Приветствую Вас Гость!
Суббота, 20.04.2024, 08:51
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Каталог статей

Главная » Статьи » Культура

По страницам научного сборника «Третьи Мяндинские чтения»

Сборник трудов состоит из трёх разделов. Первый – «Старообрядческая литература и книжность» открывается статьёй доктора филологических наук, профессора Т. Ф. Волковой «Итоги изучения рукописного наследия Ивана Степановича Мяндина (2010-2015 гг.)». Автором проделан титанический исследовательский труд по данной теме. В начале 60-х годов прошлого столетия В. И. Малышеву было известно всего несколько переделанных Мяндиным произведений, а сейчас можно с уверенностью сказать о 70-ти переработках, к которым прикоснулась рука печорского редактора.
Продолжает сборник доклад кандидата филологических наук, заведующего кафедрой журналистики СГУ Е. А. Рыжовой «Печорские рукописи в собраниях библиотеки Академии наук» (г. Санкт-Петербург), где выделено несколько этапов создания коллекций и различных собраний печорского происхождения. Начальный этап приходится на вторую половину XIX века и связан с деятельностью ИРГО (Императорское Русское географическое общество), члены которого проводили географические, этнографические, экономические и другие исследования. Среди них: В. Н. Латкин (побывал на Печоре в 1825, 1843, 1848 гг.), С. В. Максимов «Год на Севере», Ф. М. Истомин (1889 и 1890 гг.). Фольклорист, этнограф, журналист, писатель, издатель  Н. Е. Ончуков совершил две поездки на Низовую Печору. Он записывал памятники устного народного творчества и собирал рукописи, покупая их у населения. В одной из своих работ он пишет, что книг на Печоре было так много, что скупщики старины вывозили их с Печоры кулями. Приведём несколько цифр, чтобы был понятен масштаб количества вывезенных книг: «В 1903 г. от Ончукова в БАН (Библиотека Академии Наук) поступило 14 северных рукописей, 1904 г. – 18 рукописных сборников, в 1905 г. – 69 рукописей». В 30-40-е годы XX века печорские рукописи, привезённые с Низовьев Печоры В. И. Малышевым, пополнили рукописный отдел данной библиотеки. В настоящее время в РО БАН хранятся 20 печорских рукописей XV-XX веков, приобретённых В. И. Малышевым на Печоре. 
Следующая статья сборника «Рассказы пролога в круге чтения Печорских крестьян», авторы –  Т. Ф. Волкова и К. А. Попова. Древнерусский Пролог – уникальный сборник, включающий в себя не только короткие жития, расположенные по дням памяти святых по солнечному календарю, но и назидательные новеллы. 
Аспирант кафедры русской и общей филологии ИГН СГУ, учитель Кадетской СОШ Е. Т. Чупрова представила доклад «Темы и сюжеты усть-цилемского лавсаика». 
Эту же тему продолжает работа главного хранителя Национального музея РК М. Н. Кириченко и              Т. Ф. Фёдоровой «Несколько рассказов из усть-цилемского лавсаика». 
Три статьи сборника посвящены произведениям протопопа Аввакума. Доклад доктора филологических наук, профессора СГУ М. В. Мелихова «Житие протопопа Аввакума в рукописном наследии Печорского старообрядческого писателя С. А. Носова». Степан Анфиногенович (1902-1981 гг.), живший в с. Среднем Бугаево, был одним из постоянных корреспондентов В. И. Малышева, переписчиком старинных текстов и автором оригинальных сочинений – видений, автобиографических и исторических записок. Большая коллекция писем религиозного и бытового содержания С. А. Носова находится в Научной библиотеке СГУ, также его перу принадлежит ещё 28 рукописных сборников. Несмотря на достаточную удалённость с. Среднего Бугаево от научных учреждений и библиотек, он находил возможность читать религиозную литературу и редкие научные издания XIX века из истории старообрядчества. 
В домашней библиотеке С. А. Носова имелись печатные и рукописные издания текстов писателей-старообрядцев, которые уже тогда являлись библиографической редкостью. Например, он владел редким изданием «Жития протопопа Аввакума», текст которого был им также переработан. В результате его редакции текст был сокращён больше чем на четверть. Таким образом, произведение стало короче и прямолинейней.
Тему о творчестве С. А. Носова продолжает доктор филологических наук, директор ИГН СГУ О. Н. Кушнир в докладе «Языковая реализация концептов жизнь и смерть в сочинениях Печорского старообрядца С. А. Носова». 
