Приветствую Вас Гость!
Четверг, 25.04.2024, 22:34
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Каталог статей

Главная » Статьи » Общество

Спасибо за память

Татьяна Ивановна Дронова, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы, истории Коми НЦ УрО РАН, наша землячка, выступила с докладом «Преследование усть-цилемских староверов официальной церковью в середине XVIII – первой половине XIX века». Дав характеристику численности населения в Усть-Цилемской волости, Т. И. Дронова утверждает: «Первый значительный прирост населения происходит в первой половине XIX века, динамика которого отмечается с 1830-х гг., что во многом объясняется политикой Николая I, активизировавшего борьбу с расколом. За период его царствования с декабря 1825 года по март 1855 было принято 426 постановлений, направленных на «ослабление раскола». Именно в этот период на Печору и её притоки Нерицу, Пижму, Цильму переселяются староверы в основном из северо-западных областей».
До 30-х годов XIX века борьба со староверием в усть-цилемских поселениях не отмечалась большим усердием со стороны православных священников. Первая попытка губернских и церковных властей искоренить раскол в Печорском крае, как известно, связывается с приходом солдат из Архангельска на Пижму в 1743 году, повлекшим самосожжение староверов в Великопоженском ските. Известие о «страдальцах за веру» привлекло к этому скиту, отстроенному заново, ещё больше внимания со стороны как местного населения, так и из других местностей. Естественно, это не устраивало официальную церковь, требовавшую от губернатора пресечь «вредоносную» деятельность Омелинского на Цильме и Великопоженского скитов. Первый был закрыт в 1844 году, второй – в 1854. Всё имущество монастырских жителей было отобрано в казну, книги, иконы, богослужебная утварь из Великопоженского скита увезены в Усть-Цильму и переданы местным священникам.
В других населённых пунктах до середины сороковых годов XIX века церковь практически не противодействовала печорским староверам, а в 1847 году было возбуждено дело о ликвидации молельни в доме крестьянки Ирины Мяндиной. Молельню опечатали, иконы и книги изъяли и передали в православную церковь. Решением Ижемского суда наставник Степан Ермолин был выслан из села, а Ирину Мяндину приговорили к месячному тюремному заключению. Активную работу по пресечению раскола вел ижемский священник Алексей Зуев, ему было предоставлено право надзора за Усть-Цилемским приходом.
Как явствует из доклада Т. И. Дроновой, усть-цилемские крестьяне упорно отстаивали свои интересы, они требовали от Синода и Архангельской епархии открытия единоверческого прихода, добились, чтобы церковь была построена в волостном центре. В 1851 году в Усть-Цильму приезжал епископ Архангельской епархии Варлаам, который пытался переубедить усть-цилемских крестьян остаться в православии, но у него ничего не вышло, впоследствии они были приписаны к единоверческой церкви. Добились они и возвращения 73 икон, изъятых в Великопоженском монастыре – 1859 год, а позже – и книг для единоверческой церкви. «Следует признать, священники усть-цилемского православного прихода вяло вели работу по обращению староверов в официальную церковь», – утверждает Т. И. Дронова и приводит тому в доказательство немало примеров. А вывод таков: благодаря преданности староверов вере своих предков на Нижней Печоре сохранено древнеапостольское учение. «Открытие единоверческого прихода рассматривалось ревнителями старины исключительно как прикрытие. На практике староверы продолжали служить в частных моленных».
Продолжением темы о крепости духа староверов явился доклад заместителя председателя Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума Максима Борисовича Пашинина, приехавшего из Москвы (он выступал и на Всероссийской научно-практической конференции «За веру и крест» в с. Замежная в 2013 году). Главный редактор старообрядческого издания «Третий Рим», историк, он выступил с сообщением «Староверы-поморцы в Америке: история и современность», которое вызвало большой интерес аудитории. Староверы живут по всему миру, их много в США, в том числе в штате Пенсильвания, который принял много эмигрантов из Украины, Литвы и России. 
- В Питсбурге, втором по величине городе Пенсильвании, моленную построили в конце 30-х годов прошлого века, когда в шахте погибло около 80 человек. В США немало старообрядческих храмов, есть прекрасный в Детройте и других городах, всего четыре, но беда в том, что нет наставников, остался один единственный, отец Лаврентий, которому в июле исполнится 100 лет, – сказал М.Б. Пашинин. Вывод Максима Борисовича: есть храмы, книги, церковная утварь, но некому молиться, староверы-поморцы часто меняют место жительства в поисках лучшей жизни. Он призвал слушателей, сидящих в зале, уделять как можно больше внимания духовному и нравственному воспитанию молодежи, чтобы они верили в Бога и жили по божьим законам добра и милосердия, чтили обычаи и традиции предков.
