Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 20.11.2017, 09:04
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 41

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
kireevdv

Вход на сайт

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Культура

Развитие культуры на Пижме

Известный исследователь русского фольклора Н. Е. Ончуков в своё время изучал песенную культуру Печорского края. В книге 1904 года издания «Печорские былины» он так характеризует пижемское пение: «…пижемские девицы слывут лучшими певицами на всей Печоре. Они так хорошо поют в сравнении со всеми остальными печорками, что как только пижемки приезжают во время ярмарки в Усть-Цильму и являются на Горку, усть-цилёмки отходят прочь, уступая им первенство в умении петь песни. Удивительно чистыми, приятными голосами, но какими-то особенными, скорее песенными мотивами поют пижемцы…».
В 1920 году в стране стала стремительно разворачиваться сеть библиотек и изб-читален. Первые избы-читальни появились в России ещё в XIX веке, как центры просвещения в деревне. В годы Советской власти они были превращены в опорные пункты ликвидации безграмотности. Заведующий избой-читальней назывался «избач». С повышением уровня образованности населения, постепенно функции изб-читален перешли к клубам, Домам культуры и библиотекам. Как это было на Пижме, узнаём из сохранившихся документов.
В отчёте за IV квартал 1945 года значится Пижемская изба-читальня, организованная в 1927 году. Это второе в районе культурное учреждение после Районного дома культуры, созданного в 1922 году. Как видим, Замежная, в сравнении с другими населёнными пунктами района, была достаточно развитой. В 1930 году в этом селе кроме избы-читальни находились сельсовет, школа, фельдшерский пункт, маслодельный завод, кооперативное торговое заведение.  
Игнат Мяндин – первый известный избач. Его родной брат – Иван Тимофеевич Мяндин хорошо описывает культурную жизнь села того времени в своём дневнике. Под заголовком «Наши маяки в молодости и Театр» он пишет: «Многие из приезжих работников являлись для нас, местной молодёжи, примером поведения в быту… особенно приезжая интеллигенция много сделала в области культуры. В Замежной открылся клуб, переделанный из здания бывшей церкви, и почти регулярно работал театр. За недостатком подходящих пьес к нашему, ещё скудному, репертуару, мы сами сочиняли незамысловатые водевили или старались переделывать под сцену произведения искусства. Устраивали соревнования гармонистов и балалаечников, проводили массовые танцы молодёжи, а также выступали с новыми песнями и декламациями. Надо сказать, что, несмотря на суеверные взгляды, люди охотно посещали наш клуб независимо от того, была постановка платной или бесплатной. 
Как организатор комсомольского движения на Пижме и бессменный секретарь ячейки (1921-1925 гг.), я стал одним из руководителей клубной работы, был бессменным режиссёром и суфлёром на всех постановках, а также занимался вовлечением молодёжи, особенно девушек, на женские роли в постановках. 
Первыми представителями и проводниками искусства на Пижме были два старых коммуниста – Андрон Корнилович Дорогобузов и Григорий Юрченко. В 1920-1921 годах они приехали на Пижму для укрепления Советской власти, руководили реконструкцией церкви под клуб, а Дорогобузов нарисовал ряд полотен для сцены и изготовил замысловатый из мешковины занавес, который с большим трудом поднимался в четыре руки. Ещё они активно участвовали в постановках спектаклей. Дорогобузов был доброй души человек, непревзойдённый шутник и балагур. Эти люди были первыми зачинателями сценического искусства в деревне. Запоминающимися личностями в культуре были и Егор Назарович Филиппов, коми-медфельдшер (1921-1923 гг.), владеющий прекрасным чувством юмора и громоподобным голосом, и учитель Пётр Николаевич Дитятев. В сценическом искусстве он всегда исполнял женские роли и, надо сказать, очень артистично. 