В работе кандидата филологических наук, доцента кафедры филологии СГУ Е. В. Прокуратовой «Полемическая переписка Великопоженских наставников с чердынскими староверами» говорится о сохранившейся переписке, указывающей на тесные связи великопоженских наставников с крестьянами других старообрядческих духовных центров. Так, в одной из рукописей, хранящейся в ИРЛИ УЦ (№269), можно прочесть о просьбе старообрядческого наставника Диомида Ломаева, в 1794 году проживавшего в   д. Усть-Волосница, переплести книгу и отправить предметы, необходимые для совершения обрядов: «Тимофей Иванович!.. Прошу Бога ради, потрудись, переплети книгу Большой Потребник, которой послан к Вашей милости с Иваном Пажгиным, и кожа на книгу, только немудрая. Будет у тебя полутче кожа, положь свою. А я тебе из дома привезу… Мне надобна лампада до десятка да чаша одна или две…».      В. И. Малышев называет Тимофея Ивановича «великопоженским писателем».
В Сыктывкарском университете уже много лет ведётся работа по формированию электронного банка данных «Печорская книжность», создание которого станет основой для издания «Словаря книжников и книжности Нижней Печоры». Эти и другие актуальные для филологов вопросы по изучению печорской рукописной книжности прозвучали в очередном докладе Т. Ф. Волковой.
Второй раздел сборника «История и культура Русского Севера» содержит несколько докладов, посвящённых Усть-Цильме и Печорскому краю. Представим некоторые из них. В своей работе «Погребальные памятники населения Печорского края в раннем железном веке» кандидат исторических наук, заместитель директора по науке ИЯЛИ (Институт языка, литературы и истории) Коми НЦ УрО РАН И. О. Васкул рассматривает три могильника и одиночное погребение указанного периода, расположенных на территории бассейна р. Печоры: могильники Новый Бор 1, Шиховской, на оз. Пожемты и могильник Якэ 8. Наибольшее число погребальных комплексов исследовано при раскопках Шиховского могильника, расположенного на боровой террасе правого берега р. Мачи, в четырёх километрах к югу от д. Гарево.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии Г. И. Глебко в работе «Этапы заселения Нижней Печоры по данным ойконимии» прослеживает этапы заселений Нижней Печоры и историю происхождений некоторых населённых пунктов.
Заслуживает внимания доклад Т. Д. Вокуевой   (г. Москва) «Козьма Чуркин – учитель школы-грамотницы Великопоженского скита». Автор в процессе изучения архивных документов, касающихся деятельности скита и его насельников, выявила имя одного из учителей школы «грамотницы» Козьмы Аввакумова сына Чуркина (1690-1773 гг.). Он же являлся основателем деревни Чуркинская, первоначально носившей название «Жилище близ урочища Голый холм». 
Иконописному наследию Великопоженского скита посвящён доклад Андрея и Юрия Афанасьевых    (г. Москва) «У истоков Великопоженского иконописания». Великопоженское письмо формировалось под влиянием Выгореции с использованием местных красочных пигментов и другого природного сырья. Авторы, на примере приобретённых в Усть-Цильме и её окрестностях живописных икон, подробно рассматривают особенности их изготовления и написания. Также знакомят с результатами исследований, состоящих из микрохимического анализа проб натуральных красок, взятых с икон, и сравнения их с образцами цветных почв, взятых в районе д. Скитской. 
Заместитель директора Национальной галереи РК Н. Е. Плаксина представила доклад «Меднолитая пластика Нижней Печоры». Меднолитые иконы занимали важное место в домашних моленных устьцилемских старообрядцев. Эта традиция глубокого почитания медных образов сохраняется и сегодня. 
Нет сомнения, что ещё недавно устьцилемская земля хранила значительное число памятников, созданных в медницах Выго-Лексинского общежительства, с которым печорские старообрядцы сохраняли тесные связи. К сожалению, в настоящее время выговские памятники являются уже большой редкостью. К числу таких памятников автор относит меднолитые иконы, хранящиеся в музее А. В. Журавского: миниатюрный двустворчатый складень «Троица, Богоматерь, Знамение», створка трёхстворчатого складня «Избранные святые», «Благовещение» и др. Исследования показали, что в ассортименте меднолитых икон, бытующих в Усть-Цильме, преобладает продукция московских медниц второй половины XIX-начала XX веков. Пижемские старообрядцы установили тесные связи с Московской Преображенской общиной, откуда и получали все необходимые меднолитые изделия для религиозных обрядов. Автор делает вывод, что медное художественное литьё представлено в Усть-Цильме в редком видовом, иконографическом разнообразии. Но, несмотря на всё, устьцилёмы сохранили уникальный по объёму и полноте пласт старообрядческого искусства.
Несколько докладов в сборнике посвящено пижемской росписи. О. В. Алексеева – кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела народного искусства Русского музея (г. Санкт-Петербург), представила работу «Собрание памятников с пижемской росписью в государственном Русском музее». Основой данной коллекции стали изделия, привезённые экспедицией Государственного Русского Музея (ГРМ) на Печору в 1963 году, среди которых есть произведения высокого художественного уровня. В состав экспедиции входили научные сотрудники Н. В. Тарановская, Н. В. Мальцев и художник О. А. Почтенный. 