Сообщение сопровождалось демонстрацией слайдов. Мы увидели храмы старообрядцев в США, их убранство, отца Лаврентия. Старец – колоритная фигура с умным лицом, красивой бородой, притягивающими внимание глазами и одеянием, соответствующим чину.
Остальные выступления ораторов носили, можно сказать, краеведческий характер, шесть из них расширили и углубили наши познания о Цильме, имеющей богатую историю. О становлении коллективного сельского хозяйства на Цильме с докладом выступила заведующая архивным сектором администрации МР «Усть-Цилемский» Марина Ивановна Чурсанова. Всё начиналось в 1931 году, когда были образованы первые колхозы: «Труженик» – в Трусово, объединивший 92 частных хозяйства, первый председатель Иван Артемьевич Чупров; «Новый путь» – в Филипповской, Аким, отчество неизвестно, Осташов; «Сила» – в Рочевской, Фёдор Иванович Тиранов. Цилемцы всегда хорошо трудились. «Ещё до Великой Отечественной войны трое филипповских колхозников участвовали в Выставке достижений народного хозяйства. Ездили в Москву Ксения Павловна Бобрецова, Семён Иванович Дуркин и Анна Калинична Чупрова». В годы войны цилемцы держали «второй фронт» на своей малой родине: трудились, не покладая рук, и стар, и млад, пока мужчины воевали. Аграфена Фёдоровна Ермолина в газете «Печорская правда» в 1943 году призвала всех к усиленной заготовке кормов, взяла личное обязательство ежедневно обеспечивать свою группу телят веточным кормом. «Мой сын с оружием в руках защищает Родину. Я хочу быть достойна ему», – писала женщина. А еще они занимались передачей в Фонд обороны денег, однодневных заработков, сель-скохозяйственной продукции, отправкой теплых вещей, продуктовых посылок.
В 1964 году на базе пяти хозяйств был создан один колхоз «Цилемский», в котором производилось 15,8 процента продукции животноводства в районе. Через одиннадцать лет он реорганизован в совхоз. «Численность работающих – 348 человек. …Строились производственные объекты и социально-культурные учреждения, жилые дома. Велась большая работа по улучшению лугов и пастбищ, повышению продуктивности животноводства: надой на одну корову превышал 3000 кг, а позже и все 4000 кг», – отмечала докладчик. А слайды рассказывали о производстве и людях, прославивших Цильму своим трудолюбием и упорством в достижении поставленных целей.
Первым председателем укрупнённого колхоза «Цилемский» был Лев Николаевич Смоленцев, личность неординарная, человек высокообразованный, умный, автор серии книг о Печорском крае, об Андрее Владимировиче Журавском. Выпускник экономического факультета Ленинградского сельскохозяйственного института, яркий след он оставил на Цилемской земле! Об этом очень хорошо рассказала председатель первичной ветеранской организации д. Рочевская, краевед и дочь сподвижника Льва Николаевича, колхозного экономиста Мирона Степановича Носова – Анна Мироновна Тиранова. Он часто бывал в их доме да и колхозная жизнь не таила ни от кого секретов, помогли и воспоминания цилемцев о Л. Н.Смоленцеве. «Человек необычный для цилемцев не только внешне (помимо высокого роста, он одевался не как местные мужики: носил пальто, берет, что тогда было в диковинку), но и тем, что имел два высших образования. …Кандидатура Смоленцева Льва Николаевича в качестве председателя объединённого колхоза была принята единогласно».
Это при Л. Н. Смоленцеве состоялось переселение далёкой таёжной деревни Савино – по зимнику она находилась на расстоянии 75 км от Трусова, а по реке путь составлял 167 км. Колхозная бригада помогла разбирать дома и сплавлять их вниз по Цильме. «Каждой переселявшейся семье колхоз выделил материальную помощь – подъёмные в размере 2000 рублей. Деньги по тем временам были немалые», – рассказала А. М. Тиранова.
С самого начала Лев Николаевич впрягся в работу. Уже к осени первого года работы были построены гараж и ремонтная мастерская в Трусово, овчарник в Филипповской. «В 1964 году колхозник Карп Ананьевич Ермолин и секретарь правления колхоза Вера Григорьевна Чупрова были командированы председателем Смоленцевым в Карелию в Павелецкий зверосовхоз. В клетках они привезли 10 голубых песцов норвежского типа… Через год было уже больше 100 песцов».