Заслуживает внимания милиционер  Сергей Борисович Шишло (1924-1925 гг.) и мастер маслоделия Владимир Яковлевич Батманов, милиционер Сергей Александрович Зимин, медфельдшер Николай Павлович Жигалов, учитель Борис Андреевич Концевой (скромный, образованный человек, играл всегда положительных героев и пользовался успехом). Виктор Никонорович Куроптев, секретарь исполкома, исполнял роли несерьёзных персон, болтунов и зазнаек. Наряду с приезжей интеллигенцией в 1925-1930 годах активное участие в актёрской деятельности стали принимать местная интеллигенция и молодёжь, мои братья Григорий и Игнатий. Первому больше подходили главные роли комиссаров, полководцев, руководителей. Играл он их вдохновенно, пел песни, больше революционного характера, обладал необычайным тенором. Второй брат, Игнатий, играл персонажи комедийного характера, высмеивал стариков и старушек, попов, а также кулаков и купцов, это ему очень удавалось. 
Дмитрий Артемьевич Поздеев играл комедийные роли и деревенских простаков. Калина Осипович Осташов, 25-летний молодой человек, играл религиозных героев. Прекрасно играл Степан Савельевич Чупров. Сложно было найти актеров на женские роли. С большим трудом удалось уговорить трёх женщин. Это были сёстры Мяндины – Марфа и Парасковия Фотеевны и Елизавета Ивановна Поздеева. Так мало-помалу налаживалась театральная жизнь в Замежной. К 1930 году сложился надёжный, увлечённый своим делом коллектив талантливых артистов. 
В Замежной долго пустовало здание церкви, построенное под руководством попов. Помещение переоборудовали под клуб и часто проводили в нём общие собрания волости и деревни Замежной. В зимнее время помещение освещалось керосиновыми лампами типа «Молния». Нередко молодёжь собиралась для танцев под гармонь и балалайку. Обучали танцам вернувшиеся с фронта солдаты Первой мировой войны. Конечно, репертуар был небольшой –  полька, сени, тустеп, общая и др. 
Позже в здании клуба была открыта школа для обучения взрослых и молодёжи, или, как тогда называли, «Ликбез». Особо хочется остановиться на Сергее Александровиче Зимине. Он был одарённым артистом на сцене и в жизни обладал талантом перевоплощения. По приезду к нам в 1924 году этот человек взял на себя все бразды правления театром и в течение трёх или четырёх лет руководил клубной работой, сам писал и профессионально режиссировал все постановки». 
Исходя из столь содержательного рассказа (копия дневника хранится в Пижемском историко-этнографическом музее), можно сделать вывод, что на момент создания очага культуры в Замежной, здесь была довольно насыщенная культурно-массовая работа, действовал постоянный самодеятельный театральный коллектив. Примечательно, что в своих воспоминаниях Иван Тимофеевич с начала 1920-х годов говорит о «клубной работе» и о «клубе». Видимо, созданную в народе в 1927 году избу- читальню и проводимую в ней работу именно так и называли. Поэтому очевидно, что история Пижемского культурного центра началась не в 1947 году, как принято считать, а в 1927-м. Хотя, возможна и более ранняя дата. 
В Пижемской избе-читальне работали избачи: Ст. Ар. Мяндин (прим.: в документе нет расшифровки), Захар Алексеевич Поздеев, Гаврил Андреевич Поздеев, Иосиф Самсонович Чупров,  Наталья Григорьевна Мяндина, Ефим Фомич Поздеев, Татьяна Митрофановна Михеева, Лидия Алексеевна Алексеева, Парасья Фёдоровна Чупрова, Евдокия Ефимовна Чуркина, Нина Васильевна Мартюкова (в приказе от 07.02.1944 г. впервые должность звучит как «зав.клубом»), Фёдор Павлович Мяндин, Наум Калинич Поздеев. 
В 1935 году в Пижемской избе-читальне появилось радио, в 1937 году открылась сельская библиотека. Культурная жизнь на селе стремительно развивалась.