В результате в научный оборот введено понятие «пижемская роспись», которая до того времени не рассматривалась в искусствоведческой литературе, как художественное явление. Тогда же непосредственно от пижемских мастеров были получены сведения о технологии работы, в которой использовались птичьи и металлические перья, хвойная смола, различные сорта древесины и красителей. Также был составлен список народных мастеров Печоры, в котором насчитывается более 40 имён. 
Известный журналист, коллекционер Юрий Арбат, побывавший на Печоре и Пижме в середине 1960-х годов, под впечатлением от увиденного, в книге «Путешествия за красотой» писал: «Я не знаю музея, где бы хранились удивительные по красоте здешние расписные деревянные ложки». Некоторые из привезённых тогда вещей украшают постоянную экспозицию Русского музея. 
Интересен тот факт, что в 1992 году в собрание ГРМ поступила коллекция Натальи Колпаковой (исследователя печорского фольклора), которая в год своего 90-летия передала свои рисунки, фотографии, коллекцию предметов народного искусства, в том числе печорского происхождения.
Этой же теме посвящены доклады народного мастера России О. В. Шелепеевой – «Диагональные и сетчатые композиции в пижемской росписи (Иван Нестерович Поздеев)» и кандидата педагогических наук И. В. Земцовой – «Художественная традиция декорирования деревянных предметов труда, быта и промысла на Печоре». В статье И. В. Земцовой использованы материалы обследования изделий, декорированных резьбой и пижемской росписью, находящихся в различных собраниях музеев и частных коллекциях. Автор отмечает, что самой значительной является коллекция ГРМ, собранная старейшим сотрудником   Н. В. Тарановской. Говорится о богатых традициях обработки древесины на Печоре, которые отразились в изготовлении различных предметов: каталки (рубели), бачевые палки, флюгеры, грабли, солонки, шейки, ложки и др. Таким образом, на протяжении нескольких веков на Печоре сложилась традиция украшения резьбой и росписью деревянных предметов: орудий труда, быта и промысла.
В третьей части сборника «Фольклорные традиции Русского Севера» помещены статьи кандидата филологических наук, доцента кафедры русской и общей филологии ИГН СГУ Т. С. Каневой «Усть-Цилемская фольклорная традиция в современных исследованиях», где прослежены этапы исследовательской деятельности в области устно-поэтической традиции Усть-Цильмы. 
Этой же теме посвящён доклад заведующего Фонограммархивом ИРЛИ (Пушкинский Дом) Ю. И. Марченко (г. Санкт-Петербург) – «Результаты экспедиции государственного института истории искусств (ГИИИ) 1929 г. на Печору (музыковедческая группа: Е. В. Гиппиус, З. В. Эвальд)». В приложениях даны: репертуарный список фонозаписей экспедиции ГИИИ на Печору 1929 года (группа Е. В. Гиппиуса и З. В. Эвальд), список исполнителей, сведения о записях.
Представлена статья студентки Санкт-Петербургской государственной консерватории М. Д. Антоновой «Жанрово-стилевые особенности молодецких лирических песен Усть-Цильмы». Автор отмечает, что народная музыкальная культура Усть-Цильмы отличается хорошей сохранностью мужской певческой традиции. И то, что в коллекциях экспедиции 1929 года особое место занимают записи от мужских певческих коллективов, в том числе зафиксировано пение уникального мужского ансамбля Чупровых, в репертуаре которого, наряду с былиной «Илья Муромец и Сокольник», – ярчайшие образцы молодецких лирических песен. На момент записи в состав ансамбля входило пять мужчин в возрасте от 18 до 56 лет (Еремей Прович (1890), Климент Прович (1873), Яков Прович (1882), Ларион Еремеевич (1911), Малафей Иванович Чупровы (1887).
В докладе заместителя директора ИА РК «Комиинформ» Е. И. Мезенцевой «Записи Усть-Цилемских духовных стихов в фольклорном архиве Сыктывкарского государственного университета» отмечено, что на сегодня в устьцилемской коллекции духовных стихов ФА СГУ насчитывается порядка 100 единиц записи. Первая запись была сделана в 1981 году, одна из последних – текст стиха «Об Алексе человеке Божьем» в 2012 году. Коллекция духовных стихов Усть-Цилемского района в ФА СГУ представляет собой набор распространённых, как на Русском Севере, так и по всей России, сюжетов – всего 30, исполняемых по памяти и, как правило, фрагментарно.
Сборник научных трудов «Третьи Мяндинские чтения» в ближайшее время поступит в библиотеки Централизованной библиотечной системы. 
Л. К. Рочева,
научный сотрудник музея А. В. Журавского.

Категория: Культура | Добавил: kireevdv (20.03.2017)
Просмотров: 474 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]