Производственная жизнь кипела, а ещё колхоз занимался дорожным строительством, строительством мостов, благоустройством населённых пунктов. В этот процесс были активно включены и школьники: занимались дорожными работами, трудились на огороде и сенокосе. Как отмечает Анна Мироновна, «...каждый год 1 сентября на школьной линейке Л. Н. Смоленцев благодарил тех ребят, кто помогал летом колхозу и лично вручал им подарки. На линейке обязательно присутствовали все члены правления колхоза». Вот так была поставлена профориентационная работа, давшая свои плоды по решению кадрового вопроса в сельском хозяйстве на многие годы вперёд!
Лев Николаевич имел далеко идущие планы в отношении развития и специализации сельского хозяйства на Цильме, замены ручного труда, обучения специалистов. И воплощал их в жизнь. Будущее хозяйства стояло за большим потреблением электроэнергии. «Маленькие дизельные электростанции перестали удовлетворять всё возрастающие потребности колхоза. Смоленцев трижды летал в Сыктывкар, обивал пороги высокого начальства, и добился своего – на Цильму построили высоковольтную линию и в 1967 году одним из первых в районе нам дали «большой свет».
Весна 1966 года памятна цилемцам огромным и разрушительным наводнением. В Филипповской «...вода в домах дошла до середины окон, а в некоторых даже выше окон. Люди находились вместе со скотом на поветях. Для спасения детей прилетел вертолёт. Их забирали с крыш домов и увозили…». Анна Мироновна описала трагедию в Филипповской, где погибло 130 голов колхозного скота, а сколько частного, сейчас сказать не может никто. Пострадали хозяйственные и социальные объекты на Цильме, дома колхозников, вода унесла лес, заготовленный для строительства животноводческого комплекса… И не выдержало сердце 40-летнего фронтовика, много повидавшего за свою жизнь человека, этого паводка – инфаркт.
Член Союза писателей России, ворвавшийся в литературу с «Печорскими далями», общественный деятель, председатель колхоза, Лев Николаевич Смоленцев оставил о себе на Цильме добрую память.
Продолжением темы сельского хозяйства стала работа ученицы 5 класса Усть-Цилемской средней школы Полины Осташовой (научный руководитель М. И. Чурсанова, заведующая архивным сектором администрации района) «Прошлое фермы Усицы». Девочка провела большую исследовательскую работу. «В начале 30-х годов на Усице было начато строительство первых домов… Здесь находилась половина всего скота колхоза имени Батманова». На Усице были конюшня, два телятника, коровник, маслозавод. Здесь работали детский сад, начальная школа, магазин. «В садике была одна группа, которую посещали около 25 детей», – указано в работе юного краеведа. В газете «Красная Печора» от 22 августа 1981 года в статье «Фермы стали молодёжными» написано: «На ферме Усица работает 14 молодых доярок… Молодёжным коллективом руководит Геннадий Николаевич Хозяинов». В начале 2000-х годов производственная жизнь на Усице затихла. Последними жителями были Иван Аркадьевич, Тамара Егоровна, Мария Григорьевна и Михаил Генрихович Мяндины и Татьяна Васильевна Овчинникова. Работа Полины Осташовой вызвала живой интерес у участников конференции. 
Вообще, наши школьники – молодцы. Большой труд к конференции подготовила ученица 9 класса Цилемской средней школы Альбина Чупрова (руководитель Нина Пименовна Чупрова). Работа называется «История заселения Цильмы». Начала она своё повествование с находок археологов. «Нынешний Усть-Цилемский район начал обживаться задолго до основания села. Древнейшие поселения человека – древних охотников и рыболовов – относятся к началу пятого – середины третьего тысячелетия до нашей эры, к периоду неолита. …Ещё в 1869 году П. С. Ефименко на первом археологическом съезде в Москве сообщил, что около Усть-Цильмы и на реке Тобыш… находят каменные топоры и наконечники стрел, особенно часто встречаются древние металлические вещи – монеты, серебряные серьги, кольца и железные орудия».
Первый на Руси медеплавильный завод – Альбина хорошо потрудилась, чтобы описать Городище. «В центре стояли хоромы царских слуг, рубленные из дерева. Рядом… заводская управа, тут же возвышался храм с куполом и колоколом. По кругу землянки, дома глинобитные мастеровых, ремесленников с небольшими мастерскими». И вывод Альбины: жили люди, а потом всё затихло, в землю ушло, травой поросло и сказкой стало, которая передаётся из поколения в поколение.
