Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 20.11.2017, 09:05
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 41

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
kireevdv

Вход на сайт

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Общество

Путешествие по станциям Печорского тракта

Ведущие Ирина Чупрова и Аркадий Дуркин предложили зрителям совершить путешествие по станциям тракта, а начать его со станции «Усть-Цилемская».
На сцену поднялись участники детского фольклорного коллектива «Жавороночки» с песней «Ой берёзка, берёзка».
Первой станцией после Усть-Цильмы была «Волочковская». Её ещё называли Поповской, скорее всего, по фамилии станционного смотрителя Попова. В 30-е годы рядом со станцией начали строить Замшевый Завод. Сейчас на этом месте посёлок Синегорье.
С песней «Ехали мы, ехали» в исполнении мужского вокального ансамбля в составе Ивана Бобрецова (баян), Владимира Зотова (гитара), Аркадия Дуркина (ложки, дудка), Андрея Полякова (бубен) продолжили путь к следующей станции тракта «Усицкой».
Во все времена в русском воинстве служили и ратники Печорского уезда. Наши предки уходили воевать за веру, за царя, за Россию-матушку. И вновь на сцене мужская вокальная группа с песней «За Россию за мою!». 
Гнали рекрутов по Архангельскому тракту и на Первую мировую войну, которая началась в 1914 году. Так на войну ушли три брата Ананий, Панфил и Самуил Васильевичи Дуркины из Трусово. Ананий Васильевич – отец Устеньи Ананьевны Носовой, дед Виктора Ефремовича Носова. Панфил Васильевич – отец Кристины Панфиловны, за безупречную службу получил именные часы и три Георгиевских креста, которые отобрали у него во время раскулачивания. Самуил погиб в 1915 году.
Участниками этой войны были и братья Носовы Фёдор, Лазарь и Иван Михайловичи из рода Конахиных, братья Степана – отца Мирона Степановича Носова, Иван – отец Харитины Ивановны из Трусово.
Воевали и наши земляки из Филипповской: Павел Степанович Марков – отец Дементия Павловича, Ананий Семёнович Носов, погибший на войне – дед Гаврила Елисеевича Носова, дед Петра Фёдоровича Дуркина. Григорий Ефимович Чупров – отец Анисима Григорьевича, братья Чупровы Фёдор и Прокопий Ивановичи из рода Улиных, братья Носовы из рода Софроновых: Фёдор Софронович и Иван Софронович. Вавил Ефимович Чупров – отец Якова Вавиловича, Иван Иванович Чупров – отец Якова Ивановича.
Были призваны на войну также Иван Герасимович Рочев – отец Григория Ивановича из Рочево. Этот список можно продолжать и продолжать…
На сцене участницы женской вокальной группы «Молодушки» с народной песней о рекрутах «Сормовска больша дорога».
Станция «Усть-Усинская» была расположена на другом берегу Цильмы, напротив Филипповской. С 1908 по 1921 годы ямщиками на ней служили представители рода Улиных: Прокопий Иванович Чупров с братьями и отцом Иваном Ивановичем. Все шесть братьев – Фёдор, Аристарх, Прокопий, Иван, Ефим, Василий – посменно работали на этой станции.
Мост через Усу строили и содержали братья Носовы Иван и Фёдор Софроновичи. Иван Михайлович Носов перевозил путников через Цильму в Филиппово.
По тракту Усть-Цильма – Койнас – Архангельск в 1900-1917 годах царские власти конвоировали в политическую ссылку революционеров. Этап политссыльных от Архангельска до Усть-Цильмы длился больше месяца. Недаром вот уже на протяжении столетия сохраняется потомками старинная ямщицкая песня о девушке-революционерке. В исполнении Ирины Чупровой прозвучала песня «Это было давно».
Станция «Усть-Мыльская». Возможно, современная Мыла когда-то была всего лишь станцией тракта.
Трагическим событиям суждено было разыграться на Архангельском тракте в годы гражданской войны. По этой дороге белогвардейцы отправляли в лагеря смерти и в тюрьмы Архангельска сотни борцов за советскую власть. Физическую расправу творили белогвардейцы прямо в пути. 
В Мыле находится могила красноармейца Василия Антоновича Дуркина, который был направлен с двумя бойцами в разведку и погиб в перестрелке с белогвардейцами недалеко от деревни. Ему посвятил своё стихотворение «Жив герой» наш земляк, поэт Василий Журавлёв-Печорский. Это стихотворение продекламировала Ирина Чупрова. 
Известен тот факт, что после установления советской власти Филимон Демидович Хатанзейский, житель деревни Ортино, ходил пешком в Архангельск за партбилетом. Он был одним из первых коммунистов Цильмы. 
