- Татьяна Васильевна, как у Вас зародилась идея заняться переработкой молока?
- В 2008 году, когда я ещё работала в ООО «Сатурн» в Замежной у предпринимателя В. А. Томилова, в хозяйстве настали трудные времена. Виктор Арсентьевич предложил разделить его на три небольших предприятия: пилорама, содержание скота и переработка молока. Последним я и занялась, открыла ИП Кирьянова Т. В. В старом здании маслозавода мы стали производить масло, сметану, кефир, творог, сыр адыгейский. Помещение не соответствовало современным требованиям и в 2014 году мы подали заявку в Минсельхоз России для закупки модульного комплекса. 70 процентов средств выделило государство, 20 – район и десять – своих. Здание 8х15 было смонтировано и соответствовало регламенту. Необходимо было реализовывать продукцию и привлекать новых покупателей.
- Расскажите о сырьевой базе.
- Натуральное молоко мы закупаем у поставщика – К(Ф)Х Томилова В. А., он у нас один, и этих объёмов хватает, чтобы полностью производить из него всю ассортиментную линейку. Иногда задействуем частный сектор.
- Каждый продукт привлекает покупателя тогда, когда он красиво упакован. Как это происходило на вашем предприятии?
- После введения в строй нового комплекса и оборудования, в основном, российского производства (приобретали его в Ижевске и Благовещенске) молоко стали фасовать в пакеты пюр-пак. Долго думали над логотипом, и решение пришло само собой. Мы живём на Пижме, а что может быть красивее всем известной пижемской ложки? Название «Пижемка» уже было у Виктора Арсентьевича. Взяв за основу наш местный бренд, сделали логотип, а название продукции оставили прежнее. Красивая упаковка сразу привлекла внимание покупателей, и молочка стала востребована.
- Нет сомнения, что своё хозяйство требует серьёзных вложений и не позволяет расслабиться. Как у вас налажена реализация произведённых продуктов?
- Что нужно малому бизнесу? Главное – постоянный рынок сбыта. Мы устанавливали связи. В 2011-м приобрели автолавку, 30 процентов выделила районная администрация, остальная сумма в лизинг. Стали вывозить продукцию в райцентр, позднее ещё одну машину закупили. В Усть-Цильме искали место для торговли, открыли в прошлом году точку в магазине «Магнит Косметик». Продукция себя зарекомендовала, появились постоянные покупатели, зимой выезжаем по району. Стали совершать поездки и по республике, в частности, в Печорский район. Хорошие продажи идут в Зеленоборске, Чикшино, Кожве, Каджероме... Многие ждут нашего приезда, заранее помогают с рекламой, кто-то пишет слова благодарности, это очень вдохновляет.
- Даёт ли хозяйство прибыль?
- В год мы перерабатываем более 500 тонн молока. Конечно, это не очень много, но, как я люблю говорить: «Мы работаем как социальный объект». На предприятии трудоустроено до 15 человек. У них есть работа и соцпакет. Что для жителей села немаловажно. Все сотрудники ответственные, работают не первый год. У них есть желание трудиться – только от них зависит будущее предприятия.
- Какие условия созданы для работы?
- Цех уже мал для производства, необходимо его ремонтировать и расширять, но для всего нужны средства. Дважды пытались попасть с проектом в «Народный бюджет», целью ставили приобрести морозильную камеру и рефрижератор, но пока не получилось. На этом не остановимся, продолжим участие в конкурсах.

Фото из личного архива Т. В. Кирьяновой
- Что можно сказать о продукции, производимой на сегодняшний день?
- У нас производится продукция по девяти декларациям. На настоящий момент это: молоко, творог, масло, сметана, сливки питьевые и густые, кефир, йогурт, сыр кавказский. Как и молоко, кисломолочные продукты содержат «строительный материал» для организма: полноценный белок, из которого строятся мышцы, и кальций, укрепляющий кости. С августа 2021 года производим своё сливочное мороженое. Оно уже полюбилось населению. А как открыли точку в райцентре, особенно в жаркие дни, выстраивалась очередь из детей и взрослых.