Омелинский скит, культовый центр «Покойное», деревни по реке Цильме и её притокам, канувшие в Лету и те, в которых и сегодня живут и трудятся люди, как же скрупулезно школьница собирала свой материал!
Илья Чуркин, учащийся 9 класса Пижемской средней школы, покоривший на пленарном заседании участников конференции чудесным исполнением духовных стихов о боярине Морозовой – как пел, какой голос у юноши, подготовил и выступил на секционном занятии с сообщением «История моей семьи». Он рассказал о своих бабушке и дедушке Анне Михайловне и Владимире Пименовиче Чуркиных. Это обычные, типичные пижемцы – работящие, мастеровые, краснопевы. Они-то и привили юноше интерес к народному творчеству, любознательность и трудолюбие для достижения цели. История семьи получилась цельной и интересной, а речь юноши оказалась богатой на диалекты.
С сообщением «Дорогой Ивашки Ластки (об истории историко-географической экспедиции «Ушкуйники». Из архива журналиста В. И. Осташова) выступила председатель совета МОД «Русь Печорская» Е. И. Герасимова. Елена Ивановна рассказала об архангельском краеведе, журналисте и писателе Николае Анатольевиче Окладникове, о его путевых заметках о российской историко-географической экспедиции на парусно-гребных лодках, построенных ладожскими корабелами по типу старинных новгородских лодок-ушкуек. В 1991-1992 годах экспедиция прошла древним водно-волоковым путём славян-первопроходцев. Этот путь шёл из Великого Новгорода до Пустозёрска. Усть-Цильма ждала экспедицию «Ушкуйников». В 1992 году в «Красной Печоре» было опубликовано четыре очерка Виктора Ивановича Осташова. Тогда и зародилась дружба двух журналистов, между ними завязалась переписка. Елена Ивановна зачитала несколько писем Виктора Ивановича и Николая Анатольевича друг к другу. 20 лет тому назад В. И. Осташов писал Н. А. Окладникову: «Раньше Архангельский тракт связывал Мезень с Печорой. Сейчас он зарос и мы, отдалённые друг от друга грядой лесов, совершенно не интересуемся друг другом, хотя говорим на одном старорусском наречии и живы одной самобытной культурой русского Севера». Благодаря книгам Н. А. Окладникова мы стали чуточку ближе. Ещё нас радует, что в Архангельске появилось представительство МОД «Русь Печорская», – сказала в заключение Е. И. Герасимова.
Историческое прошлое тесно переплетается с семьей. Председатель представительства МОД «Русь Печорская» в Москве, сотрудник Постпредства РК при Президенте РФ Татьяна Дмитриевна Вокуева давно занимается изучением усть-цилемских родов. В Трусово она выступила с сообщением «Булыгины – род Большаковых (к 85-летию Н. Я. Носовой – Булыгиной). Легко и одновременно трудно рассказывать публике о своей матери, это чувствовалось в каждом слове и жесте Татьяны Дмитриевны. Наталья Яковлевна с детства, в своей семье, приобщилась к староверию и положила всю свою жизнь на то, чтобы её земляки остались преданными вере протопопа Аввакума, чтобы в Усть-Цильме появилась старообрядческая Поморская община (она была её первым председателем), молельный дом… Шаг за шагом она шла к поставленной цели, хотя советскому учителю, кстати, начинавшему свою педагогическую карьеру в с. Трусово, было это делать очень трудно и даже опасно.
Доклад «В каждой семье все корни свои» подготовила специалист администрации СП «Трусово» Нина Пименовна Чупрова. Любому человеку хочется ощутить себя не просто отдельной личностью, а частью рода, связывающего нас с поколениями наших предков. Изучая историю рода, человек лучше понимает историю страны, узнает культурные обычаи и традиции разных эпох. Нина Пименовна рассказала о том, как составить генеалогическое древо – этим сейчас многие интересуются, а тут советы, как это сделать. «Важно знать свои корни, понимать ответственность перед родом, задумываясь о будущем собственных детей и их потомков», – в этом убеждена Нина Пименовна. В 2013 году в Трусово была проведена конференция «В семейном кругу все корни твои» и слёт Чупровых – это самая популярная фамилия на Цильме. Проделана большая исследовательская, краеведческая работа, собран большой исторический материал о жизни цилемцев – своих предков, нашли связующие ниточки всего рода Чупровых. Так переплелось историческое прошлое, настоящее и будущее.