Чтобы попасть на станцию «Фатеевскую», надо перебраться по мосту через Лиственничный ручей, за ним поляна, а на ней избы станции Фатеевской.
В 1915-1919 годах на этой станции служили Тимофей Иванович Булыгин с отцом и Алексей Яковлевич Кисляков. В 1918 году ямщиками здесь работали Дмитрий Карпович Дуркин, Иван Дмитриевич Дуркин, Агафья Осиповна Дуркина и Никифор Абрамович Осташов, Константин Антонович Тиранов, Степан и Тимофей Васильевичи Ермолины, Аграфёна Степановна Торопова, а также наши земляки из рода Васиных: Семён Васильевич Носов, его сыновья Авдей и Ананий.
Байку Татьяны Поздеевой «Сёдни я поране встала» замечательно исполнила участница театрального кружка «Пересмешники» Ольга Бобрецова.
Следующая станция располагалась в узкой хвойной долинке. Путь там лежал почти через ущелье – так сжат в этом месте тракт высокими хвойными утёсами Тиманского кряжа. Над ущельем нависали громадные лиственницы. Это станция «Валская», названная по речке Валсе. Ямщиками на Валсе служили устьцилёмы Илларион Иванович Осташов, заслуженный работник колхоза «Родина», и Калина Васильевич Дуркин.
Станция «Сенская». На Сенке жили и работали Иван Васильевич Чупров по прозвищу Ваня-Горе и Иван Игнатьевич Носов. Содержатели станций, молодые парни, зарабатывали деньги на свадьбу и на заведение личного хозяйства. Среднемесячный заработок был более ста рублей. Как говаривал Ананий Семёнович Носов, служивший одно время на Усть-Усинской станции, «немяты-то денежки баско получать».
Шуточную песню «Жених» исполнил детский фольклорный коллектив «Жавороночки».
«Мы взлетаем на холмы, огибаем тихие, прямые берёзовые рощицы, пробегаем сочные болотистые полянки… Мы несёмся несколько часов подряд – и навстречу нам бегут пейзажи один прекраснее другого», – такие впечатления вызвал путь к станции Борковской у фольклориста-исследователя Н. П. Колпаковой. На Борковской обычно меняли лошадей. Иногда из Усть-Цильмы сюда приезжали встречать путников, о которых с Мезени предупреждали телеграммой. Пожалуй, эту станцию можно назвать столицей Печорского тракта. Сохранились сведения, что на ней жил и работал Иван Григорьевич Чупров по прозвищу Багажных.
Под весёлую песню «Солома» в исполнении солистки Яны Марковой продолжили путь к следующей станции.
«Перед нами неожиданно раскрывается такая панорама, что мы кричим от восторга, мы где-то высоко, очень высоко. Глубоко внизу расстилается на необозримые пространства тихий мохнатый лес», – такой предстала станция «Верхнесульская» перед Натальей Павловной Колпаковой. Находится она в верховьях реки Сулы.
За речкой Сулой – станция «Фоминская». Большие усилия приложил архангельский губернатор, чтобы по этой дороге прошла и почтово-телеграфная линия. Руководить работами было поручено старшему механику Архангельского почтово-телеграфного округа Розендалю. Было много трудностей с доставкой столбов, условия работы местных крестьян были плохими, палаток не было, спасались от дождя во временно построенных шалашах.
Несмотря на трудности и лишения, телеграфная линия протяжённостью 350 вёрст открылась в октябре 1895 года. Первое телеграфное сообщение в Усть-Цильму было передано 21 октября. Таким образом, этот день явился знаменательным в жизни далёкого северного села: Усть-Цильма соединилась с общей телеграфной сетью Российской империи.
Под задорную плясовую «Ковано колесо» в исполнении «Жавороночков» мы подъехали к следующей станции.
В низовьях речки Сулы, притока реки Мезень, станция «Нижнесульская». В километре от неё заброшенная буровая. Когда-то по тракту доставлялись грузы буровикам.
И вновь на сцене женская вокальная группа «Молодушки» с песней «Дорога».
Переправившись через реку Мезень попадали в село Койнас. 
Путешествие по Печорскому тракту подошло к концу.
1921 год. Новые границы разрубают тракт пополам близ станции Борковской. Множество архангельских деревень отходят к Коми АССР. Административное сообщение здесь не требуется, и это служит причиной прихода дороги в упадок.
Песней «Я – деревня. Я – село» в исполнении сводного хора закончилась программа, подготовленная самодеятельными артистами Филипповского СДК.
Любая дорога связана с судьбами людей. Сохраняя память об этих людях, мы сохраняем память о старинном тракте.
И. Чупрова, 
заведующий Филипповским СДК.

Категория: Общество | Добавил: kireevdv (05.09.2017)
Просмотров: 1159 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]