Фото Анны Поздеевой
Продаёт его Александр Петрович Ермолин. Торговая точка привлекает ещё и тем, что в продаже есть мороженое «Пижемка» и мороженое быстрого приготовления, которое готовится из специальной массы, конечно, не нашего производства. Сливочное мороженое «Пижемка» расфасовано в пластиковую тару и заморожено. Уже задекларировано шоколадное, хорошего качества, срок хранения шесть месяцев, его ещё не производили в больших масштабах. В августе поедем в Сыктывкар для участия в выставке «Достояние Севера», будем проводить дегустацию нашего мороженого.

- Как происходит контроль качества молока от частных лиц?
- С этим возникают проблемы, своей лаборатории в районе нет, приходится отправлять анализы в столицу республики. С этим сталкиваются все хозяйства. Сейчас лето, жара, сырьё не успевает доезжать до аккредитованной лаборатории, портится, поэтому пока от частных лиц его не принимаем. Почти вся продукция выпускается по ГОСТам, техническим условиям (ТУ), мороженое – по своей разработанной технологии.
- Имеется ли перспектива у вашего предприятия?
- Для развития всегда необходимы средства, мы работаем, чтобы прокормиться. Конечно, были времена, когда имели возможность приобрести оборудование, сейчас только реализация продукции, зарплата, налоги. Нужны денежные вливания, участие в грантах.
- На предприятии работает Ваш сын В. В. Кирьянов.
- Да, и причем давно. В данный момент Владимир заочно окончил учебное заведение по специальности «Инженер-технолог молочного производства». В хозяйстве был и водителем, и механиком. Сейчас заменяет меня, планирую передать ему управление хозяйством, может, и приведёт его к расцвету. Он молодой, энергичный, видит пути решения проблем, часто помогает мне с программным обеспечением, работой компьютера, подсказывает, как не допустить потерь в технологическом процессе, в ремонте техники. Пусть все полученные знания применяет на деле. Он мой первый помощник.
- Много вопросов было у производителей с маркировкой молочной продукции. Возникали ли проблемы у Вас? Как это работает?
- Производители молока наносят на готовую молочную продукцию знак с цифровым криптокодомации – код Data Matrix. Подают в систему маркировки сведения о вводе товаров в оборот. Маркировка нацелена на отслеживание пути товара от производителя до потребителя. У нас возникают проблемы с интернетом, чаще он некачественный, бывает и отключение света, а маркировка должна быть занесена по срокам. С 1 сентября вводятся новые правила, а мелкая розничная торговля не готова взаимодействовать с производителями. Сами программы недоработанные, постоянно – нововведения, поэтому возникают сложные моменты. В этом вопросе тоже полагаюсь на сына, он – моя правая рука.
- Что касается повышения цен?
- К сожалению, приходится поднимать цены, потому что сильно подорожали не только транспортные расходы по доставке товароматериальных ценностей, но и мазут, сырьё, цена на упаковку выросла в два раза… Но, когда подходит момент повышения цен, мы стараемся делать это мягко, разбиваем его на несколько периодов.
- В период санкций и в свете государственной политики, направленной на возрождение сельского хозяйства и развитие малого бизнеса, чем Вы ответите?
- Работы не боимся! На санкции ответим исключительно натуральными и экологически чистыми продуктами. А в целом, мы больше подвержены покупательскому спросу внутри района. Если доходы у сельчан будут снижаться, то это на нас отразится, а если будет всё в порядке, то и проблем не будет. Жители района, думаю, понимают, что продукция местного производителя качественна и полезна для здоровья, поэтому продолжат с нами дружить.
- Спасибо, Татьяна Васильевна, за интересный содержательный разговор. В эпоху импортозамещения нашим читателям особенно полезно было познакомиться с опытом работы вашего предприятия. Мы уверены, что дела у него пойдут в гору.
Беседовала Анна Поздеева. |