Виктор Фёдорович Толкачёв приехал на конференцию из Архангельска. Это журналист и писатель, впервые побывавший в нашем районе в 1969 году, в год 40-летия образования Ненецкого автономного округа. Вот тогда нарьянмарский журналист и познакомился в Филипповской с уважаемой на Цильме семьей Якова Ивановича Чупрова. Фронтовик, воевавший в Заполярье в оленьем подразделении, заслуживший орден Красной Звезды и две медали «За отвагу», вырастил десять детей, построил за свою жизнь для них и внуков больше десяти домов, на всю жизнь остался в сердце Виктора Фёдоровича. «Получше робить – погуще жить», – вот любимое выражение моего героя, – сказал он. – Яков Иванович следовал этому принципу. Его дело продолжают дети, внуки и правнуки», – подытожил разговор В. Ф. Толкачёв, которого слушали с большим интересом, рассказчик Виктор Фёдорович знатный.
«О русских именах в Усть-Цилемском районе» – такова тема выступления начальника отдела ЗАГС Галины Рудольфовны Чупровой. От календарных имён, в прошлом они были включены в календари церковные (святцы, месяцесловы) – к новым и иноязычным сделала экскурс докладчица. По записям актов гражданского состояния за 1935-1937 годы можно встретить такие сейчас редкие русские имена: Епестиния, Улитафия, Федосия, Агафия, Пелагея, Фатинья, Парасья, Василиста, Харитонья, Домна, Елифер, Логин, Фефан, Самсон, Лука, Климофей, Олуп… Нарекают ли родители сейчас своих детей старыми русскими именами в нашем районе? Как утверждает Галина Рудольфовна, называют, и довольно часто. Савелий, Архип, Захар, Макар, Варвара, Дарья, Ульяна, Юлиана, Кира… «По сложившейся системе всех русских обязательно называют по имени и отчеству, и отчества являются индивидуальной и неповторимой особенностью именно русского именования. В других странах отчества не приняты, зато люди имеют по нескольку имён, что почти не встречается у нас. …Каждый гражданин России является носителем и творцом русского языка и именослова, значит, и нашей истории. Что достанется в наследство потомкам, а что унесёт река времени – зависит от нас с вами». Этими словами Г.Р. Чупрова сделала заключение по своему выступлению. Два последних доклада были посвящены войне – Первой мировой и Великой Отечественной. С докладами выступили сотрудник музея А. В. Журавского Мария Петровна Канева и воспитатель Филипповской школы-сада Ирина Фёдоровна Дуркина. «Первая мировая война в судьбах жителей Печорского края» – такова тема сообщения Марии Петровны. 1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Война огромной тяжестью обрушилась на жителей Печорского края. «Во многих хозяйствах не осталось работников-мужчин. Появились безлошадные хозяйства, лошадей реквизировали на фронт. Возросли натуральные повинности, главными были подводная и дорожная… К 1918 году из Усть-Цилемской волости было зарегистрировано 82 человека убитых и пропавших без вести…», – отметила докладчица. Мария Петровна называла героев той войны. В их числе был Иван Семёнович Носов из Филипповской, награждённый тремя крестами и двумя медалями. На Первую мировую призвали трёх братьев Дуркиных из Цильмы: Самуила, Анания и Панфила Васильевичей. Самуила разорвало снарядом, Панфил и Ананий вернулись с фронта с наградами. Панфил заслужил три георгиевских креста. Три с половиной миллиона наших соотечественников попали в плен, горькую участь неволи испытали и многие наши земляки. И о них рассказала Мария Петровна. Работа по истории Первой мировой войны в судьбах жителей Печорского края продолжается, сотрудники музея по крохам собирают сведения.  Ирина Фёдоровна Дуркина выбрала очень интересную тему: «Судьба и Родина едины» (по письмам фронтовиков Великой Отечественной войны). В центре внимания оказались Арефан Степанович и Анна Илларионовна Носовы из Трусова. Он сражался на передовой, она держала «второй фронт» в далёком тылу. Старший лейтенант сражался с врагом и верил в победу, в правое дело, а его любимая жена трудилась день и ночь, молилась за мужа-коммуниста и ждала его домой. При подведении итогов работы секции Т. И. Дронова сказала в адрес докладчиков золотые слова: «Спасибо за память!» Память жива, это сквозило в каждом выступлении взрослых и школьников на конференции. И это дорогого стоит, так как без памяти – грош нам цена, что подтверждает её величество история.

С. Киреева.
 

 

Категория: Общество | Добавил: kireevdv (21.04.2014)
Просмотров: 878 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]