В статье кандидата исторических наук А. А. Попова «Не хлебом единым», опубликованной в газете «Красная Печора» №86 от 18 июля 1992 года, и из книги «Усть-Цильма – Край Печорский» узнаём много интересных сведений о развитии культуры в районе в целом и в Замежной, в частности. 
Старожилы помнят, что в клубе ставили  замечательные спектакли, устраивали концерты. Зал с трудом вмещал всех желающих, дети ложились под низкие деревянные лавки. Поэтому массовые праздники, например, праздник Урожая, проходили на улице перед клубом. Люди расставляли длинные столы и веселились до утра. 
Раз в год в клубе оформляли школьную выставку. Ученики и учителя вышивали полотенца, вязали скатерти и покрывала, мастерили поделки. 
Культурная жизнь жителей Замежной была очень насыщенной, благодаря заведующему клубом Науму Калиничу Поздееву и активистам. Он любил организовывать вечера самодеятельного творчества, привлекал для их проведения учителей, колхозников, детей и пожилых людей. Первым в районе создал хор старинной пижемской песни, именно благодаря ему изба-читальня получила статус сельского клуба. 
К сожалению, зданию Пижемского сельского клуба была отмерена недолгая жизнь. В начале 1956 года огонь полностью уничтожил его. Казалось, вместе с пожаром ушла радость из деревни, но не в характере пижемцев предаваться унынию. Клуб разместился в здании бывшей поповской церкви, то есть вернулся в занимаемое прежде здание. 
Заведующим клубом с 1954 по 1957 годы был Пимен Дмитриевич Поздеев. Актёр театра имени Савина, он был не только талантливым артистом, но и режиссёром-постановщиком, хорошим художником-оформителем. В 1958 году по итогам Всероссийского смотра Пижемскому сельскому клубу был присуждён Диплом «Лучший клуб Коми АССР». 
В 1963 году началось строительство нового клуба, а в 1965 году уже справляли новоселье. В этот период в районе широко практиковалось устройство культпалаток на лугах, полевых домов культуры. После трудового дня сенозаготовители спешили сюда отдыхать. Агитаторы проводили беседы, громкие читки, читали лекции и доклады, киномеханики показывали кино. В палатках имелись шашки, шахматы, домино. Дежурные постоянно выпускали стенные газеты, листки «молнии», заполняли Доску почёта и показатели. О хорошо налаженной работе культпалатки летом 1963 года на участке Нерица колхоза «Дружба» («На все дальние участки – культпалатки») писали в «Красной Печоре» 7 июля 1964 года.
С августа 1965-го по 1973 год Пижемским клубом заведовал Георгий Павлович Мяндин. Главная его заслуга – создание фольклорного коллектива «Пижма» в 1964 году. Непревзойдённый гармонист, баянист, певец, танцор! А также творческий руководитель, влюблённый в свою профессию. В эти годы выступления пижемцев были популярны в районе: первые места в районных фестивалях и смотрах художественной самодеятельности, десятки Почётных грамот, дипломов.
С 1966 года Замежный клуб – «Клуб отличной работы», в 1968-м  он был переименован в Дом культуры.
Георгий Павлович был награждён Дипломом Министерства культуры СССР – за отличную постановку культурно-просветительной работы.
С 1976 по 1981 годы директором Замежного Дома культуры был Леонид Фёдорович Соловьёв. Много сил и здоровья потратил он на  укрепление материально-технической базы. Для оформления танцевального зала, фойе, фасада Дома культуры он привлёк московских художников. Закупал музыкальную аппаратуру для вокально-инструментального ансамбля «Молодость», заказывал в ателье сценические костюмы. Он был одним из создателей добровольной народной дружины. Организовывал постоянное дежурство на танцевальных вечерах и праздничных мероприятиях. Уделял много времени не только порядку и дисциплине, но и культурно-массовой работе. В Иванов день Горку не водили, но с лёгкой руки Леонида Фёдоровича праздник получил новую жизнь. Для проведения Горки он собирал лучших запевал со всей Пижмы. 12 июля 1964 года в Усть-Цильме впервые был проведён праздник «Проводы белых ночей», а в Замежной с 1977 года это культурно-спортивное мероприятие стали проводить регулярно.
