школу дочери Анне, мы были очень рады, что попали снова к ней. И фундамент прочных знаний был заложен этим опытным учителем. За годы учёбы между Светланой Васильевной и нами сложились тёплые доверительные отношения. Дети до сих пор несколько раз в году обязательно заглядывают к ней в класс, хотя в последующем учились в другой школе, и ждут эту встречу с нетерпением. Нам очень повезло, что у сына и дочери была такая замечательная учительница. Хотелось бы пожелать ей крепкого здоровья, неиссякаемой энергии и успешных талантливых учеников».
За многолетний, добросовестный труд (стаж работы 34 года!) С. В. Дуркина имеет много наград и поощрений: Почётные грамоты РОНО (1994), Министерства образования Республики Коми (1997), Министерства образования Российской Федерации (2006), школы (2010), управления образования (2010, 2016, 2020), она является ветераном труда.
Поздравляем Светлану Васильевну и всех учителей нашего района с профессиональным праздником! Желаем послушных, дисциплинированных и любознательных учеников, понимающих родителей и доброжелательных коллег!
Ольга Ильина. |