Приветствую Вас Гость!
Четверг, 28.03.2024, 21:26
Главная | Регистрация | Вход | RSS
КР

МВД предупреждает!

Группа в VK

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поддержка бизнеса

Поиск

Дежурный репортёр

Поддержим бойцов!

Каталог статей

Главная » Статьи » Человек и закон

Реформа в сфере госконтроля

По новому закону в качестве контролируемых лиц признаются не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и граждане и организации практически во всех сферах правоотношений, а не только в сфере предпринимательской деятельности. Положения данного федерального закона применяются к организации и осуществлению контроля за деятельностью органов государственной власти, не связанной с осуществлением ими властных полномочий, организации и осуществлению контроля за деятельностью органов местного самоуправления, за исключением деятельности при решении вопросов местного значения, осуществления полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закреплённых за ними в соответствии с законодательством, если осуществление указанного контроля предусмотрено федеральными законами.
Также в законе указан исчерпывающий перечень видов деятельности (например, такие как оперативно-розыскная деятельность, дознание, предварительное следствие, деятельность органов прокуратуры), которые к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся.
Закон предусматривает новые способы контроля:
- выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путём осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
- мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
- выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
- инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).
Инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи. Продолжительность проверок будет составлять максимум десять рабочих дней, что в два раза меньше, чем сейчас.
Положения о видах регионального и муниципального контролей на основе этого закона должны быть приняты до 1 января 2022 года. До их утверждения будут применяться положения, принятые по правилам, утверждённым Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ).
Проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, проводятся по плану, утверждённому в соответствии с Законом №294-ФЗ. Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершённых на 1 июля 2021 года, осуществляются по правилам, действовавшим на дату их начала.
Все действия контролирующих органов будут отражаться в информационной системе. Для этого с 01.07.2021 созданы такие ресурсы, включая Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора) (будет сформирован до 2022 года); Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (сейчас это Единый реестр проверок); Информационная система досудебного обжалования; Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований; Информационные системы контрольных (надзорных) органов.
Благодаря этому лица, в отношении которых проводятся проверки, смогут отследить правомерность их проведения, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям.
Закон определяет права и обязанности контролёров и лиц, в отношении которых проводятся проверки. Цель закона – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок бизнеса в качестве наиболее затратного способа контроля.
Контрольно-надзорные органы будут составлять документы в электронной форме и заверять их усиленной квалифицированной электронной подписью. Сообщать компаниям и ИП о своих действиях и решениях органы смогут, например, через Единый портал госуслуг. При этом до 31 декабря 2023 года направлять компаниям и ИП документы и сведения органы будут вправе на бумаге, если, например, электронная связь невозможна. Направлять в адрес органов документы нужно в электронном виде. До 31 декабря 2023 года документооборот возможен на бумаге, если это будет предусмотрено положением о виде муниципального контроля.
При этом важным нововведением является невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия, которое не включено в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Не соблюдение этого правила будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которое послужит основанием для отмены соответствующего решения, принятого по результатам такого контрольного (надзорного) мероприятия.
Формирование плана проверок на 2022 год началось с 1 октября, который согласно закону, может осуществляться со дня утверждения положения о виде контроля.
Соответственно, решения советов депутатов в муниципальных образованиях целесообразно было принять до 1 октября 2021 г. В противном случае формирование плана проверок на следующий год будет невозможным.
В части формирования нормативной правовой базы следует понимать, что закон разграничивает полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственного и муниципального контроля (надзора). Кроме того, полномочия органов местного самоуправления в области муниципального контроля определены в статье 6 вышеуказанного Закона. К ним отнесены:
- участие в реализации единой государственной политики в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля при осуществлении муниципального контроля;
- организация и осуществление муниципального контроля на территории муниципального образования;
- иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Отнесение осуществления соответствующих видов муниципального контроля к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов осуществляется в пределах установленного перечня вопросов местного значения.
Определение органов местного самоуправления, наделённых полномочиями по осуществлению муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Порядок организации и осуществления муниципального контроля устанавливается положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
Положения о видах муниципального контроля утверждаются с учётом общих требований к организации и осуществлению отдельных видов регионального государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля. Такие требования могут быть установлены Правительством Российской Федерации (следует отметить, что такие документы в настоящее время отсутствуют).
Федеральные законы о видах контроля могут устанавливать положения, которые в соответствии с анализируемым федеральным законом должны содержаться в положении о виде контроля.
Положением о виде контроля определяются:
- контрольные (надзорные) органы, уполномоченные на осуществление вида контроля;
- критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления вида контроля;
- перечень профилактических мероприятий в рамках осуществления вида контроля;
- виды контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно в рамках осуществления вида контроля, и перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого контрольного (надзорного) мероприятия;
- виды и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска, за исключением категории низкого риска;
- особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию;
- иные вопросы, регулирование которых в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами о видах контроля осуществляется положением о виде контроля.
Ю. А. Тимофеев,
заместитель прокурора района, советник юстиции.

Категория: Человек и закон | Добавил: marsemjina1980 (26.10.2021)
Просмотров: 190 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]