Замежный СДК по итогам работы в 1979 году стал победителем в социалистическом соревновании. Ему присвоили звание «Дом культуры отличной работы».
Леонид Фёдорович в совершенстве владеет игрой на гармони и баяне, является участником районных и республиканских праздников «Играй, гармонь». Большое внимание в годы своей деятельности он уделял развитию пижемского фольклора.
Александр Алексеевич Дуркин работал в Замежном СДК с 1975 по 1996 годы, из них 17 лет в должности директора. Требовательный, инициативный, энергичный руководитель. Музыкант-виртуоз. Ему подвластны многие музыкальные инструменты: аккордеон, синтезатор, гитара и т.д. Создал ВИА «Молодость». При нём был построен концертный зал – гордость района. Во время его работы жизнь в ДК не просто кипела, она бурлила. Художественная самодеятельность была на очень высоком профессиональном уровне.
Пожар, как злой рок, преследует очаг культуры в Замежной. В морозный вечер ноября 1998 года  здание сгорело дотла. Жители села близко к сердцу приняли эту трагедию. Они до сих пор с грустью вспоминают свой Дом культуры, который по оснащённости занимал второе место в Республике Коми среди сельских ДК.
 Но жизнь продолжалась. Культработников на несколько месяцев приютила школа. А осенью 1999 года клуб переехал в здание бывшей столовой совхоза «Пижемский».
C 2008 года Замежный СДК получил новый статус – Пижемский культурный центр, но он по-прежнему создаёт условия для организации содержательного досуга людей. 
Сегодня Пижемский культурный центр – это досуговое учреждение первой категории. 18 коллективов художественной самодеятельности и пять клубов по интересам постоянно функционируют в очаге культуры. Из них два имеют звания – народный фольклорный коллектив «Пижма» (руководитель – Л. М. Мяндина), детский образцовый фольклорный коллектив «Веретёнце» (руководитель А. В. Чупрова). 
В центре работает дружная команда специалистов. Свыше 30 лет в ПКЦ трудится Лариса Михайловна Мяндина. Свой бесценный опыт она щедро передаёт коллегам, работать с ней интересно и поучительно. Требовательный руководитель Лариса Михайловна ответственно относится как к культурно-досуговой, так и к хозяйственной работе. Ей помогает  художественный руководитель Лариса Геннадьевна Бобрецова. Её стаж в сфере культуры насчитывает более 12 лет. Более 20 лет работает на благо развития очага культуры ведущий художник Любовь Богдановна Романова. Не каждое учреждение культуры на селе может похвастаться наличием собственного художника, да ещё такого талантливого. Здесь же трудится её супруг Эдуард Владимирович Романов. Одарённый хормейстер и солист, он имеет множество дипломов и других наград. Ровно 10 лет – с 1996-го по 2006 год – он возглавлял учреждение. Алёна Васильевна Чупрова более 10 лет работала в сфере культуры в Санкт-Петербурге и Сыктывкаре. Позитивный, высококвалифицированный хормейстер вносит много новшеств в работу центра. Музыкальное оформление, презентации, обработка фонограмм и многое другое профессионально и качественно выполняется культорганизатором Вячеславом Георгиевичем Мяндиным. 
Подготовила к печати
А. Чупрова.
В работе использованы материалы из архивов роно, администрации СП «Замежная», Пижемского культурного центра, Пижемского историко-этнографического музея, Замежной модельной библиотеки, личных архивов краеведа Я. Н. Носова и  художественного руководителя Пижемского культурного центра Л. Г. Бобрецовой.

Категория: Культура | Добавил: kireevdv (24.08.2017)
Просмотров: 907 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]